25 апреля в эфир радио «Эхо Москвы в Пскове» вышел очередной выпуск программы «Дневной дозор». Ключевой его темой стала ситуация на государственном предприятии «Псковпассажиравтотранс».
В нашем регионе, в отличие от многих других регионов России, несмотря на сложное постсоветское время, удалось сохранить автобусный парк в руках государства. Сегодня «Псковпассажиравтотранс» ведает как городским общественным транспортом, так и осуществляет межрайонные, межрегиональные, школьные и даже медицинские перевозки. В других регионах подобные предприятия просто погибли, а их место заняли частные перевозчики, работающие по муниципальному и государственному заказу. Собственно, такая модель работает у нас в южной столице региона. Вместе с тем, у госпредприятия-монополиста жизнь не без проблем: со временем стали накапливаться долги, государственных субсидий хватает, что называется, на хлеб, но без масла. В последние пару лет на лентах информагентств нет-нет, да и появляются сообщения о проблемах с обновлением подвижного состава, выплатой налогов и задержках по выплатам зарплат. В эту ситуацию пришлось даже вмешаться госинспекции труда и оштрафовать компанию. Права работников на своевременную оплату труда также отстаивала и прокуратура. Попытки изменить ситуацию с помощью смены руководства не увенчались успехом - деятельность прежнего гендиректора, как известно, закончилась уголовным делом. Подобного рода опасные звоночки рождают опасения, непонятные сообщения в неавторизованных телеграм-каналах, что порой приводят к явному искажению объективных фактов.
Какова реальная картина дел на «Псковспассажиравтотрансе», почему предприятие оказалось в тяжелой ситуации и возможна ли смена государственной модели собственности на частные руки по примеру Великих Лук? На минувшей неделе и. о. заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области Алексей Салтыков подтвердил «Дневному дозору», что ситуация по налоговым выплатам «Пассажиравтотранса» действительно трудная.
Ситуация с финансовой устойчивостью госпредприятия тяжелая, не скрывая, говорит и заместитель губернатора региона Александр Кузнецов. 80 миллионов - это задолженность только перед налоговиками. На самом деле долгов около 200 млн рублей, в том числе происходят и задержки по заработной плате на несколько дней, что недопустимо, констатирует Кузнецов. Вместе с тем, по словам вице-губернатора, региональные власти и руководство компании-перевозчика предпринимают оперативные меры по выведению «Пассажиравтотранса» из пике.
Откуда и почему сейчас, в непростой экономической ситуации накопился такой массив проблем, который может погубить самого крупного пассажирского перевозчика региона? Историю вопроса для нашей программы прокомментировал экс-руководитель госпредприятия, ныне советник генерального директора Георгий Лупандин. Он 27 лет стоял у руля компании и сегодня с полной уверенностью говорит: проблема копилась годами и характерна не только для нашего региона.
Георгий Лупандин также констатирует, что выделяемых госсубсидий на сегодняшний день хватает только на уплату налогов. А на что платить зарплату, приобретать ГСМ, запчасти и вообще менять подвижной состав? Понятно, что городским МАЗам уже к 15 годам, «Мерседесам» и вовсе за 20, а по нашим дорогам в режиме работы в несколько смен - это значит, что отдельные машины собраны из двух-трех. Понятно, что именно эта статья расходов на сегодняшний день является одной из тяжеловесных. Соответственно, одна из антикризисных мер на сегодняшний день - обновление парка автобусов. Выбирать будут среди трех производителей - белорусский МАЗ и отечественные ЛиАЗ и «Волгобас», рассказывает гендиректор «Псковпассажиравтотранса» Александр Питиримов.
Есть ряд экспертов, которые утверждают, что для благополучия подобных предприятий достаточно совершить одно, но радикальное действие - передача предприятия в частные руки. Государство не может быть эффективным хозяином - убежден депутат городской Думы, руководитель фракции «Единая Россия» Денис Иванов.
Депутат признает, что с приходом частника тарифы могут резко вырасти, что неизбежно ударит по кошельку пассажиров. Коллега Иванова, депутат гордумы и член Общероссийского народного фронта Григорий Турчин категорический противник передачи госпредприятия в частные руки. Этот вариант просто неприемлем, поскольку сразу уйдет социальная составляющая пассажирских перевозок, ни о каких льготах просто речи быть не может в этом случае, а это недопустимо, уверен Григорий Турчин.
Свое мнение Григорий Турчин сформировал в том числе с оглядкой на ситуацию с общественным транспортом в южной столице региона. В Великих Луках много лет уже перевозками занимаются частные компании по муниципальным контрактам. При этом о выполнении социальных обязательств речи не идет, людям с ограниченными возможностями перемещаться маршрутками практически не возможно, констатирует депутат областного Собрания и представитель ОНФ Всеволод Козловский.
Точку в вопросе с коммерциализацией предприятия «Псковпассажиравтотранс» ставит заместитель губернатора Александр Кузнецов. Предприятие сложное и многопрофильное, осуществляет межмуниципальные, межрегиональные, школьные, медицинские перевозки. Частник не возьмет на себя весь этот функционал, а органы власти не имеют права оставить тысячи людей без транспортного сообщения. В ближайшее время ни о какой коммерциализации перевозчика речи не идет, утверждает замгубернатора.
При всей совокупности негативных факторов, которые нависли над руководством «Пассажиравтотранса» и региональными властями, еще большая тяжесть ляжет на плечи чиновников, если предприятие не будет выведено из трудной ситуации. Не будем забывать, что услугами автоперевозчика ежедневно пользуются тысячи псковичей. Любой сбой или неконструктивное решение незамедлительно даст о себе знать. А социальная напряженность никому не нужна. Ко всему прочему, европейские страны старательно пересаживают своих граждан на общественный транспорт, делают его эффективным, избавляясь от засилья личного, как фактора транспортного коллапса и экологической угрозы. Это объективная реальность.