Конституция. Зачем?

10.12.2010 12:11|ПсковКомментариев: 17

Конституция в России - еще с советских времен тема не шибко популярная. Как свидетельствуют социологи, сейчас смысл праздника понимается небольшим числом граждан страны. Еще меньше имеют представление хотя бы об основных своих правах и обязанностях, прописанных в Конституции. Стоит ли удивляться, что основной закон государства нарушается практически в каждом пункте.

Хотя, с другой стороны, зачем эта Конституция вообще нужна? Утверждения вроде «она - признак принадлежности к цивилизованному миру, она есть в каждой нормальной стране», оставим в стороне, как не отвечающие на поставленный вопрос. Лирика по типу «Конституция делает жизнь более предсказуемой, безопасной и комфортной» хотя и ближе к сути дела, но не выглядят так уж убедительно. Столетиями люди жили без Конституций. И жили по-разному, бывали времена и куда спокойнее наших, были и смуты. В общем, без особых отличий от современности. Разве что архаичное производство не требовало активного участия широких народных масс и позволяло поддерживать с ними более свободные отношения.

Меня терзают смутные сомнения, что фетиш из Конституции сделали напрасно. Нет, я не утверждаю, что она не нужна или что ее можно/нужно использовать как половую тряпку. Просто сейчас время такое путанное, вот и причины со следствием перепутали. Как, например, и с правилами дорожного движения. Изначально создавались они для безопасности. Ее сохранение и есть главный смысл, идея и назначение этих правил. Сегодня же во главу угла поставлена борьба с нарушениями правил и снижение показателей смертности и травматичности на дорогах. Так и с Конституцией.

Конституции появлялись, как известно, вовсе не в результате борьбы за права человека, роста правосознания масс, какого-то особо острого проявления гражданской позиции. Скорее даже наоборот. Отчего-то любители приводить Древний Рим как пример правовой культуры, образец уважения закона и исполнения его, не учитывают небольшой мировоззренческий нюанс. Положение «закон суров, но это закон» вышло из более исконного представления о неумолимой Судьбе, правящей течением всех событий мира. Закон-Судьба поддерживают мировую гармонию, предохраняя мир от сваливания в Хаос и разрушения. За этим следовал естественный вывод: чтобы сохранить Бытие от Хаоса, нужно, чтобы Закону следовал каждый человек, который к тому же не в состоянии эту ситуацию хоть как-то изменить. Перед жителем Афин или Рима было два варианта развития событий: либо продолжается вечный цикл мироздания, либо наступает Хаос.

Под влиянием христианства система закона стала обоснованием прав, данных Богом. Соответственно и боролись за них ни на жизнь, а на смерть. Но стройный вид это приобрело чуть позже. Пока же заросшая лесом, дикая малолюдная Европа была во власти мелких феодалов. Главное их времяпрепровождение - защита своих владений, захват чужих и грабеж незащищенных деревень. Столетия спустя, Церковь вкупе с набравшей силу светской властью, укротили сие безобразие, создав и кодекс чести аристократа, и известный ныне образ рыцаря, и представление об общечеловеческих ценностях и много чего еще. Затем мирская власть поссорилась с церковной и вместе с этим стала постепенно терять нравственное обоснование и влияние. Идея Конституции рождается как раз в такую эпоху, чтобы сохранить внутренний смысл происходящего, не дать рассыпаться созданию, стоявшему когда-то на двух ногах.

Всем конституциям Конституция - основной закон США - сформировался тоже не в результате гуманистического порыва, и точно не для меню и не в угоду моде. Она стала констатацией ценностей всякого рода переселенцев, искавших на новой земле свободу от уголовного преследования, экономических притеснений разрастающегося капитализма, избавления от постоянной угрозы повторения Варфоломеевской ночи. Это все, что у них было, и все, что до поры им было надо, потому и дрались они за это всем на зависть.

На Руси можно видеть примерно то же самое. В домонгольских княжествах существовала развитая для тех времен система права, основанная на Правде и Справедливости, то есть на том, что не изменяется ни со временем, ни с обстоятельствами. «Русская правда» причиной своего появления на свет называла не общее либо частное благоденствие, а соблюдение мира, данного Богом людям. И функцию свою она более-менее выполняла, даже канув в Лету, пока свежа еще была в людях память о Правде и Справедливости.

Современная Россия - явление искусственное. Нечто настоящее осталось где-то глубоко внутри и уходит все глубже и глубже. За разномастными декорациями, как правило, ничего нет или усилия одиночек. Народу и власти договариваться все сложнее. Кто чего хочет - непонятно. Где ценности - неизвестно. Все предлагаемое почти всегда встречает жесткий и неконструктивный отпор. Банальности каждого уникальны, неповторимы и непререкаемы.

Так зачем Конституция?

Константин Шморага

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 87 человек
ПравилаКомментарии 17
10.12.2010 12:37
Верните праздничный день 12 декабря вместо 12 июня.
0
10.12.2010 13:01
Лучше 5 декабря.
0
10.12.2010 13:01
А чья это лапа на конституции?
0
10.12.2010 13:02
Правилно,5 декабря.
0
10.12.2010 13:51
Правильно, верните, но и 12 июня тоже пусть оставят.
0
Алигарх 10.12.2010 16:30
Зачем вам Конституция,граждане,власть и так недовольна что вы права качаете.Вот Николашка Конституцию даровал,а ему потом шею свернули за выпендреж.А вдруг и медвепутам кто-нибудь свернет?
Нет,нет,Конституция для российской власти-это смерть и страшный жупел.Отменять проклятую,только отменять,а то там какие-то права человека прописаны.Человек,он есть общественное животное и прав иметь не должОн.
0
К.С.В. 10.12.2010 16:32
Шморага(фамилия-то какая интересная),а *$ $... ты вообще это написал?
0
10.12.2010 16:45
Для чего и зачем что-либо - вопросы, на мой взгляд, не имеющие ответа. Кроме пищи, тепла и воздуха без всего, в принципе, можно обойтись. А закон чего то стоит только в случае, если он исполняется, а неисполняющие объявляются преступниками и преследуются согласно тому самому закону. Соответственно, в нынешней России он отсутствует и большинство в нем не нуждается.
0
К.С.В. 10.12.2010 18:10
Да что вы говорите. Для чего пища,тепло и воздух вы объяснили.Т.е. на вопрос ответили.А для чего эта писанина,не понятно.Декаданс уже достал.Скажет хоть кто-нибудь что делать надо.А то все эти ПЛН-овские Донецкие,Шмароги и прочие пекут свои статейки,как блины,в которых кроме нытья не присутствует ничего.И без них достаточно тошно.Сейчас,к стати,готовится антиконституционная акция:повальная проверка водителей на трезвость.Т.е. всех заведомо записали в алкаши и будут насильно совать в рот трубки.Может этот Шмарога присоветует что-то дельное?
0
10.12.2010 18:20
Спрашивается,а нахрен тогда нужна власть?Деньги получать?
А срульник не слипнется?
--------------------------------
"Кто только вдумается в современное положение России, придет необходимо к заключению, что положение это одно из тяжелых и быть продолжительным не может. Наше экономическое положение потрясено; финансы в расстройстве; в управлении по крестьянским делам обнаружились такие существенные недостатки, что правительство нашлось вынужденным передать на рассмотрение земств вопрос о реорганизации крестьянских учреждений; крестьяне, составляющие в общей массе народонаселения России 80%, обеднели и оказываются почти не в состоянии нести тяжесть лежащих на них повинностей; учебная часть поставлена дурно, а учреждению народных школ и развитию грамотности в народе бывшее министерство народного просвещения ставило преднамеренные препятствия; еврейские беспорядки обнаружили присутствие в народных массах недоброго чувства не только против евреев, но и вообще против имущих классов; полиция оказывается несоответствующею обязанностям, на нее возложенным, и урядники вместе со становыми и исправниками не приносят ни народу, ни правительству пользы; злоупотребления и хищения расстроивают народный организм..."
Вышеприведенная выписка сделана нами не из какой-нибудь "подпольной" брошюры, не из какой-нибудь революционной прокламации, не из какого-нибудь заграничного издания, - нет, она сделана из передовой статьи №174 (от 25 июня 1881) "Голоса", газеты, которую, конечно, никто не упрекнет в политической неблагонадежности, в недостатке холопского пресмыкательства, полицейского рвения и иных добродетелях, присущих российскому верноподданному.Если "Голос" так характеризует современное положение России, если даже он находит его невыносимо тяжелым, то страшно даже подумать, каково же оно должно быть в действительности! Каково оно должно быть в действительности, если сознание его невыносимости начинает проникать в умы даже того забитого чиновничества, того отупелого и погрязшего в хищничестве дворянства и купечества, той развращенной, изолгавшейся и исподличавшейся "интеллигенции", отголоском чувств и мнений которых служат "Голос" и иные подобные ему представители нашей полицейско-официозной прессы!...
(1881 г)

0
10.12.2010 19:38

...В силу основного принципа самодержавия, царь-батюшка, его слуги и клевреты по-прежнему остаются полными, неограниченными хозяевами и распорядителями имущества, чести, свободы, жизни и всех вообще человеческих прав верноподданного. Сознавая или если и не всегда сознавая, то все-таки чувствуя и чувствуя весьма осязательно на собственной шкуре, свое рабское, бесправное, зависимое положение перед "предержащей, самодержавною властью", верноподданные всех чинов и сословий, а преимущественно верноподданные средних, буржуазных и так называемых интеллигентных классов, постоянно живут, или лучше сказать, прозябают, под всесокрушительным гнетом того же вечного, инстинктивного, животного страха, под гнетом которого, во времена крепостного права, прожили дворовые холопы самодержавных помещиков.И этот-то страх и заставляет так, как он заставлял и дворовых холопов, лизать руки и ноги их самодержавного барина; воскурять ему фимиамы и воссылать ему слезные благодарности за все то унижение, за все те муки и страдания, которым ему благоугодно подвергать их. Этот-то страх в такой же степени, если еще не большей, исказил и продолжает искажать их нравственную, человеческую природу, в какой он исказил и извратил природу дворового холопа. Он делает их совершенно неспособными - как делал и последнего - ни к борьбе, ни даже к пассивному протесту; он вытравляет из его ума самые элементарные понятия о правде и справедливости, из их сердца - самые элементарные чувства: человеческого достоинства, чести и самоуважения; он лишает их образа и подобия человеческого; он превращает их в бессмысленных скотов, с ослиным терпением несущих положенное на них ярмо; мало того, он атрофирует у них даже такие чувства, которые присущи и последнему скоту: собака, кошка защищают своих детенышей от своего владыки - человека; верноподданные же в угоду своего владыки-царя, откармливают его палачей мозгом и кровью своих собственных сыновей, дочерей, сестер и жен! Чтобы спасти свои шкуры, отец предает своего сына, жена - мужа, брат - брата! Как ужасен, как всесилен и всемогущ должен быть страх, доведший тысячи, сотни тысяч людей до такого нравственного падения и вырождения, до такого нравственного уродства! Извращая и искажая нравственную природу человека, страх этот является в то же время одною из самых могучих и непоколебимых опор самодержавной власти полицейско-буржуазного государства. В сущности говоря, последнее им только и сильно; исчезни страх из сердца верноподданных и самодержавное государство не могло бы просуществовать и дня. Потому-то все усилия людей, понимающих и сознающих весь ужас и всю невыносимость современного положения России, людей, искренно любящих народ и стремящихся к экономическому, политическому и нравственному возрождению своей родины, все усилия этих людей должны быть направлены к освобождению русского человека из-под гнета оболванивающего и оскотинивающего его страха. Только освободившись хотя отчасти от этого страха, он в состоянии будет нравственно возродиться, он сознает свои права, сознает всю унизительность своего рабства и сделается способным к активной борьбе со своими тиранами, кровопийцами и эксплуататорами.
Но каким же образом, при существовании данных политических и общественных условий, возможно достигнуть освобождения верноподданного от гнетущего его страха? Ведь этот страх порождается именно этими данными политическими и общественными условиями, - условиями, при которых судьба, свобода, честь и жизнь верноподданного всецело и безусловно зависят от самодурного произвола самодержавных чиновников. Следовательно, страх может исчезнуть лишь с устранением этих, порождающих его условий. Но с другой стороны, как могут быть устранены последствия, при господстве страха, обезличивающего человека, забивающего в нем все человеческие чувства, делающего его неспособным ни к борьбе, ни к активному протесту?
Как выйти из этого, по-видимому, заколдованного круга? По мнению так называемых либералов из него нас может вывести лишь путь мирного, постепенного общественного прогресса; они утешают себя наивною мечтою, что будто бы при "благожелательном направлении самодержавной власти постепенно будут расширяться различные общественные свободы, будет распространяться образование и что естественным результатом этого развития образования и расширения свобод явится ослабление самодержавного гнета, то есть освобождения верноподданного от извращающего и оболванивающего его страха. Но ведь это несбыточная иллюзия, неосуществимая, химерическая утопия! Во-первых, при том отношении, которое существует у нас между верноподданными, с одной стороны, и самодержавною властью, с другой, последняя не имеет ни малейшего резона поступаться своими правами в пользу первых. Зачем? Ведь верноподданные не только не протестуют и не жалуются, но, напротив, постоянно заверяют ее (не только на словах, но и на деле) в своей преданности, любви и признательности. Во-вторых, если бы даже самодержавной власти и пришла невозможная фантазия развивать среди своих верноподданных человеческие идеи, и расширять их общественные свободы, то какой же бы от этого получился результат? Реформаторские попытки прошедшего царствования доказывают с очевидностью, не подлежащею ни малейшему сомнению, чему результат этот должен был бы равняться. Разве наши думы, наши земства, наша магистратура отваживались хоть когда-нибудь на серьезную попытку воспользоваться предоставленными им свободами? Напротив, при всяком удобном случае, они из кожи лезли, чтобы засвидетельствовать перед самодержавною властью свою холопскую преданность и свое решительное нежелание в чем бы то ни было ей перечить и прекословить. Страх перед всесильным самодержавием, страх вполне естественный и неизбежный, делал и делает наших верноподданных совершенно неспособными пользоваться какими бы то ни было свободами, которыми благоугодно будет самодержавной власти наградить их. Что же касается до распространения разумного, человеческого воспитания среди людей, потерявших - под гнетом страха - образ и подобие человеческое, то об этом смешно даже и думать... Разве рабская, извращенная страхом натура способна воспринять и подчиниться влиянию каких-нибудь, разумных, человеческих идей?
Нет, - единственно практическое, единственно действительное средство достигнуть политического и социального возрождения России состоит в том, чтобы освободить верноподданных от гнетущего их страха перед "властью предержащею", и только тогда, когда они освободятся от этого страха, в них проснутся человеческие чувства, в них пробудится сознание их человеческих прав, у них явится и желание, и сила, и энергия бороться за эти права... А так как сила гнетущего их страха прямо пропорциональна силе, дисциплине и организации "предержащей власти", то отсюда само собою следует, что для ослабления первой, т.е. силы страха, необходимо ослабить, расшатать, дезорганизовать силу второй, т.е. данной государственной власти. Достигнуть же последней цели, т.е. дезорганизовать и ослабить правительственную власть, при существующих условиях политической и общественной жизни России, возможно лишь одним способом: терроризированием отдельных личностей, воплощающих в себе, в большей или меньшей степени, правительственную власть. Скорая и справедливая расправа с носителями самодержавной власти и их клевретами производит на эту власть, как доказали события последнего времени, именно то действие, которое, с точки зрения истинных интересов верноподданных, должно быть для последних наиболее желательным. Она ослабляет эту власть, нагоняет на нее панику, расстраивает ее функции, заставляет ее - в буквальном смысле этого слова - терять голову. В то же время, она умаляет ее авторитет и разрушает ту иллюзию неприкосновенности самодержавия, в которую так искренне верит большинство верноподданных. Иными словами, революционный терроризм, дезорганизуя, ослабляя и запугивая правительственную власть (или, что все равно, носителей этой власти), тем самым содействует высвобождению верноподданных из под гнета оболванивающего и оскотннивающего их страха, т.е. содействует их нравственному возрождению, пробуждению в них, забитых страхом, человеческих чувств; возвращению образа и подобия человеческого... Революционный терроризм является, таким образом, не только наиболее верным и практическим средством дезорганизовать существующее полицейско-бюрократическое государство, является единственным действительным cpeдcтвом нравственно переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина.
(Ткачев П. Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России)
Cтатья была опубликована в журнале "Набат" (Женева) в сентябре 1881 г.

0
Петрович 11.12.2010 22:56
Да, с Римом, конечно, сильно! Были правила и были нарушения, как то часто странно сочетались и следование букве закона и частые гражданские войны При императорах террор власти часто не имел никакого законного обоснования, а император часто записывался в наследники умершему богатому римлянину О какой конституции там могла идти речь? Конституция это продукт рационального времени, ХУ11-ХУ111 вв, когда появились труды Г Гроция, Гоббса, французских просветителей, когда госудапство стало трактоваться как результат общественного договора Я опускаю сословные представительные учреждения, когда заведомо различные сословия имели различные весы Английский парламент Х111 века Земские соборы ХУ1 века, Генеральные штаты Х1У века Во время Французской революции 3 сословие заявило, что оно представляет 96% нации и стало национальным собранием, выкинув привилегированные дворянство и духовенство Но к всеобщему избирательному праву переход окончательный начался только с конца Х1Х века, сравнительно недавно Значительному большинству населения Конституция не нужна, она нужна творцам, производителям, ломающим неизменные каноны, поэтому сталкивающие с косным населением, рутинными институтами, всеми теми кто живет по традиции, по привычке Конституция позволяет немногочисленному профессиональному меньшинству, элите, вести за собой большинство И весь процесс совершается с соблюдением конституционных прав при наличии конкуренции идей, продуктов, институтов А конкуренция это совместный поиск будущего, когда Конституция нарушается, возникает проблема тупика, как сейчас в России Путина и ЕДРО
0
12.12.2010 01:05
Большая страна,в данном случае СССР или Российская империя,развивается не так как маленькое мобильное государство,у нее другое время развития и,соответственно,консервативность такого государства выше.Соответственно нужно вырабатывать методы реформирования такого государства,потому что методы более мелких соседей для него не подойдут,если, конечно,есть желание чтобы оно вообще существовало, поскольку любая система раньше или позже,но разрушается в результате накопления собственных ошибок управления и развития,но система более компактная легче реформируется.
Идеальной формы управления,как известно,не существует,но минусы государства не должны перевешивать плюсы его существования,хотя бы для граждан этой страны,есть там Конституция или нет.В современном об-ве,если оно не скатится назад в средневековье или не придумает что-то новое взамен Конституции,документ хоть как-то закрепляющий общественный договор необходим,проблема в том,что это должен быть ОБЩЕСТВЕННЫЙ договор и он не должен нарушаться самим гос-вом,иначе он негласно расторгается обществом.
0
12.12.2010 09:56
В России все законы, как то дышло, куда повернешь туда и выйдет! Так было, так и будет. И нет тут не кого повода для оптимизма.
0
14.12.2010 01:24
У Голубевой психоневрическое состояние в жёсткой стадии. Мы- это она и Лебедев. Денег они в спецпроепктрестоврации очень много за проекты стащили.Надо поднять документы оборота финансов. Известно, что Лебедев в нарушение закона получал путём вымогания за проект до 100000 тысяч рублей. Голубева в его компании.
0
16.12.2010 01:59
Любопытный взгляд
0
иннель 18.12.2010 20:46
Конституция у нас - фикция!
Я обращалась в приемную уполномоченного по правам человека, хотела покачать эти самые права. Ответ получила типа "отвянь, тётка, не до тебя!" Кто денег хапнул - у того и права.
0
Рейтинг@Mail.ru