Абоненты сотового оператора «Билайн» (бренд компании «Вымпелком») не могут дозвониться на короткие номера ряда псковских компаний. С такой жалобой обратился в редакцию Псковской Ленты Новостей один из пользователей этой мобильной сети. Сообщение вызвало широкий резонанс среди наших читателей, высказывавших самые разные мнения по поводу нелепой, казалось бы, ситуации.
Однако такая «нелепость» может обернуться и снижением выручки, и репутационными потерями для псковских предпринимателей, и банальным неудобством для псковичей, и как для абонентов, и как для клиентов местных компаний.
ПЛН обратилась за комментариями к непосредственным участникам спорной ситуации, а также к компетентным контролирующим органам, чтобы выяснить, как отражаются действия местного оператора на бизнесе, и не выходят ли они за рамки правого поля.
Навязывание услуг и репутационные потери
В компании «Рент-Сервис» (диспетчерская служба такси 058) подтвердили, что им пришлось столкнуться с жалобами абонентов «Билайна», которые не могут вызвать такси по привычному короткому номеру.
«Мы были одними из первых, кто заключил договор с ПГТС на трехзначный номер. Абонентам намного проще запомнить и набирать номер 058, чем сложные комбинации кодов и цифр. Многие другие псковские компании последовали затем нашему примеру. Однако с недавних пор пользователи сети «Вымпелкома» дозвониться по короткому номеру до нас просто не могут. Более того, весной этого года при наборе нашего номера 058 абоненты вообще переадресовывались на другую компанию такси, не имеющую к нам никакого отношения!» - рассказал директор компании Владимир Бурдилов.
По его словам, когда он попытался выяснить, почему так происходит, в «Вымпелкоме» ему объяснили, что абонентам короткий номер компании будет доступен только тогда, когда «Рент-Сервис» его выкупит и заключит договор на ежемесячную абонентскую плату, а также обязуется оплачивать все исходящие вызовы на него.
«Когда мы посчитали возможные затраты, мы пришли к выводу, что они сопоставимы с затратами на всю нашу диспетчерскую службу. На наш взгляд, компания действует вне рамок своего устава и пытается навязывать договорные отношения, а это незаконно. Кроме того, искусственно создается поле для недобросовестной конкуренции», - заявил Владимир Бурдилов и добавил, что его компания уже обратилась с жалобами в УФАС, Роскомнадзор и другие ведомства.
Платиновый - дороже!
«Нам вообще сказали, что наш номер «платиновый», поэтому и стоить он будет в 1,5 раза дороже, чем для других компаний, - не скрывал возмущения представитель компании «Девятка Псков» (такси «000») Вадим Третьяк. - Но почему мы должны покупать то, что компании «Вымпелком» не принадлежит?! Договор на номер 000 мы заключали с «Псковской ГТС» и пользуемся им очень давно, и тут вдруг появляется компания, которая хочет на этом заработать, причем делает это совершенно незаконно».
Он также отметил, что настоящим шоком для компании «Девятка Псков» стали жалобы псковичей не только на невозможность дозвониться до такси 000 с телефона «Билайн», но и на то, что одно время при звонке на их номер на вызов приезжали машины из совершенно другой компании.
«Это нанесло серьезный вред нашей репутации. Представьте себе, вы привыкли, что к вам на вызов всегда приезжает исправный чистый автомобиль, за рулем которого сидит корректный водитель со всей разрешительной документацией на руках. Наш клиент уже знает и о приблизительной стоимости поездки, и о том, что она будет максимально комфортной. И тут к вам на вызов приезжает совершенно неприглядный транспорт, у водителя которого нет ни то что лицензии, а, возможно, даже прав. И такие примеры есть! И обсчитывали, и высаживали. А люди-то думали, что они позвонили нам, что это наш водитель приехал к ним на вызов! Нам жаловались, а мы видели по компьютерной базе, что вообще такой заказ не принимали. У нас таким образом просто украли абонентов. На лицо недобросовестная конкуренция и нарушение прав потребителей», - уверен Вадим Третьяк.
У нас все по закону
Тем не менее, в ОАО «Вымпелком» уверены, что их действия абсолютно законны. Более того, по такой схеме оператор работает по всей России, и только в Пскове возникли какие-то недопонимания.
«Возможность дозвона на «короткие» номера в сети ОАО «ВымпелКом» 000 и 058 была заблокирована в связи с отказом наших контрагентов действовать в рамках правового поля и оформить соответствующие договорные обязательства», - такую позицию озвучили в пресс-службе оператора связи.
«Наша компания не преследует цели предоставления преференций отдельным партнерам и предоставляет возможность дозвона по коротким номерам в рамках действующего законодательства. А это означает, что любая организация, изъявляющая желание использовать в своей коммерческой деятельности телефонные номера в сети ОАО «ВымпелКом» с «коротким» набором, должна заключить возмездный договор на предоставление такой услуги», - сообщили специалисты компании.
В пресс-службе особо подчеркнули тот факт, что речь идет исключительно о «коротких» номерах сети «Билайн». Следовательно заключение такого договора означает оказание услуги только внутри этой сети.
«Расширение действия бесплатной для абонента услуги на сети других операторов связи должно осуществляться на основе коммерческих отношений между операторами. Мы по-прежнему открыты для диалога со всеми потенциальными партнерами и клиентами и готовы продолжить сотрудничество, но только если оно будет оформлено строго в соответствии с требованиями действующего законодательства».
Договор дороже денег
Однако в «Псковской ГТС» уверены, что компания «Вымпелком» поступает все-таки незаконно и своими действиями нарушает в одностороннем порядке договор, заключенный с местным оператором связи. Об этот ПЛН заявил генеральный директор компании «ПГТС» Юрий Екимов.
«Этот договор заключен достаточно давно, когда еще заключались договора о присоединении и пропуске трафика с операторами, существующими на территории Псковской области. В частности в них есть часть, касающаяся пропуска трафика на короткие номера Псковской ГТС», - отметил он.
Юрий Екимов подчеркнул, что короткие номера псковских абонентов принадлежат ПГТС и выданы на законном основании, а в компании есть все подтверждающие это документы.
«До недавнего времени, а если быть точным, до начала этого года, вся маршрутизация происходила корректным образом. С 2014 года «Вымпелком» принял решение в рамках Псковской области закрыть выход своих абонентов на короткие номера и оставить возможность выхода только в формате длинного номера с использованием 11 цифр. На сегодняшний день с трафик не проходит только от абонентов «Вымпелкома». У абонентов компаний МТС, МегаФон и TELE2 проблем нет, они выполняют условия договора в полном объеме», - заявил руководитель ПГТС.
По его словам, несмотря на неоднократные встречи с руководством «Вымпелкома» и активную переписку, переломить ситуацию не удалось. Свои претензии к сотовому оператору предъявляли и компании, которым ПГТС предоставила короткую нумерацию, а это не только такси, но и многие другие псковские организации.
«Вымпелком» сделал еще одну неприятную для наших абонентов вещь. Он попытался выданные нами короткие номера продать другим потребителям, хотя у него нет на это никакого права. После шквала возмущений «Вымпелком» отказался от этой идеи и договора, которые были заключены с этими потребителями были расторгнуты. Однако вызовы по этим номерам по-прежнему не осуществляются».
Понимая, что вопрос не сможет решиться без вмешательства контролирующих органов, «Псковская ГТС» обратилась с жалобами в управление Роскомнадзора по Псковской области и в областную прокуратуру.
«Надзорные органы дали нам очень расплывчатый ответ. Фактически они порекомендовали нам искать правду в суде. Мы со своей стороны отстаиваем сейчас свои коммерческие интересы в рамках закона. Соответствующее исковое заявление уже подано. Однако, пока нет решения суда, говорить о том, что «Вымпелком» включит эту маршрутизацию преждевременно», - заключил Юрий Екимов.
Все в суд!
В управлении Роскомнадзора по Псковской области нам пояснили, что «Псковской ГТС» действительно порекомендовали обратиться в суд, поскольку в данном случае речь идет о споре двух хозяйствующих субъектов.
Начальник отдела контроля (надзора) и разрешительной работы управления Анжелика Денисенко отметила, что 1 июля 2006 года между ОАО «Псковская ГТС» и ОАО «Вымпелком» заключен договор о присоединении сетей электросвязи, а согласно закону «О связи» споры между операторами связи по таким договорам рассматриваются в судебном порядке.
«Если возникли споры по маршрутизации трафика, то хозяйствующие субъекты должны решать их в арбитражном суде, - добавила она. - Если бы «Псковская ГТС» была включена в реестр существенных операторов Псковского региона, то тогда все жалобы рассматривались комиссией нашего центрального аппарата. Но на данный момент ПГТС не входит в этот реестр (была исключена в 2013 году)».
Специалист ведомства подчеркнула, что вопрос об общепринятых принципах равноправия и недискриминационности на рынке услуг не относится к компетенции управления Роскомнадзора, поэтому компании предложили обратиться для защиты своих интересов в суд.
«Если мы понадобимся как эксперты, то специалисты управления готовы озвучить в суде свой взгляд на ситуацию с точки зрения законодательства. Однако выяснять, кто прав, кто виноват, мы не полномочны», - добавила Анжелика Денисенко.
В Роскомнадзоре сообщили, что в связи с невозможностью для абонентов «Билайна» дозвониться на их короткие номера в управление поступали также устные и письменные жалобы от других псковских организаций. Анжелика Денисенко рассказала, что с заявлениями в ведомство, в частности обращались диспетчерские службы такси Пскова и ООО «Единая контакт служба», известная псковичам как справочная служба 053.
«Короткий номер этим компаниям предоставила ОАО «Псковская ГТС», и претензии они могут предъявлять только в рамках заключенного договора. При этом договор абонентского уровня не содержит обязательств по пропуску трафика от абонентов сети связи ОАО «Вымпелком» на абонентские номера. Поскольку обратившиеся к нам компании не являются абонентами «Выпелкома», они не могут подавать на оператора жалобу или предъявлять к нему претензии. В законе «О связи» не предусмотрен такой порядок», - пояснила она.
По словам специалиста, некоторые из поступивших обращений касались фактов недобросовестной конкуренции и дискриминации на рыке. Однако такие вопросы рассматриваются в ФАС и не входят в полномочия Роскомнадзора. А одно обращение, от компании «Такси Сервис», вообще касалось нарушений Уголовного кодекса, поэтому было перенаправлено в УМВД.
Подтвердили поступление жалоб на компанию «Вымпелком» и в псковском управлении ФАС.
«Заявления с жалобами на компанию «Вымпелком» приходили в УФАС по Псковской области от псковских компаний в декабре и январе. Тогда нашим ведомством не было установлено признаков нарушений антимонопольного законодательства. Мы консультировались с Роскомнадзором, и они также согласились, что нарушений со стороны сотового оператора нет», - рассказала и.о. заместителя руководителя управления ФАС по Псковской области Елена Аверина.
Она добавила, что управление также рассматривала заявление «Псковской ГТС», перенаправленное в адрес регионального УФАС областной прокуратурой. Однако и в этом случае последовал отказ в возбуждении административного дела, поскольку речь шла о гражданско-правовых отношениях по исполнению договора, не входящих в компетенцию ведомства.
«Недавно к нам поступили еще несколько жалоб от компаний, осуществляющих услуги такси. Возможно, законодательство изменилось, поэтому пока рано делать выводы, заявления находятся на стадии рассмотрения», - заключила Елена Аверина.
***
Похоже, разобраться в ситуации пока не могут до конца даже чиновники контрольно-надзорных органов. Можно долго дискутировать на тему, насколько законны действия сотового оператора, но окончательную точку в этом вопросе поставит лишь суд. И то, если дело не дойдет до обжалований и апелляций.
Закон законом, но есть ведь еще и понятие этики. Если вопрос о продаже коротких номеров внутри сети сотового оператора еще предполагает дискуссию, то этичность факта продажи коротких номеров одних псковских компаний другим, заведомо конкурирующим, вызывает серьезные сомнения.
Александр Серединин