По поводу «Всероссийской масленицы» после размышлений губернатора Андрея Турчака и лидера псковского «Яблока» Льва Шлосберга высказываться как-то неловко: «официальная позиция» высказана Андреем Анатольевичем, «мнение народа» по традиции взвалил на себя Лев Маркович. Добавить вроде и нечего.
Но при всём уважении к упомянутым уже фигурам, думается, что к истине гораздо ближе не они, а ничего не знавший о псковской масленице русский писатель Иван Шмелёв. Есть у него в «Лето Господне» такое место: «теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звёздами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость, перед грустью... — перед постом».
В этих его строчках объяснение и того, почему пока благие намерения так и не обратились в благие дела, и ответ на возмущение возмущающихся.
Сама по себе идея хороша – о русских традициях современному «народу» известно разве что на музейном уровне, да и то одному человеку из десяти. Отсюда и возмущения типа: «почему масленица в рабочие дни!?». Да потому что праздновали её в основном в пятницу-субботу. Воскресенье – день уже особый, максимум до обеда, а то ещё накануне масленичное веселье завершали и начинали готовиться к Великому посту. Впрочем, то, что этот вопрос стал одним из главных обвинений организаторам, означает, что замысел реализовать не удалось – смысл традиции не раскрыт.
Почему «Всероссийская масленица» пишется (пока?) исключительно в кавычках? Вариантов много. Со стороны власти причина в том, что для них это прежде всего проект. Экономический, политический, социальный – не важно. Масленица, если верить её современникам, всегда была событием космическим, отсюда и «Бог за звёздами». Поэтому и веселье было необоснованым никакими факторами, масленицу именно гуляли, и гуляли от всей души. Не жалели ни денег, ни себя: угощали друг друга, особенно люди богатые, знающие свою привилегию и ответственность, не обращая внимания на траты. А где нынешние купцы? Кто из них «убогие блины» раздавал? Мысль заработать на празднике была, наверное, но отнюдь не самая важная, ведь заканчивалось всё Прощёным воскресеньем и Великим постом.
Руководящая роль партии была совсем не нужна, устраивалось всё самими людьми, а если вспомнить того же Шмелёва, то пресловутая власть была на ней гостем. И прекрасно себя чувствовала в этом качестве. Никаких комплексов. Современные руководители такого себе позволить не могут, но и «народ» давно не ведает что значит гулять и веселиться. Явно удавшаяся масленица в Изборске – не показатель, а исключение. Праздники там делают всем миром, поэтому всегда пахнет народным.
В Пскове же весьма тяжело кого-то на что-то подвигнуть, привычка к показухе стала второй натурой, возмущения происходят по поводу «холодно в квартире», «колбаса подорожала», «почистите мне место для машины» и т.п. Праздников тут что-то не припомню, всё больше мероприятия, в недалёкие времена неизменно заканчивавшиеся примитивной пьянкой. И даже совсем не весёлой, просто бухаловом. Так было на всех псковских торжествах. Огромный плюс нынешней затеи – отсутствие пойла.
С другой стороны – «Всероссийская масленица» не смогла выйти за рамки официальных мероприятий, издавна проводившихся руководством согласно установленного плана. А смысл масленицы в народности. Штука это очень редкая для современной цивилизации, поэтому в Псков на масленицу поедут не на звёзд посмотреть. Хотя Стадлер, и особенно Бутусов были что бальзам на душу (за что организаторам низкий поклон!). Поедут, если будет здесь забытый, но оставшийся в генетической памяти вкус настоящего народного праздника. Праздника, вырастающего из космической грусти жизни и вселенской надежды, стремления к лучшему. Это было в Изборске, но, увы, даже намёка не ощущалось в Пскове.