Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы «Дневной дозор», вышедшей на волнах радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) 30 января. В центре внимания ведущей Любови Кузнецовой - участие псковского региона в национальном проекте «Безопасные и качественные автодороги».
Псковская область стала участником национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который реализуется в рамках исполнения 204-го указа президента. На днях это было озвучено в ходе встречи губернатора региона Михаил Ведерников и руководителя федерального дорожного агентства Андрея Костюка. На «дорожный» нацпроект в 2019 году Псковской области планируется направить без малого 2 млрд рублей, из них 1,6 млрд рублей - из федерального бюджета и 348 млн рублей - из областного. Для нашего региона сумма беспрецедентная, рассказывает депутат Государственной Думы, лидер движения «Убитые дороги» Александр Васильев.
Для Псковской области проект может быть спасительным. На сегодняшний день нормативное состояние дорог на территории региона, прямо скажем, довольно плачевное: с федеральными трассами положение не критичное - 83% нормам соответствуют. А вот с региональными положение характеризуется с точностью до наоборот: порядка 70% находятся вне норматива. Про дороги муниципальные и говорить не приходится, зачастую они даже не паспортизированы, районные и волостные бюджеты скудные, из-за недофинансирования ремонт не производился годами. Проблемы копились с перестроечных времен. Однако, не стоит обольщаться, деньги по нацпроекту пойдут не на все районы.
Поясним, что программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги» работает в стране 2 года, изначально была предусмотрена для агломераций (то есть компактного скопления населенных пунктов) с населением от 600 тысяч человек, а с этого года порог снижен до двухсот тысяч. Соответственно в нацпроект попали несколько муниципалитетов: город Псков и ближайшие районы - Псковский, Палкинский, Печерский и Островский районы. Правда финансы в рамках нацпроекта выделяются на отдельные объекты региональных дорог и автобезопасность. Значит ли это, что 21 муниципалитет Псковской области, за исключением вышеперечисленных, останутся не удел? - на этот вопрос «Дневного дозора» пояснения дал руководитель областного комитета по транспорту Игорь Сильченков.
Самое время было бы кричать «ура!» и радоваться, наконец, поступившим и долгожданным деньгам. Однако мы помним, что у нас на фасады к Ганзе тоже дали 500 миллионов, но радости и пользы они не принесли, став неожиданностью и проблемой для чиновников: проекты готовы не были, а значит весь остальной процесс стал невозможен. Пришлось перекидывать деньги на городские дороги, и в результате сезон дорожных ремонтов в 2018 году в областной столице впервые закончился в конце декабря. Надо ли говорить про качество? А 50 миллионов, как сообщил глава Пскова, вернули как неосвоенные. В отношении проекта «Безопасные и качественные автодороги» региональная пресс-служба сообщает: «до 15 февраля необходимо заключить дополнительные соглашения между субъектом и Росавтодором, чтобы регион смог приступать к проведению конкурсных процедур для выбора подрядных организаций». А определены ли у вас участки дорог? Готова ли проектно-сметная документация, или на пути к светлому будущему вновь лежат старенькие грабли? О ситуации в Островском районе нашей программе рассказал глава Дмитрий Быстров.
В целом Дмитрий Быстров воспринимает новый нацпроект как большую помощь району, ведь деньги муниципального дорожного фонда помножатся на госсредства, а значит ремонт дойдет и до сельских дорог. Таковых на территории Лавровской волости уже Печерского района без малого 150 км, рассказывает глава волости Кирилл Кононов. В основном, конечно, это грунтовки, но при эксплуатации с ними меньше проблем, чем с разбитыми асфальтовыми. Комментарий Кирилла Кононова.
А еще большая проблема, связанная с недостатком денег - проекты дорог и мостов. Это дорогие и специальные работы. На мосты не насобирать средств не только в волостных, но и в районных бюджетах. Да что там говорить: в областном центре на ладан дышат два моста — Ольгинский и Троицкий. Однако же эти инженерные сооружения не включены и нацпроект, сообщил нам участник движения «Убитые дороги» Николай Мельков.
К сожалению, среди списка участков улиц города Пскова, которые предполагается реконструировать в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» нет ни улицы Кузбасской дивизии, ни продления Коммунальной. В областном комитете по транспорту рассказали, что городские власти подали следующий список участков улиц: Рельсовой, Льва Толстого, Железнодорожной, Индустриальной и Яна Фабрициуса. Руководитель федерации автоспорта региона Олег Мыслевич рад вниманию к дорожной отрасли по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги». Однако, в части безопасности есть вопросы, например, к установке знаков. Зачастую она в большей степени способствует, нежели препятствует ДТП, и к обучению водителей - рассказывает Олег Мыслевич.
В региональном транспортном комитете нам уточнили, что конкурсы по выборам подрядчиков все же будут проводит муниципалитеты, а не регион. Когда и какого качества будут исполнители работ - вопрос. Депутат Госдумы, лидер движения «Убитые дороги» Александр Васильев со своей стороны контроль ослабевать не намерен.
И не менее острые вопросы: хватит ли мощностей у местных дорожников для столь масштабных ремонтов в этом сезоне? Придут ли на псковский рынок иногородние подрядчики и сколь ответственными они будут? «Дневной дозор» будет следить за ситуацией. Стоит отметить, не даром в русском языке есть крылатое выражение: «Первый блин комом». В нашей стране любое дело начинается с набивания шишек. Видимо, с дорожным нацпроектом будет не иначе.