Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему: «Поможет ли полиция для самокатчиков?» Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
В Екатеринбурге подростки на самокате сбили пенсионерку и сбежали; в Новороссийске парни на самокате протащили лицом по асфальту девочку; в Твери иномарка сбила девушку на самокате, которая ехала по тротуару… Вот лишь несколько громких происшествий с электросамокатами за последнее время. Да, всё это случалось не в Псковской области. Но прогуливаясь по региональному центру, на мостах, тротуарах и набережных шарахаясь от «гонщиков» на самокатах, невольно думаешь, что до беды недалеко.
Количество электросамокатов в России растёт в геометрической прогрессии. «Удобно, быстро и экономично», — рассуждают люди, отдавшие предпочтение этому виду транспорта. Сейчас самокаты используют не просто для того, чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б». И не только для того, чтобы с ветерком прокатиться, получив порцию адреналина. В стране есть целые службы курьерской доставки, сотрудники которых передвигаются на электросамокатах. И всё это при том, что наши города и их транспортно-логистическая инфраструктура не рассчитана на такое количество средств индивидуальной мобильности.
В Пскове, например, велосипедно-самокатные дорожки есть только в избранных частях города. А четких правил для владельцев СИМов и вовсе нет. Где можно ездить самокатчикам? А где нет? С какой скоростью разрешено? А с какой уже нежелательно?... Вот и получается, что любители электросамокатов «везде чужие» — на проезжей части они создают угрозу ДТП, ведь двигаются медленнее скорости автомобильного потока и не обладают никакими техническими элементами, которые показывают, например, что они останавливаются или поворачивают. На тротуаре обратная картина. Там самокатчики двигаются быстрее, чем пешеходы, и в итоге представляют угрозу для тех, кто идёт на своих двоих.
С этой дилеммой уже давно пытаются разобраться в Госдуме. Например, недавно один из депутатов выступил с инициативой о создании электросамокатной полиции. По замыслу, это специализированное подразделение МВД должно было бы патрулировать пешеходные и общественные зоны и контролировать соблюдение Правил дорожного движения водителями электровелосипедов и электросамокатов. Только вот с восторгом это предложение восприняли далеко не все.
О том, как регламентировать езду на электросамокатах и нужно ли вводить самокатную полицию, сегодня в программе «Дневной дозор».
В Псковской области СИМы (всевозможные электроскейтборды, моноколеса, сигвеи, гироскутеры и электросамокаты) ещё не так распространены, как в городах-миллионниках. Да и ДТП с этими средствами индивидуальной мобильности у нас происходит столько, что пересчитать их количество можно по пальцам одной руки. На этот факт указал заместитель начальника управления Госавтоинспекции УМВД России по Псковской области Сергей Иванчук. И статистика сейчас такова, поскольку были предприняты определённые меры.
К слову, вопрос о создании отдельного подразделения ГИБДД на самокатах, которое будет ловить нарушителей, не по правилам катающихся на СИМах, вызвал у Сергея Иванчука улыбку. Замначальника регионального управления Госавтоинспекции заявил, что в нашем субъекте подобной практики пока нет. Но не исключил, что в других регионах она, действительно, «может быть в проекте».
Рейды правоохранителей в поисках самокатчиков-нарушителей, уверен активист движения «Убитые дороги» Николай Мельков, по большому счёту — лишь капля в море. «Тут мы увидели одного-двух, а скажем, тысячу пропустили», - поделился размышлениями собеседник. Для того, чтобы регулировать и регламентировать поведение водителей электросамокатов, важно создать для них инфраструктуру. Пока же аварии с СИМами происходят потому, уверен Николай Мельков, что для них не выделили полосу на проезжей части, а вместо этого просто «загнали на тротуары». А если на этих тротуарах появятся ещё и полицейские на самокатах...
Инспектор по особым поручениям отдела управления Госавтоинспекции УМВД России по Псковской области Елена Степанова поделилась печальной статистикой. Она отметила, что за 6 месяцев 2024 года в регионе зарегистрировано 61 ДТП с участием несовершеннолетних. Пять из них произошли по вине детей. Ещё в двух случаях вина была обоюдной. В этих авариях, по словам собеседницы, двое детей погибли (все они были пассажирами) и 69 получили травмы. А вот дорожно-транспортных происшествий с участием детей-водителей средств индивидуальной мобильности за это время произошло всего четыре. Впрочем, это лишь официально зарегистрированные случаи… А сколько ещё незарегистрированных? Елена Степанова рассказала, как повлиять на юных самокатчиков.
Инспектор по особым поручениям отдела управления Госавтоинспекции призналась, что юные водители самокатов не всегда «адекватно реагируют на замечания», которые делают им во время нарушений Правил дорожного движения. Чаще всего отвечают, что и так всё знают сами. И на этом фоне Елена Степанова напомнила, что административная ответственность по закону для самокатчика, спровоцировавшего аварию, предусмотрена с 16 лет. До этого возраста полицейские составляют рапорт в ПДН и ответственность за нарушителя несут родители.
Рядом с машинами самокатчики, как правило, не ездят — опасаются за своё здоровье. А вот по тротуарам, петляя на скорости между пешеходами, — с радостью. Подобными наблюдениями поделился член городской комиссии по безопасности дорожного движения, вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов Юрий Сорокин. Несмотря на это, к предложению создать «самокатную полицию» для урегулирования этой сферы он отнёсся негативно. И причин для этого несколько.
Депутат Псковской городской Думы, учредитель Союза мотоциклистов Псковской области «Ночные волки-Псков» Юрий Бурлин, размышляя о необходимости «самокатной полиции», отметил, что аварий с водителями СИМов (и это подтверждает статистика Госавтоинспекции) в нашем регионе немного. Люди же переживают, потому что это «неотрегулированная история» и к самокатчикам на улицах ещё не все привыкли.
Создать отдельную полицию для самокатчиков, в теории, можно — поставить на самокаты номера, отслеживать их технологии позволяют. Но вероятнее всего, предположил Юрий Бурлин, сделано это не будет. «Поговорят об этом и забудут», — добавил он. Гораздо более жизнеспособный вариант — создавать инфраструктуру для СИМов.
С тем, что водители электросамокатов не доставляют неудобств водителям автомобилей, не согласился ведущий программы «На пятой передаче» на радиостанции ПЛН ФМ Денис Бахтин. В качестве примера он привёл ситуацию, когда самокатчики переезжают дорогу по «зебре», не спешиваясь, и на довольно большой скорости. При таком раскладе их можно увидеть лишь в последний момент.
«В текущих реалиях» Денис Бахтин предложил попробовать задействовать не полицейских, а дружинников для борьбы с безответственными самокатчиками. Но перед этим подумать по поводу материальной базы и состава.
Словом, идея о создании «самокатной полиции» показалась странной большинству наших сегодняшних собеседников. Решение проблемы они видят в другом. Как правило, речь идёт не о запретах, штрафах и прочих карательных мерах, а о создании удобной инфраструктуры для самокатчиков. Ну или о запуске интересной социальной рекламы и проведении фестивалей и спортивных конкурсов для электросамокатчиков, где могли бы «внедряться образцы безопасного поведения на дорогах». Такой вариант, например, озвучил ведущий программы «На пятой передаче» на радиостанции ПЛН ФМ Денис Бахтин.
Светлана Пикалёва