На «Карте убитых дорог» ОНФ (www.dorogi-onf.ru) уже добавлено более 30 тысяч участков, находящихся по мнению граждан в неудовлетворительном состоянии. Почти 7 тысяч участков власти после этого отремонтировали. Но надолго ли дорога сохранит свое новое состояние после ямочного, капитального ремонта или реконструкции, зависит от того, провел подрядчик работы по нормативам или сэкономил на всем, включая грамотных и ответственных строителей. Чтобы жители смогли оценить качество ремонта, эксперты проекта «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог» подготовили памятку с перечнем признаков, свидетельствующих о нарушениях при проведении ремонта, а также с информацией о том, куда обращаться, если качество работ вызывает опасения.
«Мы нередко получаем от неравнодушных горожан фотографии или видеоролики, на которых строители кладут асфальт прямо в снег, работают под дождем в холодную погоду и так далее. Почему это происходит? Во многом потому что подрядчики уверены – никто не увидит, и им все сойдет с рук. Мы предлагаем гражданам взять контроль за качеством ремонта местных дорог в свои руки и обращаться напрямую в органы прокуратуры. Да, местные власти должны следить за качеством выполненных работ. Но если бы они всегда делали это на совесть, у нас и хороших дорог было бы гораздо больше. Раз так – есть смысл местным жителям, и особенно молодежи, которая при желании разберется и с сайтом госзакупок, и с проектно-сметной документацией, организовать народный контроль за ремонтом. А не ждать, когда плохо сделанная дорога вновь превратится в череду ям», - прокомментировал эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог» Дмитрий Цопов.
самый популярный способ текущего ремонта дорог в российских городах. Смысл его применять есть в том случае, если объем повреждений на дороге не превышает 15%. Если доля ям и выбоин выше, то требуется ремонт с полной заменой слоев дорожного покрытия или хотя бы верхнего слоя. Но зачастую это правило не выполняется.
При ямочном ремонте горячим асфальтобетоном строители часто пренебрегают таким этапом, как обрубка кромок, очистка и просушка выбоин. После этого проводится подгрунтовка, в ходе которой по очищенной поверхности разливается жидкий битум. Этот этап подрядчик тоже может пропустить. Часто допускается укладка асфальта на грязь, во время дождя, при низких температурах.
Если не выполняются требования к работам по ямочному ремонту, заплатки быстро разрушаются. Такой итог активисты Народного фронта регулярно фиксируют во время дорожных рейдов по городам России.
Помимо горячего асфальтобетона при ямочном ремонте могут использовать холодные смеси, струйно-инъекционный метод, метод обратной пропитки. Каждый из этих способов имеет свои особенности, но допускаемые подрядчиками нарушения, схожи.
включает в себя полный цикл работ по восстановлению прочности и размера дороги, замену изношенных, непрочных конструктивных слоев покрытия и искусственных сооружений. Такой ремонт проводят по согласованному проекту, в котором прописаны все виды работ, материалы, объемы и т.д. Но последовательность мероприятий всегда одинаковая. Сначала подготавливают так называемое «корыто», куда будут укладывать основание будущей дороги. В него кладут песок/щебеночно-песчаную смесь/песчано-гравийную смесь, затем насыпают слой щебня. Далее укладывают нижний слой асфальта, и после этого - верхний слой асфальта.
Для усиления конструкции между слоями строители могут укладывать дополнительные слои - все это должно быть прописано в контракте. Толщина слоев также указывается в сметной документации, но она не должна быть ниже нормативной. Например, для асфальтобетона - не меньше 4 см.
Материалы, которые используют при строительстве и ремонте дорог, могут быть разного размера и качества (различные марки и фракции). Какие именно - можно узнать в смете к работам. Смету любой желающий может скачать в разделе «Документы» на странице аукциона на сайте госзакупок.
это изменение ее технических параметров. Это может быть расширение проезжей части, обустройство тротуаров и велодорожек, сглаживание радиусов поворота или изменение продольного профиля. Цель реконструкции - увеличение пропускной и несущей способностей дороги, как правило, с переводом ее в более высокую категорию.
При нарушениях проведения ямочного ремонта, необходимо сделать фото или видеозапись в процессе ремонта. После этого направить обращение с прикрепленными фото- или видеоматериалами в прокуратуру муниципалитета или региона с просьбой провести проверку исполнения норм федерального закона 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», проверку общего журнала производства работ на объекте, а именно - наличие отметок заказчика о каких-либо выявленных нарушениях и несоответствиях проектно-сметной документации, и по итогу - привлечь виновных к ответственности.
Если вызывает опасение качество работ по капитальному ремонту или реконструкции, можно направить обращение в прокуратуру региона с просьбой проверить качество проводимых работ и их соответствие проектно-сметной документации.