Значения слова «драгоценный» понятны всякому - дорогой, высоко ценящийся, редкий. С глубокой древности золото и серебро из-за своей способности не окисляться на воздухе и в воде использовалось людьми буквально во всех сферах жизни, но в первую очередь служили украшением и удобным средством накопления. Попросту говоря, из драгметаллов делали деньги и ювелирные изделия.
Особый блеск и качества этих двух главных цветных металлов влекли к ним таланты и поклонников. А такое свойство как «быстроплавкость» всегда привлекало внимание богачей и криминального мира. Одному Богу известно, сколько поражающих воображение творений исчезло в котле человеческой страсти к чистогану. Воистину не было бы золота, и история человечества сложилась бы иначе. Возможно, не столь драматично. И не только люди гибли за металл, но и уникальные вещи, из этого металла рожденные. Поэтому все, что дошло до нас из глубины веков, по сути стоимости не имеет. Так что комнату, где ныне хранится псковская «Золотая кладовая», можно назвать «бесценной» вне всяких натяжек.
Обычная такая комната в недавно отреставрированном доме Масона, разве что окон нет. Вместо окон деревянные шкафы с подсветкой. Справа от входной двери – картины маслом, передающие «дух времени». В высоких и объемных шкафах все, чем богат и славен (в смысле изделий из драгметалла) Псковский музей-заповедник. Еще совсем недавно этих изящных предметов не касался любопытный взгляд посетителя. Все богатство находилось на специальном хранении. То есть вещи должны были находится в одном месте и расположены по ранжиру. Допустим, оклады икон и потиры - на своем месте, а монеты и медали – на своем. И обязательно – рядом с потрепанными книгами, где все досконально учтено и расписано. Чтоб ничего, не дай Бог, не пропало. Именно поэтому показывать коллекцию попросту не представлялось возможным. Слишком трудоемко и сложно. Несколько десятилетий музейщики лелеяли мечту показать, чем богат Псков. Но правила хранения были строги.
Кстати, и сегодня так же строги, как и раньше. В неслучайном слове «кладовая» таится и чисто прагматический смысл: это прежде всего хранилище ценностей, помимо историко-художественного, имеющих и материальное измерение. Но и – одновременно - выставочный зал, теперь доступный для взоров псковичей и гостей города. Как и любая другая экспозиция, «Золотая кладовая» сопровождается экскурсией. Для корреспондента «МК» «прогулку по содержимому шкафов» провела хранитель музея Ольга Васильева.
- У нас в фонде хранения драгоценных камней и металлов – 40 тысяч единиц хранения. – Рассказывает Ольга Анатольевна. – Практически две трети того, что вы сейчас здесь видите, никогда не выставлялось, а находилось в запасниках. И поэтому как раз цель «Золотой кладовой» - сохраняя систему музейного хранения со всей ее жесткой инвентаризацией (проверки проводятся ежегодно), показать ее людям. Вот за этой дверью (показывает на шкаф) – книги спецучета. Тут все! И это государственная тайна! Старые книги, в которых зафиксирован каждый миллиграмм. Вес каждого экспоната и каратность каждого камня. Таков порядок.
- А вот это что такое? – Спрашиваю я на выпуклые предметы из серебра непонятного назначения.
- Это так называемые фибулы. Ритуальные украшения народов сету. Они носятся на груди как защитный оберег от сглаза и злых духов.
Мы переходим к шкафу, где хранится церковная утварь.
- Вот, например, дарохранительница, это вторая половина 19 века, отсюда и классицистические формы стилизованного храма. Дароносица – предмет, в котором священнослужитель носил потир и ложечку для причастия. А это - крест-мощевик. В нем хранились мощи святого. Мы не знаем, чьи, но предмет сохранился. Вот потиры. Кубки для вина. Вот оклады от икон.
- Расскажите, а как коллекция формировалась?
- Основная часть после Октябрьской революции.
- Говоря иначе, большевики ограбили православные храмы, конфисковали?
- Оценивая события с высоты нашего времени отбрасывая идеологию, сейчас даже трудно сказать, ограбили или сохранили? Или было Божье провиденье, что музей должен хранить эти вещи. Потому что если бы они не попали в музей, совсем не факт, что они вообще сохранились бы. Конечно, мы знаем, что многое было по Ленинскому указу переплавлено, но уж то, что попало в музей, осталось для потомков.
- А вот после эвакуации и оккупации сколько предметов осталось?
- Сказать трудно. Довоенные книги все ведь утрачены, поэтому невозможно точно сказать, какую часть коллекции успели вывезти. А что попало в руки немцев.
- Какая же часть осталась у нас?
- Примерно четверть. Можете себе представить? Музей для того, чтобы эвакуировать свои фонды, запросил целый эшелон. А дали только один вагон. Но и после войны коллекция пополняется. Очень многие предметы обнаружены в ходе археологических раскопок. Вот, например, клад столового серебра и крашений с бриллиантами, обнаруженный в восьмидесятые годы. Кое-что приносят в дар. Известный псковский реставратор Скобельцын передал много ценных вещей.
- А это что?
Это изделия из человеческого волоса. А здесь они хранятся, потому что при их изготовлении тоже использовались драгоценные металлы. У нас вообще уникальные предметы хранятся. Флакончик от духов видите? Там даже запах, как это ни удивительно, остался. А вот замечательный карандашик, часы с тридцатью семью брильянтами. Ключик, печать. Как люди украшали свой быт.
- А что особенно ценно?
- Ценно абсолютно все! – Убеждена хранительница. – Мало того, что эта часть нашей истории, культуры, но ведь каждый предмет самоценен! Но отмечу, что впервые в Пскове и так полно показываются светские ювелирные украшения. В принципе. Этого никто и никогда в нашем собрании не видел.
- Картины на стене тоже имеют значение?
- Да, конечно. Где, когда, какая среда носила подобные украшения и этими предметами пользовалась.
В зал заходит очередная экскурсия, и начинается увлекательный рассказ о предметах, которые, сохранив всю свою самоценную красоту и обаяние, по существу вместили в себя и целые века отечественной истории. Поразительно, как все это богатство вообще дошло до нас в целости и сохранности. Драгоценные металлы, символизирующие не столько материальное, сколько духовное богатство нашего народа.
Александр Донецкий.