Культура

Памятники, которых мы достойны: Храм Козьмы и Дамиана с Примостья

07.08.2020 13:36|ПсковКомментариев: 2

Местность за мостом через реку Пскову в старину называлась Примостьем. Примостье — место у старого Троицкого моста через Пскову, — венчалось в древности храмами, стоявшими на так называемом «Званницком кресте», Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья  в г. Пскове т.е. на перекрестке главных улиц Запсковья (одна из которых называлась Званицей — ныне Леона Поземского).


Фото здесь и далее - Вадим Боченков

Неизвестно, когда здесь впервые построили церковь во имя святых врачей – бессребреников и чудотворцев братьев Козмы и Дамиана, убитых в Риме в 284 году.

Впервые летописи упоминают церковь Козьмы и Дамиана под 1458 г. в связи с пожаром, во время которого она сгорела. Храм уже был центром Космодемьянского конца. Но вскоре, в 1462 году, как пишет летопись, «в лето 6970 того же лета заложите церковь каменоу оу Примостья на Запсковьи святого Козьмы и Демьяна князь Псковский Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья  в г. Пскове Владимир Ондреевич и посадник степенный Зиновеи Михайловичь».

Новый кончаковский храм Козьмы и Дамиана тоже не избежал больших запсковских пожаров. Он выгорел 6 октября 1500 года и 27 марта 1507 года (тогда сгорели даже колокола). 19 сентября 1541 года храм сгорел вместе с мощами святых, иконами, церковной казной, погибли три человека.

Убедившись, что в пределах нельзя держать припасы, в XVI веке построили одно большое, почти кубическое здание со складами и подвалами внизу, маленькой церковью во втором ярусе и четырехпролетной звонницей.

В XVIII веке ее заменили восьмигранной колокольней. Клировые ведомости упоминают дату постройки Саввинской южной придельной церкви под 1640 г. В ведомости 1761 г. (ЦГАДА) упоминаются каменная ограда с двумя воротами большими и малыми на 12 сажень...

Сегодняшняя церковь одноглавая, трехапсидная, с двумя приделами: южным - во имя Св. Саввы (1640 года), и северным – во имя Св. Митрофания Воронежского (1833 года). Крыша церкви покрыта на восемь скатов и увенчана массивным куполом маковичной формы с ажурным крестом. Барабан храма, на котором красуется купол, украшен кокошниками, «поребриком» и «бегунцом».

В конце XIX века при церкви был открыт приют для бедных, а в начале XX века была учреждена церковно-приходская школа. В 1939 году в церкви было решено устроить зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, после войны долгое время использовалась под светские учреждения.

В 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения. После Великой Отечественной войны до 2008 года в церкви располагалась переплётная мастерская.

14 ноября 2008 г. после долгих лет запустения в храме стали совершаться Богослужения, совершён первый молебен, 1 декабря 2008 г. указом митрополита Евсевия настоятелем назначен иерей Михаил (Фёдоров).

В 2009 году на реставрацию объектов культурного наследия в Псковской области из федерального бюджета выделили 44 млн. 821 тыс. 800 рублей. Финансирование производится по федеральной целевой программе «Культура России (2006—2011 годы)». Из них на разработку научно-проектной документации для дальнейшей реставрации церкви Козьмы и Дамиана — 2 млн рублей.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы).

Адрес: ул. Поземского, 7.

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 203 человека
ПравилаКомментарии 2
Проходил мимо и обратил свое внимание на статью). "Новый кончаковский храм Козьмы и Дамиана". Вряд ли хан Кончак причастен к строительству храма. Поправьте. Ни половцы, ни печенеги не имеют никакого отношения к Пскову). Но этот храм играл очень заметную роль в период русской смуты начала 17 века. Про это надо бы указать. В 1610 г. колокол церкви Козьмы и Дамиана оповестил о начале сбора псковичей против псковской знати и духовенства, готовивших измену и присягу царю Василию Шуйскому, которого поддерживали шведские интервенты. Отмечу, что в это время Псков никому не подчинялся и был самоуправляемым городом. Именно эта стратегия и спасла Псков от польско-литовской и шведской интервенции, а на московское правительство смотрели как на изменников. В итоге восстания были сорваны планы знати и духовенства.Народ победил.

И, конечно же, Кто такой князь Владимир Андреевич?

Князь Владимир Андреевич происходил из рода Рюриковичей и Ростово-Борисоглебских удельных князей, находился в вассальной зависимости от великих князей Московских. В 1461 – 1462 гг. Владимир Андреевич был назначен великим князем Московским Иваном III наместником в Псков. В короткий срок своего княжения в Пскове, Владимир Андреевич основал псковский пригород Володимерец и заложил церковь Косьмы и Дамиана с Примостья.
Причиной непродолжительного правления князя псковская летопись называет некий конфликт, произошедший с жителями города. Псковичи не ужились с ним, находя, что он «на народ не благ», и «на вечи с степени спхнули его» и в сентябре 1462 года «показали ему путь». Обиженный таким отношением к себе, князь отправился из Пскова с жалобою на псковичей в Москву, к великому князю, который сильно разгневался на псковичей за самоуправство.
Дальнейшие годы жизни князя Владимира уже были связаны со службой при дворе великого князя московского. После отъезда Владимира Андреевича, Псков сохранил связи с родом ростовских князей. Князь Владимир имел двух сыновей сперва княживших в Пскове, а затем служивших в Москве, в сане бояр. Александр Владимирович исполнял обязанности псковского князя – наместника в 1496 – 1501 гг., а его старший брат, князь Дмитрий – с 1503 по 1507 гг.
0
Отличительной особенностью этого храма и его архитектурной уникальностью являются боковые апсиды прямоугольной формы. Такая черта характерна для псковской архитектурной школы середины 15 века. Например, такие же апсиды у храма Успения в Мелетово. Это очень важная черта этого храма!
0
Рейтинг@Mail.ru