На фоне санкций Запада возникают трудности и в российской дорожной отрасли. Насколько для псковских дорожников реально импортозамещение, в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM) рассказал замдиректора ООО «СпецДор 60», заместитель председателя комитета по экономической политике, АПК, экологии и природопользованию Псковского областного Собрания депутатов Владимир Кузь. Также он поделился «рецептом» хорошей дороги, которая прослужит долго.
— Сейчас разгар сезона дорожных работ. Как вы оцениваете текущую ситуацию в дорожной отрасли региона? Есть ли какие-то изменения по сравнению с предыдущими годами?
— Все нормально в текущей ситуации, все работают, подрядчики все вышли. Больших проблем нет. Все двигается точно так же, как и двигалось в прошлом году. Дороги и мосты строятся, дороги проектируют.
— Каким образом выстраивается импортозамещение, есть ли проблемы?
— Конечно, мы столкнулись с проблемами импортозамещения. Не будем забывать, что у нас сейчас разрешен параллельный импорт. Мы, конечно, как дорожники столкнулись с проблемами, в первую очередь, с запчастями. Второй момент — это подорожание на внутреннем рынке. Скажем, автомобили КамАЗ почему-то подорожали. Для меня это, честно говоря, непонятно. Дорожная техника российского производства также подорожала.
Что касается запчастей, мы как-то перестроились. Параллельный импорт работает, все нормально. Единственное, конечно, сроки сдвинулись. То есть, если нужны какие-то уникальные запчасти, нужно закладывать, наверное, месяц-полтора. Раньше, конечно, это все было или наличии, или на заказ в течение двух недель.
— Насколько реально само импортозамещение в дорожной отрасли? Справятся ли наши предприятия без импортной техники, запчастей и так далее?
— У русского человек руки ведь растут из нужного места. Мы уже сталкивались с тем, что нам определенные импортные детали приходилось вытачивать. Я думаю, что мы и теперь справимся с этим.
— А братская республика Беларусь не поможет нам в этих вопросах?
— Честно говоря, я с белорусской техникой не сталкивался. Кроме автомобилей МАЗ. Ну, если сравнивать МАЗ и КамАЗ, я отдам предпочтение КамАЗу.
— Патриотично. Как обеспечить качество дорожных работ? В чем рецепт хорошей дороги, которая послужит долго? Почему они так быстро выходят из строя?
— Они не выходят из строя быстро. Здесь важно при укладке асфальта соблюсти все требования ГОСТа, подобрать правильный рецепт. Второй немаловажный момент — это контроль. Хотя у нас на сегодняшний день контроль за укладкой дороги сумасшедший: там и стройконтроль, и заказчик, и общественность, и после этого различные силовые структуры. То есть проверяют и в хвост, и в гриву.
И третий немаловажный этап — это содержание дороги после укладки асфальта. Допустим, зимой нужно вовремя убирать снег, а летом вовремя поливать дорожное полотно. Вот была у нас жара, были моменты с битумом. Ну так летом надо дорогу точно так же содержать, как и зимой: обрабатывать водой, поливать, мыть. Это нормальная история. У нас почему-то снег видят, что надо убрать, а то, что нужно полить асфальт, некоторые не видят.
— А возможно ли в будущем ремонтировать дороги так, чтобы не образовывались часовые пробки на основных магистралях? Например, на Санкт-Петербург мы сегодня едем около семи часов. Кстати, когда эту дорогу уже починят, вы не знаете? Коллеги не подсказывали?
— Честно говоря, не знаю. Я слышал, что до конца года. Но вы поймите, там не ремонт дороги, там идет реконструкция дороги с расширением. Это серьезные мероприятия, поэтому нужно потерпеть. Там реально собираются сделать четыре полосы движения. Нет вариантов. Ну, будут пробки. Надо просто с терпением к этому отнестись. Ремонт дороги — это временно, а дорога — на века.
Беседовал Станислав Осовский