Нефтяники стали продавать бензин на бирже себе в убыток, сообщили эксперты «Аналитика товарных рынков». С 13 по 19 апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) снизилась почти на 11%, или 4,2 тыс. руб., и 20 апреля составила 35,77 тыс. руб. за тонну (в европейской части России).
Издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ, - 38,07 тыс. руб. за тонну, уточнил РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. То есть, по его словам, компании несут чистый убыток примерно в 2,3 тыс. руб. на тонну бензина АИ-92.
Подешевело топливо в связи с резким падением спроса. По данным Reuters, объем реализации на АЗС уменьшился уже приблизительно вдвое (от 30 до 70% в разных регионах).
В России растет число заболевших коронавирусом, из-за чего крупные города несколько недель находятся на карантине, и автомобильный трафик упал. Как заметил аналитик Сбербанка Андрей Громадин, очевидно, что в этих рыночных условиях производители топлива готовы идти на понижение оптовых цен и соглашаются на дополнительные дисконты на бирже.
Главная причина появления отрицательной маржи на бензин на оптовом рынке — рост выплат по демпферу, пояснил главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Если в январе 2020 года он составлял 100 руб. за тонну, то теперь — более 17 тыс. руб. за тонну. В этом году бюджет впервые заработал на демпфере, за год нефтяники могут перечислить государству 600–700 млрд руб., оценивали аналитики и Минфин. Это сгладит удар от обнуления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и резкого падения НДПИ при низких ценах нефти Urals (меньше $15 за баррель), объяснял «Коммерсанту» глава «Газпром нефти» Александр Дюков.