Централизация бюджетно-налоговой системы в России достигла совершенно губительных масштабов.
Регионы с трудом выживают – и чем дальше, тем хуже выживают – за счет разного рода федеральных дотаций. Будут дотации – что-то выживет. Не будет – вымрет.
Государство совершенно не ориентировано на развитие своих территорий, кроме т. н. «беджетоизбыточных» регионов, добывающих углеводороды, а также стригущей ренту со всей страны Москвы.
Кроме того, правительство в ситуации бюджетного дефицита крайне ужесточило налоговый режим для предприятий на 2011 год, по этим новым ставкам рассчитана доходная часть всех бюджетов, но расчеты выглядят иллюзорными: бизнес, в первую очередь малый и средний, может не выдержать дополнительной налоговой нагрузки, предприятия будут либо сокращаться, либо закрываться, либо уходить в тень. Это приведет к падению доходов бюджета.
Логика «закручивания гаек» при усилении налоговой нагрузки на экономику еще не спасла ни одну экономику мира, не спасет и Россию. Как известно еще с древности, для процветания государства и народа нужен мир и мягкие налоги.
Учитывая, что федеральный бюджет питается в значительной части налогами, изымаемыми с мест (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль), то бумеранг разрушительной и для экономики, и для бюджетной сферы финансовой и фискальной политики вернется в федеральный центр.
Итог такой политики в совокупности – это падение производства, падение реальных доходов граждан, падение потребления, падение сбора налогов, окончательное оскудение бюджета и, таким образом, полномасштабный экономический и бюджетный кризис – как на уровне Федерации, так и на уровне регионов.
В такой ситуации самыми страдающими, крайними станут муниципальные бюджеты. Они будут высыхать на глазах и вместе с ними – вся инфраструктура жизни в малых городах и районах (в первую очередь здравоохранение, образование, социальная сеть, культура). Внешне это выглядит управляемой из федерального центра зачисткой территории России от народа, понуждение людей к отъезду из родных мест.
Очевидный экономический, налоговый и бюджетный кризис в нашей стране объективно является результатом бездарной «вертикальной» политики в сфере управления, когда главная экономическая единица страны – человек – перестает иметь какое бы то ни было существенное значение для государства.
Российскому бюджету, безусловно, необходима оптимизация, но не за счет региональных бюджетополучателей. Могу привести примеры. Провели т. н. «всероссийскую перепись населения», бездарно потратили более 17 млрд. народных руб., народа не переписали на самом деле, но деньги потратили – и больше, чем вся доходная часть бюджета Псковской области на 2011 год. Про Олимпиаду в Сочи уже стыдно упоминать. Дмитрий Медведев публично признал, что разворовывается не менее 1 трлн. рублей (пятая часть средств) при проведении государственных конкурсов. Этого достаточно для покрытия дефицита бюджетов всех субъектов Федерации и почти достаточно для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Но ни одному крупному государственному вору еще не дали по рукам в соответствии с законом. И воровство, главными операторами которого являются чиновники, продолжается.
Чем выше разрыв между налогоплательщиком и расходованием им уплаченных налогов, тем слабее государство, чем хуже в нем состояние налоговой и бюджетной системы.
России срочно необходима как политическая, так и финансовая (налоговая и бюджетная) федерализация, то есть увеличение как собственной налоговой базы регионов и муниципалитетов, так и доли территорий в совместно регулируемых налогах.
Существующая система устройства государственных финансов в России может рано или поздно привести к утрате территорий.
Лев Шлосберг,
Председатель Псковского регионального отделения, член Федерального Бюро Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО»
26.11.2010