В редакцию Псковской Ленты Новостей поступило открытое обращение Псковского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ к врио губернатора Псковской области Андрею Турчаку. Сегодня, 1 апреля, обращение зарегистрировано в канцелярии администрации Псковской области.
Публикуем текст полностью:
«Уважаемый Андрей Анатольевич!
В наступившем году завершена инициированная лично Вами беспрецедентная капитальная реконструкция театрального здания – Псковского Народного дома им. А. С.Пушкина – и параллельно строительство нового здания театральных мастерских, не уступающего по площади основному. Фактически Псковский Академический театр драмы им. А.С. Пушкина получил великолепный театральный комплекс с Большой и Малой сценами и мастерскими, оборудованными по последнему слову театральной техники. И театральный коллектив, и зрители Пскова были исполнены благодарности Вам и Вашей «команде», - и уверенности, что город и область ждет невиданный прежде расцвет театрального искусства, что и в творческом отношении театр будет соответствовать обновленному театральному дому.
Новый импульс нашим надеждам придали Ваши слова, сказанные год назад, 26 февраля 2013 г., на представлении коллективу театра нового художественного руководителя – Василия Сенина: «Я всегда говорил о том, и обязательно, еще раз повторю, что псковский театр должен быть репертуарным и современным, - чтобы снять эти вопросы, и больше, чтобы на эту тему не дискутировали. …Пскову нужен театр, области нужен театр!»(Цитата по аудиозаписи.)
Однако случилось нечто обратно пропорциональное: при внешнем великолепии обновленное здание оказалось чужим для основной части труппы театра и его зрителей. Сегодня ситуацию, в которой оказался ведущий театральный коллектив Псковской области, Псковское региональное отделение СТД РФ расценивает как угрозу существованию профессионального театра в Пскове.
Кадровые потери. Снижение профессионального уровня.
Тревогу вызвали уже первые кадровые замены нового худрука. На место знающих, профессиональных специалистов пришли – в том числе на ключевые должности – люди, профессионально необразованные, не знающие театра, не проработавшие в нем ни одного дня. Одним из первых был заменен зав. литературно-драматической частью (к слову сказать, сейчас эта должность упразднена совсем). На должности актеров были приняты люди без всякой профессиональной подготовки. На должность зав. музыкальной частью – человек с образованием музыкальной школы, на должность главного художника – дизайнер по интерьерам, - и это в Академическом театре!
Началась чехарда в должностях администраторов, заведующего труппой, да и новый завлит (Ю.Стрекаловский) недолго продержался. Скоро стало ясно, что худрук В.Сенин подбирает кадры не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности и кампанейщины.
В театре с легкой руки, а вернее сказать, с языка В.Сенина пышным цветом расцвело сквернословие, а о его грубости и хамских выходках даже к пожилым сотрудникам и сотрудницам театра пошли толки по всему городу.
Апофеозом кадровой безответственности стало назначение на должность директора театра социолога С.В.Дамберга, - возможно, хорошего специалиста в своей области, но совершенно не знакомого с особенностями театра и жизни творческого театрального коллектива. Если директор считает, что актеры, для которых просмотр спектаклей – часть их профессиональной работы, должны покупать на спектакли своего театра билеты(?!), что их вообще возможно не пускать в театр, или считает, что для театра гримерный цех – это лишнее (?!), то возникает мысль что этот, с позволения сказать, «театральный директор»- или полный дилетант, или он выполняет чье-то задание по ликвидации труппы и репертуарного театра.
То же можно сказать и о конкурсной комиссии и ее председателе, которые утвердили такого директора в должности.
Выдающийся режиссер Марк Захаров говорил в одной из недавних телепередач (ТВ «Культура», «Что делать?» - 16.03.2014): «Театр – это бесконечно сложная организация, где легко потянуть не за ту ниточку и все испортить». Сегодня порча, которую наносит Псковскому театру некомпетентное руководство, приобретает все более необратимый и губительный для театра характер.
Репертуарный театр без репертуара.
На той памятной встрече 26 февраля прошлого года В.Сенин говорил о предстоящей «громадной работе» по созданию репертуара, которая ждет коллектив в ближайшие два года. Однако всё, на что оказался способен худрук, – 40-минутный «Граф Нулин», - весьма сомнительных художественных достоинств зрелище, о котором можно говорить, что это сценический клип, музыкально-визуальный коллаж, театрализованное представление, - всё, что угодно, но только не драматический спектакль.
Вот как отозвался о спектакле Юрий Поляков, известный писатель, драматург, член Президентского совета по Культуре, главный редактор «Литературной газеты»: «Недавно я был во Пскове на круглом столе, посвященном состоянию российского театра. Вел его президент Путин. …Потом состоялась премьера «Графа Нулина». Актеры, выряженные пионерами, дурными голосами пели, бормотали и глумливо декламировали вечный пушкинский текст. Потом они, конечно, разделись... Оставшиеся на премьеру московские и губернские начальники сидели с лицами, искаженными двумя сильнейшими чувствами: ужасом от спектакля и радостью, что этот кошмар по причине занятости не увидел Путин. Но больше всего мне запомнилась безысходная тоска в глазах псковских театралов, пришедших на премьеру…» («Культура», 27.03.2014.)
Представление оказалось весьма дорогостоящим и по постановочным расходам, и по выписанным премиям, но показано на публике было всего ОДИН(!) раз.
Для сравнения: за два года, предшествовавшие назначению В.Сенина, коллектив театра, не имея своей сцены, подготовил шесть новых спектаклей, сыгранных на сценах Колледжа искусств и БКЗ филармонии, два из них – детские новогодние сказки в зале развлекательного центра «Супер». При худруке В. Сенине Пушкинский театр ВПЕРВЫЕ В СВОЕЙ ИСТОРИИ бездействовал в Новогодние праздники! На сегодняшний день театр не имеет своего репертуара.
И в этой ситуации худрук Сенин отправляется на постановку в г. Ярославль, где, как сообщает сайт театра им. Ф. Волкова, в мае состоится премьера его спектакля «Свадьбы». Этот факт – еще одно подтверждение, что в Пскове происходит преднамеренная ликвидация ведущего театра региона.
Уничтожение труппы театра преступно
Правление Псковской региональной организации СТД считает творческий потенциал Псковской труппы достаточно высоким для решения творческих задач любой сложности: актеры Пскова – это реальное достояние культуры региона. Псковское отделение СТД РФ обвиняет В.Сенина в том, что бОльшая часть труппы – народные и заслуженные артисты России и просто высококвалифицированные артисты – оказались в зоне вынужденного бездействия. Вместо репетиций и новых премьер – бесконечное ожидание… Чего? Уведомления об увольнении?
При этом в январе 2014 г. всех, кто не занят в репетициях и спектаклях, руководство театра незаконно лишает надбавок, «опустив» и без того невысокую зарплату до 6-8 тысяч рублей. Куда логичнее было бы понизить зарплаты руководителям театра, оказавшимся неспособными организовать творческий процесс. Проверка инспектором Облсофпрофа выявила в театре ряд нарушений трудового законодательства и постановлений администрации Псковской области – в том числе и в оплате труда. На фоне начавшегося года Культуры и решений органов государственной власти о повышении заработной платы работникам культуры действия руководства театра выглядят форменной издёвкой и дискредитацией политики государства в сфере культуры.
Псков имеет право на театр
Для сравнения: в Москве около 150 театров, 2/3 из которых государственные (федеральные, региональные, муниципальные), остальные – частные. В Петербурге около 100 театров с таким же соотношением. Понятно, что столичный зритель может выбирать театр и спектакль на любой вкус. В Пскове театр один. И этот ТЕАТР ОБЯЗАН БЫТЬ РЕПЕРТУАРНЫМ и иметь спектакли на любой вкус и возраст. Между тем, даже гастрольная афиша приезжих коллективов практически целиком состоит из спектаклей экспериментально-авангардных, которые не могут быть интересны большинству псковских зрителей. И сегодня мы вправе спросить Вас, Андрей Анатольевич: на каком основании художественный руководитель Псковского ГОСУДАРСТВЕННОГО театра лишает псковичей ПРАВА НА ТЕАТР?
Потери Пушкинского фестиваля
20 лет фестиваль трудился над созданием театра Пушкина в России. Созданный Владимиром Рецептером Фестиваль вместе с творческой Лабораторией явили собой на редкость плодотворный синтез науки о Пушкине, гений которого сконцентрировал в себе все смыслы существования российской нации, и практикующего театра. Лишившись Лаборатории, Псковский фестиваль превратился в один из многих рядовых тематических театральных фестивалей России.
Псков – город, где СТД РФ стал изгоем
Союз театральных деятелей зародился 137 лет назад как «Общество взаимного вспоможения русских артистов» и сегодня является самым многочисленным творческим Союзом России. СТД РФ – это огромное количество творческих и социальных программ, фестивалей, главный из которых «Золотая маска», это издательская и образовательная деятельность, это сеть домов отдыха и медицинский учреждений. Отделения СТД РФ есть во всех регионах России, и, являясь театральными центрами, располагаются либо в специально построенных домах Актера, либо в ведущем театре региона. Так до реконструкции театрального здания было и в Пскове. Теперь по воле худрука В.Сенина у СТД РФ в Пскове своего дома нет. Еще в сентябре 2013 г. при посещении строительства нового театрального здания актерам было представлено будущее помещение для регионального Отделения СТД РФ. После ввода здания в строй места для Театрального Союза в нем не нашлось. Чем мы так провинились перед Вами, Андрей Анатольевич?
Традиция – основа стабильности
Когда-то некий исторический персонаж хватался за пистолет при слове «культура». Похоже, нечто подобное происходит с Василием Сениным при слове «Традиция». Вероятно, отсюда и стремление доказать, что до него в театре не было ничего хорошего, желание разрушить все до основанья. Уничтожен сайт театра с его историческим разделом, архивом публикаций о театре, фотогалереей, персоналиями актеров. Неизвестна судьба музея и архива театра, хранящего его 108-летнюю историю.
Между тем Традиция – это становой хребет стабильности, и это особенно важно в нашем обществе хронических реформ и непредсказуемых перемен. Театр – не исключение. Спектакли могут быть любыми, и авангардными тоже, но театр возможен только там, где его уважают, любят и берегут, где на первом месте не вседозволенность и личный интерес временщиков, а творчество, ответственность и преемственность традиций.
Уважаемый Андрей Анатольевич!
В тот памятный день знакомства коллектива Псковского театра с В.Сениным Вы сказали: «Я не буду скрывать, что, естественно, я предлагал кандидатуру Василия. Несу ли я за эту кандидатуру какую-то ответственность? Ну, безусловно, моральную ответственность несу, потому что он был мной предложен…»
Ошибаются все, но настоящего уважения достоин лишь тот, кто способен ошибку признать и исправить. Псковская Региональная организация СТД РФ готова совместно с Вами и государственными органами принять участие в разработке и реализации мер по спасению и возрождению театральной жизни в Пскове и области. Мы готовы вместе с Вами повторить: «Пскову нужен театр, области нужен театр!» И – добавим мы – Псков достоин своего высокохудожественного театра в замечательно возрожденном Народном доме им. А.С.Пушкина».
Принято правлением Псковского регионального отделения СТД РФ 31 марта 2014 года