Об учителе бедном замолвите слово

31.03.2023 09:30|ПсковКомментариев: 2

Современные учителя — чуть ли не самые несчастные люди на планете. Мало того, что зарплата оставляет желать лучшего, так ещё и авторитет профессии упал ниже некуда. Общество почему-то стало относиться к педагогам как к обслуживающему персоналу, совершенно забыв о роли наставника. Те, кто занимаются обучением, воспитанием подрастающего поколения, никакого отношения к сфере услуг не имеют.

 

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. По этому случаю началась разработка законопроекта «О статусе учителя», в котором пойдёт речь о миссии педагогического работника, его правах и обязанностях, мерах защиты. Автор документа первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова уверена, что учителей необходимо наделить статусом и гарантиями, которые аналогичны тем, что имеют госслужащие, в том числе в части заработной платы.

По официальным данным, в 2022 году средняя зарплата учителя в России составила порядка 39 тысяч рублей на руки. По факту многие педагоги получали за свой труд гораздо меньше. А чиновники зарабатывали в среднем 126 тысяч рублей — такая цифра указана в информации Росстата.

«И чиновники, и учителя — это все "государевы люди" и получать за свой труд они должны одинаково. И те, и другие выполняют важную, необходимую государству работу», — справедливо заметила Яна Лантратова.

Она совершенно права, работа учителя должна оплачиваться по достоинству. Сейчас педагоги получают унизительно мало, особенно те, кто работает в провинции. Потому в профессию идут не за деньгами, а, как принято говорить, «по призванию». Вспомним слова известного государственного и политического деятеля, который в ответ на вопрос молодого преподавателя из Дагестана о низких зарплатах заявил, что на таком поприще много не заработаешь, и посоветовал идти в бизнес.

Педагогам — и молодым, и со стажем — памятник надо ставить за то, что они делают за «три копейки», лишь по доброте душевной и из любви к детям. Которые, к тому же, совсем не ценят и не уважают своих наставников. В сети гуляет масса историй о том, как ученики издеваются над учителями, швыряют в них учебники, жвачки и всё, что под руку попадётся. Действо снимается на видео и выкладывается в интернет на всеобщее обозрение.

Современные педагоги не могут рассчитывать и на уважение со стороны родителей. Если учитель повысил на ребёнка голос или, не дай бог, отвесил ему подзатыльник — всё, жди суда. Именно в семье дети узнают, что ученик всегда прав, а преподаватель — человек, который оказывает некие услуги, и обязан терпеть. В обществе сложилось потребительское отношение к школе по аналогии «продавец-покупатель», поэтому родители и дети считают себя правыми, а педагогов - «тварями дрожащими», которые всем должны. Справедливости ради замечу, что взрослые, которые прививают такое мировоззрение своим отпрыскам, зачастую тоже не являются для ребёнка авторитетом.

Я окончила школу в райцентре больше 10 лет назад. И тогда ни у меня, ни у родителей даже мысли не было о том, чтобы перечить педагогу и ставить под сомнение его методы. «Он учитель, ему виднее, иди и делай, что говорят». Мои учителя были настоящими профессионалами, одним взглядом могли дать понять, кто в школе главный.

Теперь таких днём с огнём не сыщешь. Виной тому и некоторые особенности современного образования и общественного устройства в целом. Во-первых, не все выходцы педагогических вузов компетентны и ответственно относятся к возложенной на них задаче. Во-вторых, учителя — тоже люди, у них есть свои потребности и слабости, о которых можно легко узнать из соцсетей. Раньше о личной жизни педагогов, их интересах и увлечениях знали лишь понаслышке. Дистанция между учеником и педагогом сократилась до минимума, и это не слишком хорошо. Но тут уж ничего не поделаешь — век современных технологий. Что, кстати, не слишком сократило ворох ненужной бюрократии в школах, также отталкивающей потенциальных педагогов.

Конечно, нельзя всех грести под одну гребенку. До сих пор есть те, кто действительно учит детей, а не оказывает образовательные услуги. Кто вкладывает в свою работу душу, а не просто выполняет условия договора. Есть и родители, которые уважительно относятся к профессии педагога и прививают правильные ценности детям. Но с каждым годом таких положительных примеров становится меньше, они рискуют стать вымирающим видом, как, например, педагоги-мужчины.

Они почти полностью исчезли из школ. А ведь роль наставника мужского пола очень важна, особенно в части воспитания мальчиков. В образовательных организациях остались работать женщины, которых считают более терпеливыми. Хотя и они порой не выдерживают того, что творится в современных школах.

Я сама получила педагогическое образование. Но предпочла преподаванию русского языка и литературы журналистское поприще. Почему? Хотя бы потому, что не хочу приходить домой с нервным тиком после общения с современными детьми и их родителями.

Как человек вообще выбирает место работы, на что обращает внимание? По данным соцопросов, меркантильный интерес сейчас превалирует над идеологическими предпосылками. Людям важнее не сфера деятельности, а зарплата и бонусы, которые ей сопутствуют. Многие также обращают внимание на возможность карьерного роста, повышение имиджа и статуса в обществе.

О каком имидже и престиже профессии педагога можно говорить, пока подрастающее поколение может творить на уроке всё, что вздумается? А родители это всячески поощряют и поддерживают. В первую очередь, должна вестись работа над ужесточением дисциплины в школах, это однозначно поспособствует возвращению авторитета педагогов. Конечно, не стоит возвращаться к розгам и постановке на горох. Но всякие фривольности вроде использования гаджетов на уроках вполне логично запретить.

Многие считают советское образование одним из самых лучших в мире. Сейчас модно возвращаться к некоторым практикам школы прошлого века, так не время ли вспомнить о тех, на ком эта система держалась? И выстроить новую, основанную на престиже профессии педагога XXI века.

Да, советские педагоги не держали дома мешков с деньгами, и при этом были почитаемы. Но сейчас мало кого заинтересуешь почётными грамотами, званием «Заслуженный учитель» или путёвкой в санаторий. Система поощрения, аналогичная существовавшей в СССР, и ныне довольно сильно развита, но престижа профессии так и не добавила.

Потому пора предусмотреть финансовое обеспечение, которое позволит вывести жизнь педработников на новый уровень. Когда педагог сможет считаться успешным человеком, тогда его будут уважать, и учить детей будет престижно. Сейчас же среднестатистический учитель являет собой образ блаженного, которому больше некуда податься.

Ульяна Ловыгина

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 94 человека
ПравилаКомментарии 2
Автор документа первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова уверена, ...
_____________________
"Боевой" путь к власти этой особы прочтите в википедии и станет всё ясно.
0
Дмитрий Иванов 02.04.2023 16:20
Знакомая учитель 8 лет назад получала 26 тыс. Не такие и бедные. А хоз.работники в больнице получают 15 тыс, а врачи при этом 50 тыс
1
Рейтинг@Mail.ru