Экономика

А нам летать охота

28.06.2018 16:37|ПсковКомментариев: 45

На днях стало известно, что ежедневные авиаперелеты между Псковом и Москвой могут быть возобновлены уже в этом году. Рупор власти сообщил, что врио губернатора Михаил Ведерников уже провел переговоры с авиакомпанией «Азимут», которая, собственно, и заявила о готовности связать столицу и город на Великой по воздуху. Кто-то обрадовался новости о том, что теперь можно будет оперативно добраться до Белокаменной на современных суперджетах, а кто-то, наоборот, стал роптать, что вместо региональных игроков на псковский рынок снова приходит фирма-варяг. Действительно, хорошо это или плохо? Давайте попытаемся разобраться.

Не буду особо углубляться в историю вопроса. Напомню лишь, что открытие аэропорта в Пскове состоялось аж в 1944 году, а в 1975 году возвели здание аэровокзала и другие производственные сооружения. Сейчас в это сложно поверить, но в советские годы отсюда вылетали самолеты не только в города СССР, но и осуществлялись международные перелеты. Между райцентрами крылатые машины летали так, как нынче и поезда не ходят. Сказка.

Однако к концу 90-х гражданские авиаперевозки уже практически не выполнялись. Сказалась и общая плачевная экономическая картина, и претензии контролирующих органов к состоянию аэродрома, который признали небезопасным. Лишь в 2006 году, в бытность губернаторства Михаила Кузнецова, взлетно-посадочную полосу реконструировали, все необходимое оборудование модернизировали и построили новый современный топливно-заправочный комплекс. Это позволило в 2007 году возродить пусть и не весь пул былых пассажирских авиаперевозок, но, по крайней мере, закрыть одно из самых востребованных направлений - «Псков-Москва».

И вот что любопытно. За эти самые перевозки взялось вовсе не «Псковавиа», специализирующееся на тот момент на доставке грузов, в основном от птицефабрик, изначально никто и не планировал развивать местную авиакомпанию, рейсы осуществлялись по принципу аутсорсинга. Кто предложил самые выгодные условия на конкурсе, тому и госконтракт. Когда он закачивался, авиаподрядчиком мог стать уже другой игрок. Что, собственно говоря, и происходило.  

С нашим регионом успела поработать и петербургская компания «Выборг», и «Саратовские авиалинии», и «ЮТэйр», и «Атлант-Союз», и «Регион-Авиа» и даже латвийская AirBaltic. Правда, последняя пришла на наш рынок по собственной инициативе, вне конкурсных процедур, организовала перелеты в Ригу, которые потом благополучно закрыла из-за нерентабельности.

Понятно, что бизнес в этом направлении вести было совсем непросто, ведь на первых порах рейсы заполнялись из рук вон плохо. Происходило это потому, что на протяжении десятилетия пассажирского авиазатишья в Псковской области исчезла сама культура авиаперелетов. Даже чиновники областной администрации за эти годы разучились летать. На самолетах. Для них привычной схемой командировок в Москву стали поездки в поезде с уютным вагоном-рестораном, и их сложно было мотивировать пересесть в крылатую машину. Что уж говорить о псковичах, многие из которых на самолете вообще никогда не летали.

Вот почему при Михаиле Кузнецове появилась разумная концепция – компенсировать авиаперевозчику непроданные места из областного бюджета на востребованных рейсах, таких как «Псков – Москва», например. Для этого в регионе приняли областную целевую программу «Развитие авиационных услуг в Псковской области на 2007-2009 годы». Власти понимали, что такие вложения необходимы, потому что устали слушать претензии, которые высказывались в адрес региона со стороны видных политиков и завидных инвесторов: «А как до вас добраться? Что, даже самолеты не летают?!». Скажу вам больше, известны случаи, когда именно по этой причине «большие кошельки» разворачивались и уходили!

Когда к власти пришел Андрей Турчак, действие программы закончилась, а концепция кардинально поменялась. Амбициозные планы нового руководителя предполагали отказ от аутсорсинга и создание собственного предприятия на базе ГУП «Псковавиа» со своим собственным авиапарком.

Увы, приходится констатировать, что «разбег был лошадиный, а удар… комариный». Ставку на старый парк Ан-24, которые, к слову, еще в 79 году перестали выпускать, едва ли можно назвать дальновидной. Собирались как-то прикупить чуть ли не с десяток новеньких Эмбраеров, но ключевое слово здесь, увы, «собирались».

С сожалением приходится признать и тот факт, что те, кто испытали (и это верно подобранный глагол) перелет по-псковски на себе, твердили, округляя глаза, что больше не согласятся на такое никогда! И дело не только в том, что страшно, это еще и некомфортно. Конечно, были и те, кто привык к тому формату поездок. Да и нельзя отрицать тот факт, что даже в этом виде авиаперелеты были несомненным плюсом для нашей области.

Вот только ажиотажного спроса не наблюдалось. Политики, бизнесмены, инвесторы не горели желанием летать на псковских самолетах. Да и местные чиновники снова стали предпочитать добираться до столицы на поезде или автомобиле. Или даже до Санкт-Петербурга, чтобы вылететь в Москву уже оттуда. За что, спрашивается, тогда боролись?

Не приносили плюсов в карму «Псковавиа» и ряд скандалов, связанных с сомнительной политикой топ-менеджеров расходования средств, а также регулярные задержки и даже срывы авиарейсов. Бывали случаи, когда самолеты выезжали за взлетную полосу или слишком жестко на нее садились.

Включу, пожалуй, Капитана Очевидность. Если есть перелеты, то они должны быть комфортными и ежедневными, а не три раза в неделю не в самое удобное время. Еще и с периодическими срывами. Известны случаи, когда самолет просто не прилетал в аэропорт, а пассажирам даже не посчитали нужным объяснить, почему так произошло.

К чему мы с эдаким багажом пришли, известно. В прошлом году всерьез заговорили о крахе «Псковавиа», который совпал со сменой руководства области. Выяснилось, что у компании огромные долги, в том числе, перед своими сотрудниками. К сожалению, все это достаточно характерно для госпредприятий или для акционерных обществ, в которых контрольный пакет принадлежит государству. Госмахина уже давно показала себя не самым эффективным управленцем во многих сферах бизнеса.

К тому же нельзя сбрасывать со счетов наш, мягко говоря, скудный бюджет. Мы же понимаем, что Псковская область просто не в состоянии содержать нормальную авиакомпанию своими силами. Однако ей вполне по силам содержать собственную инфраструктуру, отремонтировать аэропорт, решать все непростые вопросы с военными (не будем забывать, что у нас аэропорт двойного базирования). Вспоминаем 2006 год, получилось же!

Да и взлетные полосы у нас оставляют желать лучшего. По сути это просто бетонные плиты, положенные стык в стык. Далеко не все современные самолеты могут сесть в таких условиях. А чтобы заасфальтировать взлетную полосу по всем правилам и нормам, потребуются такие финансовые вложения, о которых нам пока приходится только мечтать.

Очевидцы в соцсетях пишут, что и Псковский аэропорт неплохо было бы привести в человеческие вид. Сейчас это типичное советское общественное здание 80-х годов, в котором время, кажется, остановилось: перекидное табло, ковры, растения в деревянных горшках, механические весы, советская реклама аэрофлота, досмотровое оборудование из тех времен.

Вот эти бы вопросы по наземной деятельности и поручить бы «Псковавиа», а рейсы до Москвы и других городов (псковичи уже устали мечтать о перелетах до авиахабов в Риге и Таллине) пусть осуществляет надежный партнер, который сможет обеспечить системность такой работы. Ведь это не пивной ларек, в котором можно написать «Ушла, буду через час» или «Пива нет». Все должно работать, как часы. Тогда и люди оценят и станут пользоваться.

И то, что сейчас Михаил Ведерников проводит переговоры с крупными уже зарекомендовавшими себя на рынке компаниями – это правильный путь. Если уж мы сами не можем оказать услугу по пассажирским авиаперевозкам на должном уровне, логично заказать ее у других, тех, кто умеет это делать лучше. Да и самолет должен быть самолетом, современным, технологичным, а не, простите, сараем с крыльями.

При этом врио губернатора активно занимается и проблемами «Псковавиа», никто эту компанию со счетов не списывает. Не секрет, что именно Михаил Ведерников отстоял в Росавиации летный сертификат нашего авиаперевозчика: документ не отозвали, а лишь временно приостановили в рамках проведения антикризисных мер. Все это сделано для того, чтобы «Псковавиа» не повторила печальную историю «Саратовских авиалиний».

Что касается перспектив, то тут врио главы региона в качестве одного из возможных решений называет приватизацию предприятия. Возможно, компанию разделят на две. Причем одна из них как раз будет заниматься аэровокзальным комплексом и обслуживанием на земле. Более того, предварительные договоренности с потенциальными инвесторами уже достигнуты. 

Радует, что в регионе и у бизнеса, и, что немаловажно, у власти есть понимание, что без организации регулярного авиасообщения в Псковской области любые разговоры о развитии туризма и привлечении инвестиций так и останутся разговорами, топтанием на месте. А нам уже давно пора двигаться вперед.

Алексей Овчинников

опрос
Ждете ли вы возвращения западных брендов?
В опросе приняло участие 301 человек
ПравилаКомментарии 45
28.06.2018 16:57
чушь полная, эти авиаперелеты. выброшенные деньги. Наличие авиасообщения как-то не привело инвесторов. Лучше искать другие пути их привлечения и вложения бюджетных денег.
10
28.06.2018 17:04
автор противоречит себе.в чем?при советской власти государственная авиакампания работала по направлениям ссср и международным,причем билеты были по карману простым людям:многократно летала в Симферополь.автор ратует за приватизацию,разделению на две самостоятельные..и что?со временем обанкротят,всю инфраструктуру распродадут,положат прибыль себе...
1
жена валерика 28.06.2018 17:10
В деревне Лезги Печорского района,оба два братьев Тумановых zaebis в своих коттеджах на ваши денежки летают.
0
28.06.2018 17:25
Если будет адекватная цена, почему бы и нет? Вылеты из Москвы в заграницы дешевле, чем из Питера, но тащиться ради этого 12 часов в поезде не хочется. Если будет такой своеобразный мостик, то это здорово. И летать, конечно, должны не старые страшные Аны. Такое один раз пережить, второй раз уже не хочется ) Надо просто турфирмы завязать на эти перелеты, чтобы они сразу пакет продавали с доставкой в столицу и далее по маршруту, тогда заиграет, мне кажется. Кто это будет делать - наши или дяди из другого региона - без разницы, лишь бы на землю не роняли.
5
28.06.2018 17:34
Пора уже понять: Псков - это автомобили и автобусы. Здесь даже трамваев и троллейбусов никогда не будет. Регион нищий и безрукий ("сложно и дорого"). С поездом, вон, конфуз дичайший намечается: Ласточку СПб - Псков двумя тапками тащить собираются, а не "специальные инновационным" тепловозом, как впаривали чинуши - в очередной раз посмешище на всю Россию будет...
А вы хотите самолёты. Самолёты только для военной отрасли останутся. Если бы не приграничность региона, давно бы уже в Пскове и не было никакого аэропорта. А так ..."благодаря усилиям Ведерникова" ...у нас "появляются перспективы".
2
28.06.2018 17:35
Предвыборная болтовня ни к чему не обязывающая, типа у нас такие ПЕРСПЕКТИВЫ!!! А всего лишь надо сделать выбор в сентябре за нужного кандидата ))) и все у нас получится.
На самом деле полеты ради полетов... абсурд! У нищего региона с нищим населением нет средств на текущие расходы, а нам предлагают бесперспективные полеты в столицу организовать для нескольких человек особо озабоченных...
3
28.06.2018 17:37
Статью писал чудачек деревенский, что тут обсуждать.
8
28.06.2018 17:41
"Сложно и дорого" - это самый настоящий фирменный слоган Псковской области, его визитная карточка. На все вопросы - благодаря нему - теперь есть универсальный ответ. Спасибо чиновнику, его сказанувшему пару лет назад. Всегда приехавшему гостю или туристу, не вдаваясь в частности и подробности, можно сказать, отвечая на вопрос "почему у вас так" (в том-то и том-то) - а для нас это сложно и дорого!
2
28.06.2018 17:45
Про сложно и дорого - это вроде Калашников так сказал, отвечая на вопрос, почему в Пскове нет и не будет подземных переходов...
Городская легенда... Так они и появляются.
2
28.06.2018 18:19
В нынешней финансовой ситуации летать смогут только чиновники за казённые деньги,то есть за наши деньги- налогоплательщиков.
1
28.06.2018 18:46
Чиновники тоже наши и работают они для нас. А где чиновник летает на свои деньги, покажите эту страну?
Билеты не столь высокие, чтобы ныть вам тут.
Можно подумать, если сделают бесплатные билеты, вам есть куда лететь.
6
28.06.2018 18:49
чушь полная, эти авиаперелеты. выброшенные деньги.
_______
Зря вы так) Мне так лучше полететь, чем трястись на поезде, вот правда) И оперативнее получится
4
28.06.2018 18:54
Адекватное авиасообщение должно быть у нас. И хорошо, что с азимутом договариваемся. Норм авиакомпания.
4
28.06.2018 19:29
Короче, Овчинников двумя крылами за Ведерникова, вот-вот полетит.
1
28.06.2018 19:33
Овчинников двумя крылами за Ведерникова, вот-вот полетит.
__________
Так это здорово, что сложились деловые партнёрские отношения. Так сообща и не только на Москву рейс будет, но и в Краснодар махнём
5
Adel 28.06.2018 19:44
Конечно, очень нужны полеты по адекватной цене. Поезд - то ещё удовольствие. Бешеные цены на купе и жуткая тряска. А как ещё в Москву на один день? Не знаю, самолёт Рига-Милан дешевле, чем поезд Псков-Москва. И потом кто-то говорит - путешествуйте по России, развивайте бизнес. 2 раза в Москву съездил, зарплаты нет.
1
28.06.2018 19:47
Наладят авиасообщение с Москвой если - то пересядут на самолёты чиновники, как правильно заметили выше, за наш с вами счёт, за счёт налогоплательщиков. Им-то бесплатно (потому что - депутат!) а для быдла - ценник будет конский!
И эта пересадка депутатов и чиновников на самолёт позволят, наконец, осуществить то, что они давно уже хотят осуществить - УКОРОТИТЬ МОСКОВСКИЙ ПОЕЗД ДО БОЛОГОГО. Псков - Бологое вместо Псков - Москва, а там - пересадка, на любой поезд, на выбор!
2
18:46 28.06.2018 19:54
ты кто такой ,что бы решать за меня куда мне лететь?
3
28.06.2018 19:57
Еще авиасообщение не сработало, неизвестно, когда это произойдёт, а вы тут говорите про высокие цены. Синоптики нашлись...
1
28.06.2018 19:58
а для быдла - ценник будет конский!
__________
я думаю за "конский" ценник, не будут востребованы рейсы. Нет смысла заламывать ценник, если мы говорим о ежедневных перевозках, рейс должен быть доступный для каждого. С большими ценами, у Псковавиа существование будет не долгим, я думаю руководство это понимает!
2
28.06.2018 20:03
Псков Москва и летние рейсы к морю Крыма и Краснодарского края были бы востребованы. Но при одном условии - адекватных ценах на билет.
2
28.06.2018 20:11
Чувак совсем одурел, откуда то придумал про эмбраэры .....
2
28.06.2018 20:18
мечты о возрождении дешевый полетов утопия, для псковичей рейс организовывают рейс в самый низкий туристический сезон с октября ( прямая линиия с губернатором) . остался нюансик - во сколько прибудет рейс в псков и время вылета в москву.
и мечты о ежедневных полетах быстро улягутся. фантастам - приятного ежедневного полета в москву и краснодар.
4
28.06.2018 20:34
рейс в самый низкий туристический сезон с октября
__________
вы видимо плохо слушали, с сентября планируют открыть. А путешествовать или по делам летать, люди уж сами определятся. В любом случае надо попробовать, что рассуждать не попробовав. Тогда и будем выводы делать.
2
28.06.2018 21:03
Молодец Ведерников Удачи
5
28.06.2018 21:15
Кучка паникеров, которая за пределы области никуда не выезжала, рассуждают с таким знанием дела...
Врио виднее, что делать, а вашего щенячьего визга никто не слышит.
6
28.06.2018 21:32
Каждый новый Губер или ВРИО мечтает и желает запустить захеревший АВИОтранспопрт. Но кроме как залететь с деньгами в лужу ни у одного не получалось! И тут выхлоп равен будет НУЛЮ! Жаль денег которые потратят в песок. В области что мало дыр. которых срочно затыкать нужно!
2
28.06.2018 21:38
В области что мало дыр. которых срочно затыкать нужно!
__________
В области достаточно проблем, но согласитесь, пускай лучше аэропорт работает, чем на балансе города будет ещё одно раздолбанное здание . Пускай пробует, если долго мучится, что-то получится.
1
Ольгп 28.06.2018 21:40
Доживет ли Псковавиа до сентября......
2
28.06.2018 22:33
Нет, ну, почему 70 лет получалось и самолёты строить, и летать на них, причём практически в любой город страны, а с нынешними эффективными манагерами ничегошеньки не получается???
0
28.06.2018 22:34
Нет, ну, почему 70 лет получалось и самолёты строить, и летать на них, причём практически в любой город страны, а с нынешними эффективными манагерами ничегошеньки не получается???
0
28.06.2018 22:49
Очень вдохновило высказывание о том, что чиновники для нас работают. Да они нам вообще не нужны! Они сами себе нужны и множатся непрестанно, требуя зарплаты, гарантий и т.п.
1
28.06.2018 23:55
Получили удовольствие от красивого заголовка? Вот и радуйтесь. Во сне полетаете
1
29.06.2018 07:51
Мечтать не вредно!
0
29.06.2018 09:39
В основном, многих отпугивают старые самолеты. Были бы современные комфортабельные самолеты, так не только по делам бы летали, а многие туристы с Москвы на дневную экскурсию в старинный русский город согласились бы слетать.
Действительно, как кто-то писал, надо привлекать турфирмы, чтобы комплексные программы предлагали с привязкой к рейсам, трансфером от аэропорта. В Москве достаточно состоятельных людей, кого на поезде или машине утомляет долгая дорога, а самолет решает эту проблему.
0
29.06.2018 10:16
Главная проблема - отсутствие бабок у 200 тысячного населения! В Европе 200 000 город, обычно имеет международный аэропорт с десятками рейсов, а у нас....ПОЗОРРР
0
29.06.2018 10:51
Еще в 87 году были регулярные рейсы из Пскова в Анапу, Симферополь, Питер, Москву, В. Луки, и куда-то в Белоруссию.
А также куча транспортной авиации, типа сельхоз. вертолёты.
И ГДЕ?! всё это?
В 100 тысячном Тарту международный аэропорт, а мы, такие дураки, пальцем деланные, давайте и авиа, и ж/д закроем, и больницы с электростанциями и будем сидеть на дачах в туалетах типа "сортир"и при лучине лебеду жрать.
0
17:25 29.06.2018 11:28
Возможно, компанию разделят на две.
-------------------------
Расходы тоже вырастут в два раза.
Если пассажирские перевозки нерентабельные,надо заниматься грузовыми и из доходов частично финансировать пассажирские.А после приватизации все просрут как всегда.Никогда еще приватизация в России не приносила выгоды населению,только денежным мешкам из столиц и из-за рубежа.Этот куев терминатор работает на шишек,
а не на людей.
0
Michaeldoumb 29.06.2018 20:33
Interpult Studio
статьи
0
Omwilefelp 30.06.2018 11:06
покупка онлайн казино
0
Michaeldoumb 30.06.2018 14:12
Interpult Studio
Поисковое продвижение — комплекс мер, направленных на повышение видимости сайта в поисковых системах.
Нахождение вашего сайта среди первых результатов позволит вам привлекать большое количество клиентов.
0
Michaeldoumb 30.06.2018 16:17
Interpult Studio
Поисковое продвижение — комплекс мер, направленных на повышение видимости сайта в поисковых системах.
Нахождение вашего сайта среди первых результатов позволит вам привлекать большое количество клиентов.
0
PierrePoerm 30.06.2018 17:15

вакуумный реклоузер рва tel 10 12.5 630
0
Omwilefelp 30.06.2018 20:24
аренда интернет казино
0
20.07.2018 10:05
Так Псковавиа в банкротстве, неужели есть перспективы?
0
Для комментирования войдите с помощью
Рейтинг@Mail.ru