Никита Михалков давно перестал быть деятелем культуры, он стал обслугой правящей в России олигархической группировки во главе с Путиным. И его «манифест», который, без сомнения, скрывает имена многих «кремлевских писателей», пожелавших остаться анонимными, это – акт публичного холуйства перед путинизмом и лично перед Путиным. Это – некая идеологическая предтеча возвращения Путина на пост президента в 2012 году. Это – присяга верности Путину как пожизненному псвевдоимператору, главе российской властной «вертикали».
Содержательно этот многостраничный и нагло перевирающий историю России опус продолжает традиции николаевского министра просвещения Сергея Уварова в его докладе Николаю I при вступлении в должность: «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения», в котором было сказано: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России… открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность».
Согласно этой теории, живущий в России народ глубоко религиозен и предан императорскому престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Эти постулаты стали попыткой идеологического обоснования чрезвычайно реакционного правительственного курса Николая I 1830-х годов, удушившего почти всё живое в стране. В рамках данной теории известный своей ненавистью к Александру Пушкину шефа жандармов и начальника III отделения царской канцелярии Александр Бенкендорф издевательски писал, что «прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, а будущее выше всяких представлений».
Михалков – прямой последователь этих «аристократов» российской власти позапрошлого века, выстроивших систему подавления любого свободомыслия.
«Новое прочтение» давней реакционной теории означает, что российская власть во главе с Путиным (а никто другой практически Россией не руководит) поставила своей целью в ближайшие годы окончательно вырвать страну из поля притяжения европейской цивилизации и утопить ее в трясине и позолоченных помоях «великодержавия».
Согласно этому документу человек, гражданин, это – пыль лагерная, мусор на сапогах власти, ценность которого определяется исключительно степенью лояльности перед правящей группой. В этой системе нет места для граждан, только – для подданных. Михалков прямо говорит о необходимости для народа проявлять «лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе», обеспечить «почитание ранга».
И вся эта конструкция обернута давно протухшим от шальных бюджетных денег ладаном «государственной религии», ставшей в современной России частью государственного репрессивного аппарата принуждения, что особенно отвратительно – морального, псевдодуховного принуждения народа к сожительству с верховной властью, в том числе потому, что «эта власть – от Бога».
Это документ обосновывает и оправдывает все издевательства власти над народом, все лишения и мучения простых людей, из которых власть высасывает последние силы. Этот документ написал потерявшим всякий стыд барином, лицемером, погрязшим в бытовой роскоши, сорящим миллиардами бюджетных денег, хамом и садистом, способным ударить человека ногой в лицо.
Единственная реальная цель Михалкова – это верноподданническая служба правящему режиму, получение от этого режима бешеных материальных и моральных дивидендов, включая возможность за счет налогоплательщиков снимать самого себя, давно уже бездарного, в многочасовых тошнотворных картинах, не имеющих никакого отношения к искусству, монополизирующего право на государственную поддержку культуры.
Михалковский «манифест» – не его личный интеллектуальный выкидыш, это – попытка публично обозначить стратегическое направление идеологического развития всей страны, для реализации которого власть намерена приложить все силы и средства. И никаким несогласным с таким государством в этой модели отношения власти и граждан места нет.
Несомненно, что выход в свет этого «продукта жизнедеятельности» – не случайное событие в политике и не жест частного лица. Это – обозначение смертельного для страны неоимперского вектора в развитии России, подлинной ценой которого могут быть массовые подавления прав миллионов людей и в итоге – распад государства.
С точки зрения политической это – вызов всем институтам свободы и демократии. С точки зрения интеллектуальной это – агония. Надо серьезно думать над тем, как не допустить заражения этой политической чумой всего общественного пространства России.
Лев Шлосберг, председатель Псковского регионального отделения,
член Бюро Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО»