В Псковской области проходит месяц чистоты. Раньше это время обозначали корявой фразой «месячник благоустройства». Название чуть спрямили, но суть от этого не изменилась. Дважды в год, в апреле и в октябре, чиновники объявляют об усиленной борьбе с грязью и мусором. Более того, включаются в эту борьбу непосредственно. Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера в своей авторской колонке объясняет, что не так с традицией проведения субботников.
Дважды в год ответственные люди, наделенные властными полномочиями, оделенные собственными кабинетами и не обделенные личными водителями, делают это. Снимают офисное, надевают поношенное, берут в руки грабли, лопаты, пилы и как давай наводить чистоту! Мероприятие называется «субботник», но вопреки своему названию в субботу проходит настолько редко, что почти никогда. Нет, как правило, это самый разгар рабочего дня. Повелители присутственных мест несколько часов имитируют порыв в наведении чистоты на общественных территориях. Если бы не имитировали, а взаправду любили полировать черенок до кровавых мозолей, так сразу устраивались бы дворниками, а не проделывали бы сложный пусть до метлы через высшее образование и поступление на бюджетную службу. В подметалы никто из них не нанимался, однако более высокое начальство командует: «Надо!» - тут неволей переквалифицируешься.
Уборка непременно проходит под камерами журналистов. Ни разу такого не было, чтобы чиновник посетил субботник, и об этом не появилась информация в СМИ. Вроде бы, начальственный пример должен служить мотивацией нам, «простым гражданам».
Предвижу возражения. Дескать, если не выходить на субботники, некоторые места зарастут грязью за один сезон, и будем мы жить не в прибранном городе, а в свинарнике. Однако это ложная посылка. Для наведения чистоты необязательно, чтобы люди, получающие зарплату за кабинетную работу, дважды в год меняли костюмы на растянутые треники и шли собирать по кустам пустые бутылки. Результат такой работы порой получается противоречивый. Например, нынешней весной из Корытовского леса несколько недель не могли вывезти то, что собрали и распилили участники субботника. Навели чистоту.
Сейчас будет очень важное уточнение. Прошу внимательно его прочитать. К каждому конкретному чиновнику, вышедшему на субботник, будь он самый большой начальник или начинающий специалист, можно испытывать только уважение. Эти люди взяли в руки инвентарь и пошли делать вокруг красиво. Все-таки физический труд облагораживает. Претензии есть к самой системе, которая порождает необходимость проведения субботников.
Есть серьезное подозрение, что за сто лет существования традиции никто не задумался о том, чтобы ей не следовать. Еще прабабка кору собирала, упавшую с бревна на плече Ленина, и нам завещала.
Где обычно проходит действо? Места известные, из года в год одни и те же. Называют их территориями, не охваченными регулярной уборкой. Какие из этого можно было бы сделать выводы? Например, такой: эти территории стоит включить в список тех, куда заглядывают подрядчики, выигравшие контракт на уборку города или поселка. Конечно, в этом месте сразу раздастся вой на болотах про нехватку финансирования. Но я убеждена, что дело не в нем, а в организации процесса, в способности за те же деньги договориться с подрядчиком на увеличение объемов. Больше было бы толку, если бы чиновники вместо того, чтобы самостоятельно разгребать горы мусора, занялись отладкой процесса. Тем более, что подрядчики у нас тоже из года в год одни и те же - и вовсе не потому, что других желающих нет. Да и времена сложные, понимать надо! А нет, так найдутся более понятливые.
Это еще не все. Начиная с этой осени на субботниках можно будет вновь увидеть школьников. В программу вернулось трудовое воспитание. Несколько последних лет требовалось согласие родителей на привлечение детей к физической работе, включая стирание с доски в классе и махание граблями на улице. Больше этого не требуется, школа вправе сама определять фронт работы для общественно полезного труда. Включая субботники. Система пока не выстроена, но можно смело прогнозировать возвращение прежней практики, при которой каждой школе были нарезаны участки городской территории для приведения в порядок весной и осенью.
Тема общественно полезного труда детей остро дискуссионная. Одни видят в инициативе профилактику ошапуркинга - все более массового детского вандализма. Мол, если юные дубинушки приложат пару раз свои силенушки к облагораживанию пространства вокруг, то перестанут крушить все, что на глаза попадается.
Возможно, положительный эффект, и впрямь, наступит. Однако перед его достижением произойдет вот что. Грабельки и метелочки с длинными череночками получат в свои чистенькие ручки опрятные школяры в почти новой школьной форме. Только что родители немало на нее потратились, по каковому поводу стоял на всю страну скрежет зубовный. Кое-кто влез в кредит.
Брючки со стрелочками, юбочки с белыми колготочками, пиджачки и рубашечки, аккуратные ботиночки - во всей этой красоте да на хозработы. Офисная одежда - а школьная форма тяготеет как раз к этому стилю - вовсе не предназначена для трудовой вахты на свежем воздухе. Школа вряд ли выдаст хотя бы матерчатые перчатки, чтобы детям грязь под ногти не забилась, а на ладонях не появились волдыри от общения с ранее незнакомым инструментом.
Опять же учителя вместо своей прямой обязанности - учить - будут вынуждены следить за качеством уборки, и чтобы подопечные не нанесли друг другу увечья грабельками. Все это неизвестно, в каком временном интервале. С уроков детей снимать? Вместо кружков и репетиторов на дворницкий промысел отправлять?
Проблема с субботниками ровно одна - общество ушло далеко вперед. Сто лет прошло с начала XX века, когда появилась традиция коллективно наводить порядок на общественных территориях. Ленин таскал свое бревно по Москве, наводя в столице порядок после хаоса гражданской войны. А в эпоху госконтрактов все-таки каждый должен заниматься своим делом. Школьник - сидеть за партой. Чиновник в свое рабочее время - грамотно составлять техзадание для подрядчиков. А машут метлами пусть дворники на зарплате. Толку будет больше.
Юлия Магера