«Cognata vocabula rebus/ Слова, соответствующие вещам» (Гораций)
Мировосприятие и миропонимание человека во многом складывается из понимания им смысла предметов и вещей, которые его окружают. Человек чувствует мир так, как он его воспринимает. Это касается практически всех сфер жизни, в том числе отношений человека с государством. Более того, отношение человека к государству и понимание им своего места в нем во многом зависит от того, соответствует ли государство представлениям человека. От того, насколько оно соответствует самому гражданину.
Основные принципы устройства современных государств отражены в конституциях (от лат. constitutio — установление, устройство). Эти, как правило, не очень большие по объему документы, как металлический каркас, держат на себе всё здание государственного устройства, определяют принципы отношений гражданина и государства, общества и власти.
Собственно, и появились на свет конституции именно как механизм ограничения возможностей действий власти по отношению к гражданину. Начиная с Великой Хартии Вольностей (
Конституция сама по себе есть в первую очередь акт общественный и гражданский, акт приоритета прав граждан над правами власти.
Конституции, так или иначе, закрепляют формы решения одних и тех же фундаментальных вопросов: определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и ее отношения к гражданам, обязанности и основные права граждан, собственно сами гражданские свободы, а именно: право личной неприкосновенности (контроль суда над арестами, обысками, тайна частной переписки), свобода труда и передвижения (отмена полицейской паспортной системы), свобода совести, свобода слова и печати, гражданское равенство (уничтожение сословных привилегий и вероисповедных ограничений), свобода собраний и союзов, право петиций и демонстраций, право участия в народном и местном представительстве, в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны.
Российская Конституция, появившаяся в свет с тяжелой родовой травмой гражданского противостояния 1993 года и не собравшая на волеизъявлении 12 декабря того же года более половины голосов всех имеющих право участия в референдуме граждан России (была тогда такая норма, и пришлось писать, что Конституция принята не на референдуме, а «всенародным голосованием»), является, тем не менее, формальным актом защиты прав и свобод человека и гражданина.
Главная особенность российской Конституции заключается в том, что она юридически действует, но политически – не работает.
Перечитаем избранное?
«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления…
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства…
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы…
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону…
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека…
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности...
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны…
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность…
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией…
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием…
Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств…
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления…
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность…
Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается… (51% только опрошенных граждан России сообщили ВЦИОМу, что не знают о том, что в стране запрещена цензура – Авт.)
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование…
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию…
Право частной собственности охраняется законом…
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры…
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется…
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».
Остановимся на этом.
В Российской Конституции 9416 слов в 137 статьях и 9 переходных положениях. Это – самые главные слова в общенациональном законодательстве. Если они соответствуют вещам, то государство соответствует своим обязательствам перед гражданами, то есть отвечает своему предназначению.
Когда, открывая Конституцию (по только что опубликованным данным вполне лояльного действующей власти ВЦИОМа, 81% опрошенных им россиян Конституцию не читали – Авт.), человек видит очевидное, вопиющее несоответствие написанного и происходящего, то происходит так называемый когнитивный диссонанс: официально объявленное мироустройство приходит в тотальное противоречие с мироустройством фактическим, реальным. И тогда государство полностью утрачивает для гражданина свое значение. Оно перестает быть уважаемым.
Гражданин отстраняется от такого государства, не заботится о нем, не желает иметь с ним дел (но вынужден), в конечном итоге, воспринимает его как оппонента, а не защитника, зачастую – как насильника, грабителя и врага.
Это – крах всей государственной системы. Потому что когда слова Конституции становятся ложью, заложенный в нее главный смысл деятельности государства утрачивается. Власть превращается в банду, а народ – в жертву.
У таких феодальных отношений нет и не может быть никакого писанного права. Такие отношения гражданина и государства строятся на принципах криминального мира – по так называемым «понятиям». Слова о правах и свободах человека (а это и есть смысл Конституции) полностью утрачивают значение. Но приобретают вполне конкретное значение и хорошо понимаются человеком другие слова: насилие, страх, жестокость, обман, ложь, лицемерие, подлость, цинизм.
Это – тоже своего рода «конституция». Это – иная реальность, в которой всё ясно, нет никаких сомнений в смысле происходящего и – самое страшное – нет практически никаких законных способов изменить положение дел. Потому что Конституция и законы, которые должны охранять права и свободы человека и гражданина, в России не работают.
Не соответствуют содержащимся в них словам.
…В 2004 году, после Бесланской катастрофы, когда в рамках «усиления борьбы с терроризмом» были ликвидированы выборы глав регионов, отменили и празднование дня Конституции в форме выходного дня. Ликвидировали собственно праздник, изменили статус всего одного из 365 дней. Видя «красный день календаря», человек поневоле задумывается о том, что за этой «красной цифрой» стоит. Но даже один день возможных размышлений гражданина о своих правах и свободах показался начальникам России опасным излишеством. И его уничтожили.
В 2008 году вся страна могла наблюдать постыдный акт групповой и публичной политической проституции, когда Государственная Дума, Совет Федерации и все региональные законодательные собрания «в едином порыве», спотыкаясь в унизительном страхе оказаться в последних рядах, тучными стадами припадали к державным шнуркам и продлевали срок троносидения новоявленного некоронованного монарха и срок пребывания в креслах размерчиком поменьше его вельможной прислуги.
В том же 2008 году, к слову о началах начал, французский парламент (где большинство составляют сейчас, уместно напомнить, консерваторы) вернул себе право одобрять и отклонять кандидатуры более чем 700 высших государственных служащих и санкционировать отправку вооруженных сил за границу – то самое принадлежащее только народным представителям право рисковать жизнями сограждан, которое уже сейчас, в конце 2009 года, на наших глазах, почти бесшумно передается от Совета Федерации РФ одному должностному лицу – президенту. Формально – навсегда.
* * *
Незабвенные Брокгауз и Ефрон в своем бессмертном энциклопедическом словаре определяли конституцию как «политический, учредительный, основной закон, определяющий начала государственного устройства в странах, управляемых при участии народного представительства (ограниченная монархия) или одним народным представительством (демократическая республика). Основным и общим признаком конституционной формы государственного устройства является самоограничение верховной власти, которая перестает быть абсолютной».
И замечали там же: «Однако, сила и устойчивость конституционного строя зиждется не на писанных хартиях и законах, не на торжественном обещании правителей охранять Конституцию, а на наличности правового сознания у населения, на сознании им солидарности своих интересов с конституционным строем, на готовности населения активно выступить в защиту своих политических прав».
Никакого другого выхода у граждан России не было раньше и не остается сейчас. Иначе вслед за Конституцией перестанет иметь значение и просто исчезнет с политической карты мира сама страна. Как слово, из которого украли смысл.
Лев ШЛОСБЕРГ.