2 апреля в российский кинопрокат выходит новый фильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь». Это военная драма, основанная на реальных событиях. В центре сюжета - история легендарной советской женщины-снайпера Людмилы Павличенко, уничтожившей 309 немецких солдат во время защиты Одессы и Севастополя от немецких войск. Главную роль в фильме исполнила Юлия Пересильд. 29 марта известная российская актриса приедет в свой родной город Псков на предпремьерный показ. Оказалось, она фактически выпросила копию «Битвы за Севастополь», чтобы ее показали в Пскове. Подробнее о своей новой киноработе Юлия Пересильд рассказала в интервью корреспонденту Псковской Ленты Новостей.
- Юлия, что «Битва за Севастополь» значит лично для вас?
- Для меня эта картина значит многое. Именно поэтому я фактически выпросила копию фильма, чтобы его показали в Пскове. Мне очень хочется, чтобы его посмотрели псковичи молодого, среднего возраста. В том мире, в котором мы сейчас пребываем, столько обмана! И зачастую молодежь - тех, кому 15, 16, 17, 18 лет, сегодня «кормят» не всегда тем, чем хотелось бы. Этот фильм мне дорог, потому что Людмила Павличенко - первая серьезная роль в моей киноистории. Не могу сказать, что их не было. Был ведь «Край», который я очень люблю. Но там у меня женская линия, а главную тему ведет мужчина. Здесь, в «Битве за Севастополь», конечно, основная тема отдана женщине. Для меня это дорого и ценно. Не понимаю пока, получился фильм или нет - наверное, мы поймем это по прошествии времени. Кроме того, эта история дорога мне, так как съемки проходили в России и на Украине.
- И, наверное, именно потому, что «Битва за Севастополь» - последний совместный российско-украинский кинопроект, он будет иметь особое звучание в свете нынешних непростых отношений России и Украины?
- Думаю, это последний совместный проект на ближайшие 10 - 20 лет. Таких больше не будет. Во всех этих исторических переворотах, революциях, мы снимали кино с украинцами! 23 марта я вылетаю в Киев на премьеру. Жутко хочу увидеть всех людей, с которыми снималась, посмотреть на них, потому что соскучилась. И, знаете, они не перестали со мной разговаривать. По крайней мере, пока. 15 июля, когда мы отсняли картину, я прорыдала целый день, потому что не понимала, увижу их когда-нибудь или нет. Этого ведь может и не произойти! Вообще, этой картины быть не должно! То, что она состоялась - неимоверное чудо!
- Людмила Павличенко. Кто она для вас?
- Она совершенно непохожа на меня. Она закрытая, папа растил ее, как мальчика, и это было на самом деле так. Она окончила курсы стрельбы и шла на войну не просто как девочка с батиками, а как готовый боец. Она понимала, куда идет. Отец ей говорил: «Ты чего платьице надела, ты о чем думаешь?». И, может, он был прав. В фильме звучит тема женщины на войне: я же женщина, я же люблю, я же ребенка хочу! И вот с этого момента она воевать больше не смогла. У нас в этой картине все парадоксально. Это не то патриотическое кино, когда мы бьем себя в грудь, кричим «За Родину! За Сталина!». Оно не про это. Я боюсь одного: что в сложной ситуации его захотят раздербанить на пропаганду. А ее там нет. Страшные события не повлияли на нее. Мы снимали про Люду, которая убила 309 фашистов. Она защищала свою землю, и, честно говоря, помимо того, что она снайпер, она прославилась тем, что оратором была хорошим, дипломатом. Благодаря ей впоследствии был открыт второй фронт. Ей принадлежит известная фраза, сказанная в Чикаго, после которой люди стали ей аплодировать. То, что она сказала, было революционным: «Мне 25 лет, я убила 309 немецких мальчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?». Есть еще один эпизод из ее биографии, и он не придуманный. Она дружила в Америке с Элеонорой Рузвельт, и когда в 1957 году бывшая первая леди США приехала в Москву, она перед приемом у Хрущева заехала к Людмиле Павличенко. Помимо этого американский певец Вуди Гатри, который в то время был так же популярен, как сегодня Eminem, написал про нее песню «Miss Pavlichenko». Ее можно найти в интернете. Вот скажите, можно сегодня представить себе, чтобы Eminem посвятил песню, скажем, нашей фигуристке Аделине Сотниковой?
- С трудом.
- А Павличенко посвятили!
- Юлия, часто вы приезжаете в Псков? Рассказываете своим детям о нашем городе?
- Мои детки знают наш город не хуже меня! Я их тут крестила, их крестная живет в Пскове. Я не теряю связи с городом и не планирую терять. Здесь есть замечательный театр, и для меня премьера «Битвы за Севастополь» - это шаг к сотрудничеству. Я, если честно, была сильно удивлена: столько фильмов со мной вышло, и ни разу не было предложений. Уже не выдержала и сама напросилась. Театр здесь прекрасный, спектаклей много, теперь во главе там Дмитрий Месхиев стоит, мы с ним работали. Надеюсь, теперь все будет наоборот, может, привезем сюда «Варшавскую мелодию». Хочется, чтобы этот спектакль посмотрели мои близкие люди. Спектакль «Театра наций», может, привезем. Но для этого нужно, чтобы от Пскова тоже пошел интерес какой-то. Если он будет, очень может быть, что сотрудничество сложится.
- Каким вы находите город Псков? Изменился он с тех пор, как вы уехали в столицу?
- В последние несколько лет произошли изменения в культурном плане. Многие мои знакомые были на Пушкинском фестивале, просто так приезжают сюда. То есть интерес к городу появляется. Открылась тут школа иконописи. Мне кажется, что-то интересное в творческом плане происходит. И такой тут театр, что грех не ставить там хорошие спектакли! Наверное, радоваться надо этому. Я, например, очень радуюсь. Васе Сенину спасибо сказать надо как человеку, пережившему эту большую стройку. Театр такой красивый - не стыдно приехать, сыграть не стыдно.
- Юлия, может быть, вы не слышали - Василий Георгиевич на днях написал заявление об уходе.
- Да вы что! Не знала. То есть театр теперь без худрука?!
- Получается, что так. Но сейчас ведутся активные поиски нового худрука.
- Видимо, тяжело ему стало. «Съели» скобари.
- Да уж, о нашей суровости ходят легенды!
- Народ-то северный - по себе знаю. По своему характеру и характеру детей.
- В одном из интервью вы говорили: «Псков - это город, в который нужно приезжать, чтобы очищаться энергетически». Что именно вас здесь очищает? Какие места?
- Всегда в Троицкий собор хожу - там меня крестили, там мне просто хорошо. В Пскове есть отец Андрей (Вахрушев). Это мой духовный наставник, очень важный для меня человек. Есть Людмила Масленникова, Слава Рахман - мне важно с ними разговаривать. Есть Иринка Петушкова... Это то, что позволяет мне оторваться от реальности, от ощущения москвичики. Но я никогда ей не буду. И не хотела никогда. И хотеть глупо. Считаю себя даже не псковичкой, а псковитянкой. И по поводу этого есть большие мысли - тема княгини Ольги много лет ходит кругами по театрам. Может, придет она и ко мне.
Юлия Пересильд - российская актриса театра и кино. Родилась 5 сентября 1984 года в Пскове. Окончив среднюю школу, поступила на факультет русской филологии Псковского педагогического института, но проучилась всего год, после чего поехала в Москву и поступила в Российскую академию театрального искусства на курс Кудряшова. РАТИ окончила в 2006 году, с 2007 года как приглашенная актриса участвует в спектаклях Театра наций. Сотрудничает с театром «Школа современной пьесы» и с театром на Малой Бронной, театральной компанией Евгения Миронова. Попечитель благотворительного фонда «Галчонок», помогающего детям с органическими поражениями центральной нервной системы.
В 2010 году стала обладательницей статуэтки «Хрустальная Турандот» в номинации лучшая женская роль - за спектакль «Варшавская мелодия», победителем кинопремий «Белый слон» и «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» - за фильм «Край». 15 марта 2013 года удостоена премии президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2012 года - за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства. Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая роль второго плана» (2011).
Беседовала Татьяна Иванова