Осторожно водитель!

25.09.2012 12:50|ПсковКомментариев: 33

Помните известный фокус с запятой во фразе «казнить нельзя помиловать»? Вы знаете, что её  расположение в двух разных местах определяет два диаметрально противоположных сценария для человека, попавшего под данную дилемму.

А сейчас я изобрету ещё один лингвистический фокус. Внимательно прочитайте заглавие этой статьи. Вам предлагается между первым и последним словом на выбор поставить либо двоеточие, либо запятую. Как вы думаете, изменится ли смысл выражения? Ответ однозначен, как сухой пистолетный выстрел: да.

Если поставим двоеточие, то ставим автовладельцев в положение потенциальных преступников. Если рисуем запятую, то рассматриваем пешеходов (и не только их) в качестве возможной угрозы для водителя.

Но если оба эти варианта объединить, как в математике, фигурной скобкой, то перед последней следует написать одно-единственное слово: война.

Я не солгал – это действительно война. Она необъявленная, она жестокая, у неё есть начало, но никогда не будет конца. Она не щадит ни женщин, ни детей, ни стариков. Большая часть жертв – люди активного и дееспособного возраста. Эта война не смотрит на ранги, должности, звания и положение в обществе. И никто никогда не узнает даже приблизительно, когда станет жертвой в этой войне. Собственно, так оно и бывает: утром позавтракал, поцеловал жену, потрепал сынишку по непослушной чёлке и уехал на работу. Но вечером что-то пошло не так (проклятое американское выражение!), и ты лежишь на полке в городском морге с половиной переломанных костей, медленно остывая с положенной скоростью - примерно полтора градуса в час.

То, что осталось от автобусной остановки...

… Москва, Западный административный округ, улица Минская. Именно здесь 22-го сентября в половине четвёртого пополудни произошло то, что всколыхнуло общественность по всей России. Волна негодования докатилась даже до властных структур, что сделало данное событие не только из ряда вон выходящим, но и знаковым. Что же случилось?

Произошло ДТП с участием нетрезвого водителя «Тойоты», который на высокой скорости протаранил остановку общественного транспорта, где на тот момент в ожидании автобуса скопилось большое число людей. Погибли семеро пешеходов, ранены трое. Это если вкратце. Кто хочет подробностей – всё на новостных сайтах и по ТВ.

К сожалению, дорожным пьянством уже никого не удивишь. Слишком частым стало это явление. Если не принимать никаких мер, то соблюдение трезвости за рулём станет такой же экзотикой, как и сохранение девственности до брака.

Лично меня удивляет и поражает другая опасная тенденция. Имя ей – человеческий цинизм, с которым виновники тех или иных ДТП отпускают комментарии по поводу случившегося. Вины, естественно, никто не признаёт. Все заявляют о своих правах и свободах. «Как хочу, так и езжу!» - так или примерно так выразился урод по фамилии Максимов, устроивший аварию на Минской. Более того, ничего не стесняясь, сказал о том, что в течение двух дней до аварии вообще не просыхал. Странный парень. Ему бы в ногах валяться у родни погибших и прощения вымаливать… Но нет! Впрочем, просить прощения особо не у кого – пятеро детей были сиротами, да и до самого Максимова, скорее всего, никого не допустят.

Кстати, на мой взгляд, подобного поведения можно было ожидать и от нашего доморощенного «гонщега» Димы «Бандита» Гермаша, который после аварии истово сокрушался по поводу безвременной утраты любимого мотоцикла, а позже, говорят, без тени скорби на лице заверил потрясённых горожан в том, что не собирается менять стиль вождения, и как только всё утрясётся, будет «рассекать» с новой силой. Возможно, даже на переднем колесе. Вообще, интересный он парень, этот Гермаш. И, по моему мнению, это уже не фамилия, это нарицательное понятие, практически погоняло. Считаю, такие «погремухи» надо теперь клеить всем любителям публичного гарцевания и джигитовок на мотоциклах. По аналогии с так называемыми стритрейсерами, которые все сплошь шумахеры.

ДТП на Рижском проспекте

Справедливости ради скажу: Гермаш, в отличие от Максимова, был трезвый. По крайней мере, с алкогольной точки зрения. Конечно, от этого никому легче не станет, но это факт.

Но есть ещё один факт, о котором хотелось бы поговорить: пьянство за рулём никуда не делось. Моё субъективное мнение: пьют не меньше, а, может быть, и больше, чем раньше. Первое время после введения «сухого закона» водители честно крепились. Не все, но многие. Но, видимо, струны не могут быть вечно натянутыми, и шоферюги начали-таки «употреблять». Это можно по-разному объяснить. Можно сослаться на пресловутый «расейский» менталитет, во что лично я не верил и не верю. Можно объяснить этот факт феноменом постепенного привыкания и психологической адаптации к искусственно вводимым ограничениям – в это я верю больше. Но максимальную правдоподобность имеет третье объяснение, прямо вытекающее из постулата «безнаказанность порождает вседозволенность». То есть получается, что наказание за пьянку недостаточно жёсткое. И перспектива остаться без прав на два года страшит всё меньшее число любителей хмельных покатушек.

Вывод напрашивается сам собой: законодательство надо ужесточать. Хорошая идея. Её поддержали представители всех думских фракций. Но возникает вопрос: насколько серьёзным должно быть ужесточение? Если штраф, то какой? Если изъятие водительского удостоверение, то на сколько? Если лишение свободы, то на какой срок?

Возникает ещё один вопрос о целесообразности увеличения наказания пропорционально количеству погибших в ДТП. Насколько мне известно, в сегодняшнем законодательстве существуют только две градации по погибшим: один либо два и более (если ошибаюсь – поправьте). Но два и более – это очень растяжимое понятие. Можно убить двоих, можно троих, а можно и десятерых. Необходим более гибкий подход при формировании новых поправок в закон.

Пьяный за рулем

При этом было бы весьма полезно посмотреть на то, как обстоят дела с этой проблемой в других странах.

Великобритания. В зависимости от степени опьянения водителя оштрафуют на 5000 фунтов стерлингов (240 тыс. руб.) и начислят от 3 до 11 штрафных баллов из 12 возможных.

Германия. Здесь пьяному водителю грозит либо штраф от 500 до 1500 евро, либо тюремное заключение на срок от полугода до 5 лет.

Израиль. За вождение в нетрезвом виде водитель лишается прав минимум на 2 года при условии, что нет смягчающих обстоятельств. Если годом раньше автомобилист попадался за вождение в нетрезвом виде, то срок лишения его прав может доходить до 4 лет, либо дело обернется штрафом в несколько тысяч шекелей (1000 шекелей – около 7900 руб.) и лишением свободы.

Италия. Подвыпившим водителям непременно выпишут штраф в размере 6000 евро (256 тыс. руб.) и отправят на общественные работы продолжительностью от 6 до 12 месяцев, а особо отличившимся грозит арест. Помимо перечисленного, обязательным является лишение водительского удостоверения на 1-2 года.

Китай. Методы борьбы с проштрафившимися водителями довольно интересны: нарушитель получает взыскание по партийной линии, а жителей Шанхая могут выселить в менее благополучные регионы Поднебесной. Особо отличившихся нарушителей может ждать и высшая мера наказания – казнь. Но применяются и более привычные европейцам способы наказания: от штрафа в размере 2 тыс. юаней (9 тыс. руб.), что превышает месячную зарплату большинства китайцев, до полугодового лишения свободы.

США. Пьяный водитель рискует провести за решеткой от 48 часов до 6 месяцев. Причем в этом правиле нет исключений для звезд и политиков – многие богатые и знаменитые американцы имеют реальный шанс отправиться за решетку.

Франция. Максимальный штраф нетрезвому автомобилисту – 4500 евро (192 тыс. руб.) – сопоставим с месячным доходом большинства французов. Также нарушитель получит 6 штрафных баллов из 14 возможных.

Швеция. Нарушитель лишается возможности управлять автомобилем на 3 года, а также получает штраф, величина которого… зависит от доходов водителя! Поэтому некоторым любителям выпить за рулем приходится выплачивать шестизначные суммы.

Япония. Японским водителям, пойманным в состоянии алкогольного опьянения, приходится несладко. Пьяницу могут наказать не только штрафом в размере до 1 млн йен (330 тыс. руб.), но и лишением свободы на срок до 5 лет. Обязательное условие – начисление штрафных баллов или лишение водительского удостоверения. 

Что касается нашей с вами страны, то пойманному нарушителю грозит лишение прав на 1,5-2 года. Если в период лишения водитель снова сядет за руль нетрезвым, его могут или оштрафовать на 5000 руб., или арестовать на срок до 15 суток. При этом срок лишения увеличится до 3 лет! Если такой горе-водитель попадёт в аварию, то возможны три варианта, отражённые в трёх частях статьи 264 Уголовного Кодекса РФ.

Тяжкий вред здоровью и/или крупный ущерб. Наказывается лишением свободы на срок до 2 лет с лишение права управления транспортным средством на 3 года, либо без последнего.

Наличие одного погибшего. Лишение свободы сроком до 3 лет, лишение права управление транспортным средством до 3 лет.

Наличие двух или более погибших. Лишение свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением прав на управление на срок до 3 лет.

Если срок лишения свободы не превышает 5 лет, отбывание наказания назначается в колонии-поселении, более длительные сроки отбываются в исправительных колониях общего режима.

Как видно из изложенного выше сравнения, в России практически самые мягкие санкции в отношении дорожных пьяниц. Скорее всего, соответствующее законодательство будет  пересмотрено. Но вопрос о пожизненном лишении прав и/или свободы пока остаётся открытым.

Майк Миханзон

ЖЖ-версия статьи

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 290 человек
ПравилаКомментарии 33
25.09.2012 13:21
Уровень зарплат еще неплохо бы привести в указанных странах, а также социальную защищённость граждан. Это всё взаимосвязано.
0
25.09.2012 13:22
Не все правда, но смысл верный
0
Автору 25.09.2012 13:24
Тов. Миханзон, каким образом согласуется ваше предложение с двоеточием и правилами русского языка?
0
Потемкин 25.09.2012 13:31
Автор очень точно подметил, что «безнаказанность порождает вседозволенность». Только логическое заключение пошло немного не в ту сторону. Чтобы возразить автору, хочется задать один вопрос: "Вы часто по ночам ездите часто ли Вас ночью останавливают?" Так вот в конце 90-х годов в городе в ночное время проехать было не возможно, что бы доблестные стражи полосатых палочек тебя не остановили. А уж если едешь с одного конца города на дугой, то по 2-3 точно будешь остановлен. Сейчас же страж просто нет не днем ни ночью. Отсюда и вывод напрашивается отчего эта безнаказанность от ничтожности наказания или все-таки от его не необратимости.
Первый принцип в юриспруденции "Неотвратимость наказания".
Сейчас чиновники ужесточая наказание опять идут по ложному и самому легкому для них пути, при этом никто не хочет признаваться в неудовлетворительной работе органов правопорядка в области БДД.
0
25.09.2012 13:42
При этом было бы весьма полезно посмотреть на то, как обстоят дела с этой проблемой в других странах.
=========================
и мне тоже Михаил интересно приведите статистику
по странам которые вы привели в пример: доходы граждан, коррупция в органах правопорядка, неатвратимость и неизбежность наказания для ЛЮБОГО гражданина страны.
0
Святогор 25.09.2012 13:45
а дебилов везде хватает. и под каждого мир не переделаешь. а вот если бы неатвратимость и неизбежнасть наказания (но на законных оснаваниях) за правонарушения без исключений! тогда ДА!
0
25.09.2012 14:32
Однако эксперты, опрошенные Autonews.ru, посчитали подобный всплеск эмоций во властных кругах проявлением истерики. «Истеричная и непрофессиональная реакция, к сожалению, - заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, - В нашей ситуации, когда ничего не делается для реформирования дорожной полиции, любое ужесточение приведет только к увеличению суммы откупа. Вот это точно будет. Так что ни эйфории, ни стремления противоборствовать эти проекты не вызывают. Они попросту ничего не изменят. Нормальные граждане пьяными за руль не садятся, а отморозки как откупались, так и будут откупаться».
0
25.09.2012 14:32
С ним солидарен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Эти метания говорят о том, что власть не пытается систематически, комплексно бороться с проблемой пьянства. А начинает судорожно что-то делать только тогда, когда жареный петух клюнет. Причем выдаваемые на гора меры совершенно лишены смысла. Например - как может проштрафившийся автомобилист лишиться прав в России? Для этого ему нужно встретить богатого инспектора, затем богатого следователя – и, наконец, судью, у которого все есть. Потому что в противном случае, откупиться стоит 100 тысяч рублей. А будет, допустим, 800 тысяч – рынок отрегулирует сумму взятки».
0
25.09.2012 14:33
«Законодатели не понимают простую вещь: устрашающие меры устрашают лишь трезвых. Пьяным море по колено. Ну, согласитесь, что трезвый человек не садится за праздничный стол с мыслью «девять лет тюрьмы это куда ни шло, напьюсь-ка!». Поэтому, нужно не искоренять отдельно пьянство за рулем – что в принципе невозможно – а бороться с ним повсеместно», - подчеркнул Травин.
0
25.09.2012 14:44
Ну должна же власть как-то реагировать! Хотя бы безудержной истерикой. Происходит тотальная автомобилизация, торговцы автомобилями рубят бабки, государство стрижет налоги (развитие, народ "богатеет",рост ВВП!, но при этом со стороны государства слишком мало делается, чтобы с автомобилизацией не было уменьшения безопасности.
0
Скобарь 2 25.09.2012 14:56
Я водитель с 20 летним стажем и (очень редко бывает) приходится выпить и потом сесть за руль, но пока сам человек осознает что выпив немного (до 0.3 пром., 50 гр. водки или 0,3 литра вина или 0,5 литров пива) он не теряет реакции и это количество не сказывается на его вождении я считаю такую дозу надо разрешить. А когда осознания этого нет никакие ужесточения закона не помогут. И к тому же с тяжелым похмельным синдромом реакция водителя более заторможена чем с а/о в 0,3 промиле. Вывод все зависит от человека который за рулем и никакие законы не решат проблему вождения в нетрезвом виде на 100 %. Тут надо решать вопрос об ужесточении наказания за рецидив и тяжесть последствий. И конечно же пропаганда здорового образа жизни, для изменения сознания людей. Когда совесть человека скажет после 50 гр. водки - хватит, тебе еще ехать - это будет более действенно чем какой -то закон, который не обязательно применят (поймают).
0
25.09.2012 14:56
правильна основная мысль - про неотвратимость наказания, и пока в нашей стране эта мысль только на бумаге, все остальные разговоры абсолютно бесполезны.
0
25.09.2012 15:00
выросло целое поколение моральных уродов, севшее за руль, им хоть по миллиарду штраф дай, все равно будут вести себя как уроды
0
25.09.2012 15:07
Правы насчет необратимости наказания полностью. И насчет разрешения минимального содержания в крови алкоголя тоже.
Но мы пойдем другим путем- в сторону ужесточения наказания. Что получится? Да вот что- Человек, приняв минимальную дозу и еще соображая, что ему за руль нельзя говорит сам себе- ну что, раз так, то можно расслабиться, нет смысла себя контролировать. И начинает бухать по- полной. Нажравшись до полумертвого состояния ему абсолютно пофиг, какое там наказание, сколько лет... Он просто не в состоянии что-либо помнить и оценивать ситуацию в принципе. Малейший бзиг- и он уже летит по трассе.
И по- большому счету, что, алкаши на раздолбаных копейках аварии устраивают? Нет. Устраивают те, кто полупьяный может позволить себе сесть за руль крутой тачки и зная, что если его остановят, то все будет тип- топ, отмажется или отмажут.
0
Скобарь 25.09.2012 15:08
Интересно, а зачем вообще "пачкаться" 50-ю граммами?
А вот 0,3 промилле нужно вернуть!
Потому как задолбало минералку в дороге хлебать - кваса хочу!
0
Скобарь 2 25.09.2012 15:14
Ну редко но бывают такие ситуации когда просто надо выпить 50 грамм, на кладбище например или сильно замерз зимой, всякое бывает.
0
25.09.2012 15:18
За рубежом закон работает, а у нас нет, нет неотвратимости наказания полицейских, никто не боится потерять работу, т. к. никто ни за что не отвечает
0
моня 25.09.2012 15:21
Миханзону бы в полиции работать. На худой конец - прокурором.
0
Скобарь 2 25.09.2012 15:29
Я думаю дело не только и не столько в полицейских (их после сокращения очень мало осталось), они ведь только выявляют нарушителей а судит - суд.
0
Скобарь 2 25.09.2012 15:33
Да к стати а почему прокурорам, судьям, депутатам, следственному комитету можно ездить пьяными за рулем а например пожарному, полицейскому, наркополицейскому и простым гражданам нет?
0
25.09.2012 15:34
На зимней рыбалке 100 грамм с утра святое! День побегаешь по льду, лунок побуришь- все сосуды прочистятся, сердечко как часики, нервы стальные, к выходу из озера- ни в одном глазу. Здоровья потом на неделю хватает. Теперь нельзя.
0
Скобарь 25.09.2012 15:40
Тут на днях стоял на Горького, ожидая клиента...
Так вот мимо проезжала машина того судьи, который там же скорую забодал. Кто был за рулём не видел, но догадаться, зная наше "правосудие", думаю не трудно.
0
скобарю 25.09.2012 17:25
тот судья уже давным давно в отстаке
0
25.09.2012 19:27
Да, с двоеточием как-то неловко. Может быть лучше тире?
0
26.09.2012 09:51
Тире уместнее будет, это точно. Уморил меня также "сухой пистолетный выстрел", схожу ка я на дальняк, постреляю)). А "полтора градуса в час"- это сколько в промилле?)))
0
26.09.2012 12:15
ни о чем
0
26.09.2012 13:32
почем гермаша обидел
0
27.09.2012 15:40
"Гонщег", "погоняло"... Скорблю о журналистике.
0
27.09.2012 23:14
Штраф 100 тыс., тачку отберём, тотальную проверку на алкоголь. Вот предложения властей. Так,может, с них и начать? Так сказать, личным примером.
0
29.09.2012 15:35
откупиться стоит 100 тысяч рублей. А будет, допустим, 800 тысяч – рынок отрегулирует сумму взятки».
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Так это хорошо.Пьяными ездят в основном нищеброды,которые 800 тысяч не найдут никогда.Они даже если ТАЗ продадут все равно должны останутся.Так что по-любому их на дороге не будет.
И вообще надо вводить уголовную ответственность ЗА ЕЗДУ,ЛИШЕННЫМ ПРАВ.Т.е если лишенный прав только сел за руль,даже трезвый, давать 3 года,если пьяный 5 лет,совершил ДТП без жертв 9 лет ,ДТП с жертвой 12 лет,2 и более жертвы 20 лет.Только тогда лишение прав станет реальной угрозой,которая будет дисциплинировать.А так ,подумаешь ,лишили прав.Всё равно все лишенными ездят.
0
29.09.2012 15:37
Миханзон,а это реально ты статью написал????Или кто-то подписался твоим именем????Судя по твоим предыдущим статьям ты мало чем отличаешься от Максимова и Гермаша.
0
бухарь 30.09.2012 00:43
Скобарь 2

25.09.2012 15:14

Ну редко но бывают такие ситуации когда просто надо выпить 50 грамм, на кладбище например или сильно замерз зимой, всякое бывает.

забыл ты самое главное. похмелиться когда надо. какой ты скобарь после этого? лимита ты питерская
0
02.10.2012 11:06
"....«безнаказанность порождает вседозволенность». То есть получается, что наказание за пьянку недостаточно жёсткое. И перспектива остаться без прав на два года страшит всё меньшее число любителей хмельных покатушек. Вывод напрашивается сам собой: законодательство надо ужесточать"

Написано неплохо, с точки зрения стиля и смысла :))) но автор сам себе противоречит! Безнаказанность порождает вседозволенность - это означает, что ни один нарушитель-злодей не должен уйти без наказания, то есть неотвратимость наказания, а вовсе не ужесточение, или от автора - законодательство надо ужесточать!!! Неотвратимость - независимо от чинов, рангов, мигалок и прочих спецсигналов! опьянение - как отягчающее обстоятельство, да, но сколько людей и в трезвом виде считают себя вне закона, выше-ниже-вне!
Есть несчастный случай, трагическое стечение обстоятельств, а есть сознательное пренебрежение законами, откровенно антисоциальное поведение, как у того же Гермаша, да и у многих других людей, и не только за рулем и на дороге! Не зря есть в УК есть понятие "умышленности" и "неосторожности"!
Неотвратимость и обязательность наказания, вот что должно быть, а у нас человека лишают прав за вождение в нетрезвом виде, один раз лишают, второй раз - лишают уже во время первого лишения, и т.д. а он все продолжает ездить!
0
Рейтинг@Mail.ru