Минэкономики раскритиковало проект МВД по расширению списка технических неисправностей автомобиля, за которые водители могут быть оштрафованы прямо на дороге. Об этом пишет газета «Коммерсант».
Проект правительственного постановления с новым «перечнем неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» получил отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия в Минэкономики. Ведомство выявило в документе «положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц».
Действующий перечень, напомним, является приложением к постановлению правительства №1090 (им утверждены правила дорожного движения). В нем указаны неисправности, при выявлении которых инспектор может применить статью 12.5 КоАП (штраф от 500 рублей). Действующая редакция перечня признана устаревшей, в 2020 году МВД представило новую версию, которая и проходит экспертизу.
Список должен содержать только те неисправности, которые напрямую угрожают безопасности движения, указывают в Минэкономики. Там считают, что из него следует убрать неработающую АБС (если она предусмотрена в заводской комплектации автомобиля) и неисправность фароочистителей. Надо оставить только те неисправности, для выявления которых инспекторам не требуется дополнительное оборудование, уверены в Минэкономики. Поэтому нужно исключить также проверку «эффективности торможения» (нужны специальные роликовые стенды) и света фар (нужна площадка с уклоном не более 0,1% и специальный прибор). Теперь должно быть проведено согласительное совещание между ведомствами. По данным издания, ГИБДД изучает заключение и готова доработать представленный перечень.
В Минэкономики пояснили, что мнения, которые легли в основу заключения, поступили от «экспертного сообщества». Однако опрошенные изданием специалисты не согласны с позицией министерства. Штатный фароочиститель, объяснил эксперт по системам освещения Григорий Шухман, по действующим правилам должен быть установлен, если световой поток лампы ближнего света более 2 тыс. люмен — такая сила света, как правило, у газоразрядных (ксеноновых) и светодиодных ламп. Грязь на ярких фарах, отметил он, приводит к ослеплению встречных водителей из-за сильного рассеивания светового пучка.
Что касается АБС, то на современных автомобилях вместе с ней отключаются система динамической стабилизации ESP и другие важные функции, заметил руководитель Центра контраварийной подготовки водителей Алексей Колонтай. Из-за этого машина во время торможения может сорваться в неконтролируемое скольжение с заблокированными колесами. «Неподготовленный водитель, полагая, что все остальные системы, кроме АБС, исправны, в сложной ситуации может пострадать», - сказал Алексей Колонтай.
Датчики антиблокировочной системы часто установлены в поворотном кулаке и выходят из строя из-за действия реагентов. В перечень нужно внести уточнение, чтобы водитель мог доехать до места ремонта без штрафа при горящей лампе, сигнализирующей о неработающей АБС, считает завкафедрой автомобилей МАДИ Андрей Иванов.
Отметим, что в рамках обсуждаемого проекта МВД предложило также вывести ПДД из-под действия постановления №2467, принятого кабмином в конце 2020 года в рамках «регуляторной гильотины». Согласно документу, для внесения любых поправок в ПДД (в том числе для принятия нового «перечня неисправностей») документ нужно отменить и переиздать заново. МВД пыталось исключить эту норму на этапе разработки постановления, теперь добивается отдельными поправками к документу. В Минэкономики идею не поддержали.