«Культурная контрреволюция» Стрекаловского: О грядущих радостях и насущных глупостях

10.04.2020 16:57|ПсковКомментариев: 1

«Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) представляет авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска программы.

Говорить о культуре всегда было делом, культуре противном.
Теодор Адорно.

Неприлично длинная проповедь о том, как нам всем нужно себя вести на карантине – о пользе чтения – лекции и вебинары в псковском интернете – церковная служба как Gesamtkunstwerk – 400 000 слушателей концерта Николая Хондзинского – театр сиротеет без публики – «Нас всех тошнит» – мусор в музейном паблике – хорошие новости от кузнецов, рокеров и монахов.

Здравствуйте, уважаемые слушатели «Эхо Москвы» в Пскове. В эфире «Культурная контрреволюция» и ее ведущий Юрий Стрекаловский.

Очередная передача выходит в условиях самоизоляции, карантина и разных прочих мер.

Ну что вам сказать? Я стал замечать, что некоторые впадают в уныние и панику, в общем, боятся и унывают.

Знаете, не стоит этого делать. Да, есть, конечно, масса неприятных вещей, связанных с карантином. Пока, слава Богу, у нас заболевших немного. Но мне кажется, люди больше всего боятся будущего, беспокоятся о будущем, боятся болезни и бедности, ведь заработки у многих уже упали.

Вот, например, туристы сюда не приезжают, и люди, связанные с туризмом, первые пострадали. Это все правда и это очень печально, но что делать – такие вот обстоятельства.

Мне кажется, что всегда следует извлекать из того, что происходит, пользу. В сегодняшней ситуации это, представьте, тоже возможно.

Во-первых, мы впервые уж я не знаю за какое время оказались в ситуации, когда можно остановиться и подумать – о жизни, о том, как ты общаешься с другими людьми, с близкими.

Сейчас очень многие оказались в семьях, родители видятся с детьми наконец-то. Слушайте, вот прекрасный же шанс: посвятите время своим детям, друг другу. Посмотрите друг на друга, увидьте друг друга: это важно и полезно. Карантин этот рано или поздно закончится, и мы опять помчимся куда-то «заниматься делами». А сейчас можно посвятить себя друг другу, давайте «сами себя друг другу предадим».

Во-вторых, занимайтесь собой, сейчас отличное время, когда можно заняться саморазвитием, это очень важно и полезно – для близких, между прочим, тоже. Только я вас умоляю, не сидите в гаджетах: не сходите с ума, не «убивайте время». Время – это такой потрясающе редкий ресурс, его так мало, его вечно не хватает, а теперь удивительное время, когда у нас есть время. Его можно планировать и заниматься чем-то полезным.

Вот, например, есть такая замечательная штука – книжки читать. Я не шучу сейчас. К сожалению, в современном мире этот навык массово утрачивается. Даже у тех, у кого сформирована привычка к чтению, она остается, но как-то нехорошо мутирует, чтение книг замещает, вытесняет чтение новостей, просмотр соцсетей и так далее.

А нужно книги читать, это прямо вот как спортом заниматься, чтобы поддерживать себя в форме. Нужно эту привычку установить и поддерживать, поддерживать себя в хорошей форме. И вот сейчас прекрасное время, когда можно это сделать – попробовать установить или восстановить привычку читать книги.

Я далек от того, чтобы кого-то учить здесь, но я сейчас и сам этим озадачился, потому что несколько лет назад я начал обращать внимание на то, что книг я читаю всё меньше: я читаю новости, социальные сети, какие-то блоги, а просто книги… Как-то «некогда». И начинают дома и на работе расти башни из книг, которые я купил или мне подарили, и я их – конечно же! – намерен прочесть, но все никак руки не доходят.

И вот теперь эти башни начинают уменьшаться, потому что «руки дошли» – благодаря вот этому необычному времени.

Но это же прекрасно, и ещё какие-то полезные навыки можно приобрести, можно чему-то научиться новому, а учиться никогда не поздно, тем более, что к нашим услугам вместо соцсетей – тренинги, лекции, вебинары. Я немного сегодня расскажу, что у нас здесь происходит в этом направлении.

В общем, давайте руководствоваться таким принципом: если остался дома, то вместо чего-то другого – пей чистую воду, положи на полку гаджет, оторвись от него и посмотри на своих близких, пообщайся с ними, посмотри им в глаза, скажи что-нибудь хорошее. Если тянет тебя посмотреть сериальчик – лучше смотри не его, а посмотри какой-нибудь фильм, который давно собирался посмотреть – от начала и до конца, а ещё, желательно, что-нибудь из классики. Если тянет полезть в социальную сеть – не делай ты этого, а зайди на сайт, где есть курсы или лекции и чему-нибудь научись.

Ну и так далее.

Источник: mr-info.ru

И вот если так, то тогда мы выйдем из этой ситуации, из этого карантина, не ослабленными и озлобленными, а поумневшими и с новыми навыками, и будем ещё лучше жить, и сможем ещё больше зарабатывать, и получать ещё больше удовольствия, и иметь больше успехов в жизни.

Вот с такого необычного, прямо неприлично длинного вступления я начал сегодняшнюю передачу. Я вообще не люблю вставать в учительскую эту позу, вещать ex cathedra; мне интереснее просто делиться наблюдениями, но, что называется, накопилось.

А вообще я, конечно, больше думаю о том, как все это закончится и какая радость нас ожидает, как начнут открываться учреждения культуры, как снова заработают музеи, как откроется театр, как мы пойдём в филармонию, как распахнут двери и накроют столы рестораны и кафе, какая будет страшная радость, когда мы все выйдем на улицы, и как нам будет хорошо, как будет весело, ну и ей-Богу: мы живем в удивительное время, тревожное, но и радостное.

Нас так много учили? и настойчиво устанавливали в качестве примера для поведения историю Второй мировой, военные годы, какие они были трудные и как мы все должны это все знать, гордиться и подражать. Ну и вот: давайте будем.

Как правильно и мудро сказал митрополит Тихон, наступили времена в чем-то похожие: тревожные, сложные, требующие сдержанности и ответственности, от кого-то требующие даже героизма. Но и времена эти всегда увенчиваются радостью возрождения и победы. И нас тоже ждет время «возвращения с фронта», возвращение к мирной жизни.

А тем временем все вокруг свидетельствует о том, что это произойдет: расцветает природа, распускаются листья, растет трава. Ей к счастью никто не мешает расти, парки и скверы освободились от нагрузки, никакие идиоты не поджигают траву. Ну и кончится все это, конечно, хорошо: наше дело правое, победа будет за нами. Ну а пока остаемся дома, занимаемся самосовершенствованием, читаем книги и учимся.

Чему можно научиться? Что происходит вот в нашем, так сказать местном культурном сегменте?

К сожалению, первый запал и энтузиазм наших учреждений культуры как-то прокисает. Зато появляется частная инициатива. Вот в частности, в интернете прошел очень интересный вебинар, можно погуглить фамилию автора и ведущего: Александр Окунев, это псковский краевед – в самом лучшем значении этого слова. Хотя, впрочем, у Александра есть профессиональное систематическое историческое образование, полученное, правда, не во Пскове. Он переехал несколько лет назад сюда (кажется, из Карелии) и сейчас, несомненно, стал одним из крупных знатоков Пскова и его истории. Он очень любит чертить и строить различные карты, он чрезвычайно начитан, у него огромная любовь и тяга к систематизации, и вот он запустил цикл вебинаров, где делится своими знаниями. Это всё легко в интернете можно найти и поучаствовать либо бесплатно, либо за какую-то символическую плату. От души приглашаю поучиться, позадавать вопросы, посмотреть видео – там очень интересно.

Продолжаются on-line лекции, которые устраивает подворье Псково-Печерского монастыря. В конце марта была лекция о художнике Евгении Евгеньевиче Климове, это мастер, который жил за границей, хотя это и русский художник, ну вот так сложилась его судьба. В ХХ веке он жил сначала в Риге, потом какое-то время в Германии и Чехии, потом в Канаде в послевоенное время. Это автор замечательной мозаичной Троицы, которая украшает вход в Псковский Кремль, она была создана в 1943 году, в Германии по его эскизам специально для Пскова и вот чудесным образом у нас оказалась. Много лет она находилась в Троицком соборе на северной стене в интерьере, а теперь с 2003 года украшает вход в Псковский Кром. Подробная лекция об этом художнике, с иллюстрациями, была прочитана на подворье Псково-Печерского монастыря совсем недавно. А следующая анонсированная лекция, (и все их можно смотреть в интернете в записи) будет на тему «Традиционные украшения псковских храмов: поребрик-бегунец-поребрик с точки зрения богословия». Её будет читать священник (правда, ныне не служащий), экскурсовод, и, как тут сказано, богослов, отец Андрей Таскаев. Мне кажется, многие его знают. Наверное, тоже это интересно будет послушать.

Вообще, то, что в церкви происходит – тоже нечто удивительное и беспрецедентное, не имеющее аналогов вообще во всей двухтысячелетней церковной истории: во время морового поветрия храмы стоят… нет, не закрытые, мы можем туда в частном порядке и поодиночке приходить, но службы происходят при закрытых дверях.

Однако происходит трансляция этих служб в Интернете, и я заметил, что многие оценили это – даже не знаю, как назвать – явление, потому что можно находиться дома, в комфорте и безопасности и слушать службу. А там иногда очень неплохо поют, и красиво читают, и интересно говорят.

Вообще, между прочим, православное богослужение – оно очень красивое, а сейчас предпасхальное время, особенные богослужения в это время происходят и, конечно, их хочется посещать. И не только верующим, но просто людям, которые понимают красоту и имеют к ней тягу, потому что церковное богослужение – это в каком-то смысле произведение искусства, причём синтетическое, объединяющее разные виды, формы, роды и жанры искусства. Об этом, между прочим, упоминает Рихард Вагнер в своих размышлениях о Gesamkunstwerk, «единении искусств»: в церковной литургии есть и музыка, и прекрасная поэзия, и живопись, и декоративно-прикладное искусство, и элементы театра, и даже, так сказать, «искусство парфюмерии». Так вот можно в то время, когда мы не можем посещать храмы, смотреть службы в Интернете и так хоть некоторым образом к этому приобщаться, если сейчас невозможно попасть в храм.

Дальше. Что у нас с музыкой происходит?

Вот я говорил о том замечательном событии, которое произошло 25 марта. В этот день во Пскове должно было состояться открытие Фестиваля русской музыки. К сожалению, оно было отменено, но вместо этого оркестр под управлением Николая Хондзинского в Москве исполнил Шестую симфонию Чайковского, которая должна была прозвучать у нас. И дирижировал Николай Павлович не оркестром Мариинского театра, а уникальным составом, который сложился в Москве из его друзей и коллег, музыкантов, которые просто оказались готовы играть Музыку, служить ей. Вопреки всему, вопреки эпидемии, вопреки вот этому времени, когда мы разобщены и, между прочим, лишены заработков и оттого порой готовы за копейку-другую нанести друг другу травмы и ущерб. Совершенно бескорыстно целый симфонический состав классных столичных музыкантов собрался на концерт, который транслировался в интернете.

И вот состоялся этот концерт, музыканты Николая Хондзинского сыграли Шестую Чайковского – и очень хорошо сыграли. Была трансляция и я узнал, что она собрала 400 тысяч просмотров. Это не просмотры записи – это 400 тысяч только прямых подключений во время трансляции по всему миру – можете себе представить! А сейчас готовится чистовой монтаж, вот-вот его выложат на сайте Русской консерватории (апдейт: выложили на https://www.rus-cons.com/), можно прогуглить, найти его. Ну и там же, напомню, выложено в хорошем качестве исполнение Шестой симфонии Чайковского под управлением Николая Хондзинского с оркестром Мариинского театра в нашей Псковской филармонии ровно год назад. Пожалуйста, слушайте, наслаждайтесь!

Театр. Ну, «театр сиротеет». Я не очень понимаю, что происходит с нашим Псковским театром драмы. Нет, понятно, что происходит: он закрыт на карантин, но вот 24 марта они анонсировали свою готовность выкладывать спектакли в записи на сайте театра, сразу после этого выложили там снятый с репертуара спектакль «Старик» и все, этим ограничились. Что там происходит, непонятно.

А вообще-то сейчас театральная жизнь, она таким тоже неожиданным, необычным образом в стране и в мире продолжает существовать, и это не только огромное количество записей спектаклей, которые можно посмотреть, потому что очень многие театры открыли свои видеоархивы и выкладывают спектакли на собственных сайтах или в YouTube (общую сводку с ежедневным обновлением этого всего можно увидеть на сайте журнала «Театр»).

Есть и другие, так сказать, виды театральной удалённой активности.

Меня, например, вот что заинтересовало. Есть такой театровед Витя Вилисов, сейчас он страшно модный, автор самой читаемой книги о театре, которая называется «Нас всех тошнит», так же называется его, надо сказать, очень остроумный подкаст, который можно слушать, например, Вконтактике, также у него очень популярные Telegram-канал и блог, которые называются «Вилисов Постдраматический», где он, например, пишет: «Вот такую методичку по борьбе с #короновилисов разослали артистам Пермского театра «Театра-Театра» (это есть такой в Перми театр, который так и называется «Театр-Театр»). Дальше Вилисов пишет: «По-моему, готовый скрипт для Герберта Фритча, (это знаменитый австро-немецкий режиссер), странно, что не указано, как голосовать по поправкам в Конституцию. Господи, помоги болезным».

Собственно, о чем речь: Вилисову попал в руки какой-то, внутренний документ этого самого пермского Театра-Театра, где руководство театра во время карантина, когда актеры не участвуют в спектаклях, призывает их общаться с публикой. Ну то есть делать такие короткие видеовыпуски о себе, прямо дома, на телефон: в квартире или на даче. И, так сказать, прилагается методичка: как это организовать, как это сделать, в какой части дома и о чем. Там есть варианты рассказать о себе, рассказать о своем творческом пути, рассказать сказку детям на ночь, потравить какие-то театральные байки, спеть песню под гитару. Или даже преподать короткий мастер-класс театрального искусства.

Ну, в общем, поддерживать связь с публикой. Вилисов над этим всем конечно хохочет и прикалывается, как сейчас говорят, «дрочится», а мне кажется, что, например, для нашего театра это было бы и неплохо.

Витя «Я – реальный локомотив театрального прогресса» Вилисов (фото: sobaka.ru)

Во-первых, нужно поддерживать контакт с публикой, чтобы не забыли, знаете, как в том анекдоте, про старых комика и трагика. Один говорит: «Не позвали на бенефис – забыли…», а другой говорит: «Не позвали на бенефис – помнят!». Да, публика быстро забывает и с ней надо постоянно поддерживать связь.

Да и нам действительно интересно было бы такое увидеть и услышать, у нас такие хорошие актеры сейчас, мы их любим, и было бы прекрасно, находясь на самоизоляции, получить от них театральную весточку. Что-то именно такое: песню, или сказку на ночь, или какую-то смешную историю, или серьезный разговор о театральном искусстве, почему нет-то?

Вместо этого сайт простаивает – зачем? Ну и потом, знаете ли, это сейчас у нас, слава Тебе Господи, более-менее театр пришел в хорошую форму и актеры тренированные, и приятно на них посмотреть. Но проходит месяц вынужденного простоя и безделья и всё пропадает. Люди обычно растренировываются во время простоя, и с некоторым опасением я думаю о том, каким мы увидим наш театр после того, как он выйдет из карантина, и как долго нужно будет его снова собирать, и что там будет через месяц с некоторыми актерами, если их не вытаскивать на работу, если разрешить им свободно посещать кухню каждый день, накладывать в тарелки и наливать в стаканы… ну сами понимаете.

В общем, пожелания театру как-то взбодриться в Интернетах этих всех, вспомнить о нас и выйти на связь с публикой.

Так, музей.

Я тут его в прошлой передаче от души хвалил, потому что вконтакте появилась серия лекций и экскурсий от сотрудников музея, и они были, в самом деле, интересные. Сейчас, как пишут те, кто ведет паблик музея Вконтакте, «по известным причинам» они это прекратили. Я не знаю, по каким таким «причинам», потому что понятно, что есть распоряжение не собираться большими компаниями, но не значит, что можно вообще ничего не делать. Записать видео с музейным сотрудником – это же не нарушение карантина, а рассказывать там пока ещё есть, кому и есть, что.

Вместо этого сейчас выкладываются какие-то популярные сведения из интернета и ссылки на, Господи помилуй, телепередачи, ну из раздела вот этих знаете – «туристических» кабельных каналов, где «ко-ко-ко, мы доехали до Пскова», какая-то «путешественница» что-то рассказывает, кудахтает и позирует. Не знаю, кому это может быть интересно.

Кроме вот этого там ещё теперь выкладываются какие-то тексты из Википедии, из каких-то блогов – без ссылок на источники, без литературы, при этом темы, на мой взгляд, выбираются хаотично и вообще, они странные. Например, почему-то в начале апреля – текст про «рождение Красной Армии» 23 февраля 1918 под Псковом. Вообще-то это, мягко говоря, спорная и дискуссионная тема – как она тут «рождалась», эта Красная Армия, споры идут нешуточные, при этом в предложенном тексте, как обычно – ни ссылок, ни источников. Мне думается, что если кого-то всерьёз интересует эта тема, – можно обратиться к литературе, к исследованиям по ней, к столетию было опубликовано довольно много серьезных работ. А зачем вот эта вот самодеятельность на странице музея – непонятно.

Или, например, перепечатка из какого-то девчачьего ЖЖ (где то про Джейн Остин, то про домашнее консервирование) заметки про «веджвудский фарфор». Во-первых, он всё ж таки не фарфор, а фаянс, хоть и очень плотный, а во-вторых, это уж я не знаю, причем тут, каким боком это всё имеет отношение к псковскому музею. У нас не самое огромное, мягко говоря, собрание веджвуда в мире. Есть вроде какие-то полторы тарелки в этом позорном лабазе, который называется Открытым хранением фондов.

Я почему так говорю: может быть, кто-то не знает эту историю, так я расскажу. Вот здание на Комсомольском (Златоустовском) 6, которое «дом семейства Массон», часть нашего «музейного квартала», оно еще около 10 лет назад было полностью готово для того, чтобы там появился Музей древнерусской письменности, оно было подготовлено к тому, чтобы принять наше Древлехранилище – замечательное собрание старинных рукописей и книг. Идея была еще академика Лихачева, если не ошибаюсь, долго к этому шли и большие деньги потрачены были на то, чтобы все приготовить, отреставрировать это здание. А потом вдруг «так случилось», что идею эту похоронили и там теперь так называемое Открытое хранение, т.е. показывают какие-то самовары, серебряные ложки и то, что на афише называется «Хрупкая коллекция»: мягко говоря, не выдающееся, провинциальное собрание декоративно-прикладного искусства, в том числе – художественной керамики. Может быть в связи с этим нас просветить статьей «веджвудском фарфоре»?

Дом Массон

Полагаю, это все свидетельствует о крайнем непрофессионализме того, кто ведёт этот музейный паблик, и то ли просто глупости, то ли ярко выраженном мещанстве. После интересных авторских лекция я крайне разочарован и очень прошу: вернитесь, пожалуйста, к практике публикаций лекций научных сотрудников музея – это действительно интересно.

И не забивайте страницу серьезного учреждения, государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника вот этим всем про «веджвудский фарфор», Красную армию под Псковом и «шоу Юли Розенберг».

Ну и наконец, ещё раз вернусь к началу передачи: давайте о хорошем. Знаете, это все рано или поздно закончится, вся эта карантинная история и мне радостно, что есть люди, которые уже теперь думают о будущем.

Три истории вам расскажу на прощание.

Первая. Я в этой передаче несколько раз уж говорил, что мы все подло поступаем по отношению к памяти Евгения Васильевича Вагина, Жени Вагина, псковского кузнеца, который трагически погиб пару лет назад. Фактически ему не дали работать, затравили его, и в этих условиях он погиб. И я очень рад известию, что псковские кузнецы взялись за дело всерьез: они планируют на будущую осень возрождение Дня Скобаря – праздника, который придумал и делал несколько лет Евгений Вагин. И это снова будет кузнечный фестиваль, и снова у его кормила будут псковские кузнецы. Насколько мне известно, они уже заручились поддержкой, уже есть определённая гарантия того, что всё состоится, есть возможность приобрести что-то самое необходимое для организации. Это будет городской праздник и фестиваль-конкурс кузнечного искусства, на котором кузнецы станут при стечении зрителей соревноваться и делать прямо на наших глазах что-то новое, что-то прекрасное. А потом то, что получится – останется на улице, украсит наш город.

И это будет прекрасной памятью и приношением Евгению Вагину, потому что Женя делал замечательные кованые скульптуры, которые ему их не давали показать городу, не разрешали устанавливать на улицах и в парках, какие-то «комиссии» цеплялись и тормозили. И огромное количество чудесных, мастерски выполненных, остроумных скульптур, которые могли бы наш город украшать – находились за стенами кузнечного двора, а вместо них по Пскову расползлись чудовищные и бессмысленные поделки вроде «Скобаря» - урода, который, к сожалению, установлен в Губернаторском саду (Детском парке).

Так вот будем надеяться, что ситуация эта когда-то поменяется, и после грядущего праздника на улице останется что-то подобное работам Евгения – ведь сделают это его коллеги и соратники. Причём мы не знаем, что это будет, и никто не знает, что это будет, даже организаторы – потому что это будет импровизация, экспромт, который возникнет во время фестиваля. Я страшно рад, что это будет происходить, я рад, что есть люди, которые этим стали всерьёз заниматься, и я с огромным удовольствием подключусь к этому всему, если нужно будет.

Радостно, что люди думают о будущем и готовят его.

В начале августа во Пскове снова пройдет фестиваль «Добрый рок». Организатор фестиваля Андрей Семёнов, который бескорыстно уже много лет этим занимался, устал возиться с «культурными комитетами», махнул рукой на то, чтобы делать это непосредственно в городе на какой-то открытой площадке и заручился поддержкой «Раздолья». Теперь фестиваль будет там. Честно говоря, мне кажется, это даже и неплохо. Во-первых, это все-таки подальше от жилой застройки, а рок-фестиваль это всё же громкая затея. А во-вторых, организатору не надо будет думать, как накормить-напоить зрителей, и поставить звук: там есть все штатное, готовое, а организаторы будут с удовольствием заниматься тем, чем должны заниматься: созданием программы, приглашением музыкантов и благородным делом – сбором средств для помощи нуждающимся, потому что традиционно весь сбор от этого фестиваля идет на добрые дела, на поддержку социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Ну и наконец, Мирожский монастырь готовит выставку псковского современного церковного искусства. Известно, что несколько десятков участников, в том числе и звезды современного церковного искусства, знаменитые иконописцы, знаменитые мастера декоративно-прикладного искусства, архитекторы согласились принять участие, дать свои работы для этой выставки. Это должно произойти уже в конце мая.

Вот с мыслью о таких вещах, с мыслью о замечательном будущем, которое нас ожидает, я вас оставляю в ваших домах у радиоприемников.

Не болейте, берегите себя, живите осмысленно, планируйте свою жизнь и принимайте, то, что из неё получается с благодарностью и смирением. Благословляю вас, с вами был Юрий Стрекаловский.

С миром изыдем, до свидания.

опрос
Считаете ли вы нагрузку на сегодняшних школьников чрезмерной?
В опросе приняло участие 149 человек
ПравилаКомментарии 1
Увы! что мне дано в удел?
‎Что делать мне? — Дрочися! —
И катехизис стал трясти,
‎Таскать — и вдруг проворно
Gesamkunstwerk стал вверх расти,
‎Торчит Wedgwood задорно.
(Альбер Чума.)
2
Рейтинг@Mail.ru