Про образ

23.12.2009 10:44|ПсковКомментариев: 17

Вполне разделяя высказанное кем-то мнение, что духовная сфера - вещь самая что ни на есть интимная, я всегда подозревал, что не стоит делать её предметом обсуждения даже самых в распушистых СМИ. Тем более превращать в вопрос политический, обращая против своих коллег-оппонентов или себе на пользу. Что, впрочем, почти одно и то же. Но, заглянув в псковский закоулок всемирной паутины, понял: моё участие уже ничего не испортит.

Я про растянувшееся обсуждение возвращения (точнее, передачи на временное хранение) Русской православной церкви иконы Спаса Вседержителя – самой древней и ценной части экспозиции Псковского музея-заповедника. Хотя никакое это не обсуждение – высказываются в основном противники передачи Спасо-Елеазаровскому монастырю экспоната, датированного XIV веком нашей эры. Сторонники почти в безмолвии делают своё дело.

Контраргументы несогласных или сомневающихся в необходимости расставания музея со свой визитной карточкой просты и мало поменялись за последние лет двадцать (когда шёл разговор о возвращении церкви храмов), а то и сто двадцать, когда народившаяся русская интеллигенция принялась свысока посматривать на всё вокруг себя, в том числе и на «примитивное понимание» религии, на «народную веру». Помните, господина Базарова, молвившего про природу, будто мастерская она для человека? Или несчастного, высохшего ещё до рождения Печорина, пытавшегося исправить своё обезвоживание высасыванием соков из всего и вся, что попадалось ему на пути. Не только природа – и культура, и вера, и человек - всё стало мастерской, материалом для самовыражения лучшей (по её собственному определению) части нашего общества.

Итак, церковь недостаточно образованна и квалифицирована, чтобы принимать ТАКИЕ вещи, как икона Спаса Вседержителя XIV века: «Попортят всё, и никогда больше народ не увидит своего достояния» - слышно в высказываниях работников культуры. Конечно, в современной церкви есть много людей весьма незаурядных, а то и просто выдающихся, но в целом эти опасения вполне оправданны. К примеру, известно ведь, что некоторые храмы, возвращенные РПЦ, хотя и были отремонтированы, но потеряли свой изначальный облик и наполнились вовсе чуждыми для церквей элементами – искусственными цветами, например. Поэтому работники музеев и художники-реставраторы видят себя единственным способом сохранить памятники искусства (имеются ввиду иконы) для потомков.

Как много сохранилось бы сейчас для человечества, если бы на заре Средневековья существовало бы что-то похожее на современные храмы культуры! Сколько античных построек, статуй и сосудов, потерявших всякий смысл для той эпохи, удалось бы им сохранить для благодарных туристов. И теперь западные пенсионеры, теряющиеся среди полных сил арабов, китайцев и индусов да кое-где мелькающих русских, смогли бы сделать гораздо больше мегабайт фотоснимков, а свои путешествия более насыщенными, с пущей пользой проживая честно заработанную пенсию.

Да и количество научных исследований, объясняющих особенности техники каменных и других работ увеличилось бы на порядок. Без всякой перспективы, правда, повторить достижения ушедшей от всех культуры.

Но не было тогда ни хранителей экспозиций, ни общественных деятелей, всеми ресурсами болеющих за сохранение памятников истории и культуры. Пришедшие варвары разрушили всё, до чего достали руки, противопоставив утончённой в камне культуре древности всё то, на что хватило их духа – тяжёлый, повернувший ввысь романский стиль.

Современное Новое Средневековье тоже началось с нашествия варваров. Они не в курсе сложной каталожной эстетики, хотя часть из них скорее бессознательно, но от того не менее осмысленно стремится к чему-то содержательному и не потерявшему жизни в ходе длительного препарирования образованными патологоанатомами. Их наивность хочет не изощренных форм, производящих бесконечный копипаст сомнительной действительности, а чего-нибудь попроще, открывающего дверь в иную реальность, реальность, где есть хотя бы надежда на Настоящее. Они не ценят антиквариат за его антикварность, они видят в нём древность, в которой хотят найти изначальность.

Один известный философ говорил про текст, книгу, что с ней поступают как с мёртвой собакой на дороге: каждый пинает её туда, куда вздумается. Что-то похожее происходит и вокруг иконы Спаса Вседержителя. Кто-то видят в ней памятник, произведение искусства, определяет её технические тонкости. Другие считают, что она может стать фишкой региона, фактором, ресурсом его развития. Третьи уповают на её чудодейственные силы.

И поскольку у всех есть свои резоны, стремления договориться не видно напрочь. Одни трясут своей высокой культурной миссией, при этом совершая чудовищные смысловые ляпы типа высказываний о необходимости развития для церкви (которая по определению должна быть вне времени и пространства) или недоумения, почему ж церковь не стремится быть ответственной ни перед государством, ни перед обществом. Оппоненты – как отец Иов из «Острова», хоть и добрые внутри, но слишком заняты хозяйственными делами.

Ещё есть безличная, но вполне осязаемая кучка анонимных зевак, радующаяся возникшей потасовке и, особенно, вытаскиваемым скабрезностям, пусть и никем не проверенным. Тем паче, если эти пикантности (опять же недоказанные) относятся к «попам». Их не смущает, что всякий из них – любителей фактов, успел за свою тщательно скрываемую, а потому никому не интересную жизнь, послужить, в зависимости от личного интереса, разным господам, сменив не один набор убеждений. И естественно, что он никогда не был готов за эти убеждения ответить жизнью.

Впрочем, таких зевак всегда было полно. А вот люди, как один известный далеко за пределами Пскова архимандрит, всегда исключение. Вот он-то в своей книге об иконе сказал, что иконой можно считать далеко не всякое изображение на иконописную тему. Сказал, что художник и иконописец – совсем разные ипостаси. Сказал, что ценность ранних икон не в их возрасте или ещё чём. Их смысл в особой простоте передачи. В простоте, где иконописца не видно, видно лишь Автора, образ Которого им передаётся. Впрочем, о чём это я?

опрос
Как оцениваете инфраструктуру для велосипедистов в Пскове?
В опросе приняло участие 62 человека
ПравилаКомментарии 17
23.12.2009 11:26
действительно, о чем?
0
23.12.2009 12:06
Что-то я не поняла, чего хотел сказать автор.
0
23.12.2009 13:51
Чего-то не понять.
0
23.12.2009 16:07
нельзя ли еще и у бомжа спросить мнение? Уж все высказались, причем те,кто не имеет ни к культуре, ни к Церкви никакого отношения по существу.
0
23.12.2009 17:22
О, интеллигенция показалась
0
Студентка 24.12.2009 10:06
Уважаемый автор, Вас очень сложно понять... Мысли смазаны, много ошибок, неудобочиатемый текст...
0
24.12.2009 12:29
Да понять его надёже, князь, не мудрено: воевали, говорят...
0
25.12.2009 00:40
Галиматья какая-то.
0
25.12.2009 14:44
Что-то авторы явно деградируют. Парень недолго думал, чтобы сочинить эту ахинею
0
Пскович 25.12.2009 16:39
Статья интересная.
Можно ли было до 1917 года представить культурного человека (и работников культуры,которые были и в царское время), сомневающегося в том,что икона должна быть в храме? Но эти сто лет очень много изменили - это мы всё видим,когда за одно слово могут убить выстрелом в спину.) Автор статьи рассказывает о том,как архимандрит (неизвестный, а хотелось бы знать, чтобы почитать подробнее) говорит об иконах.
0
Автор 28.12.2009 11:42
Имя архимандрита - Зинон (Теодор), есть у него замечательная книга "Беседы иконописца". Ещё,если интересно, хорошо пишет об этом о. Павел Флоренский ("Иконостас").
0
Автору 30.12.2009 23:53
Почитайте внимательнее "Беседы иконописца".
0
Автор - предыдущему 07.01.2010 16:50
Можно поконкретнее?
0
Автору поконкретнее 08.01.2010 01:11
Архимандрит Зинон. "Беседы иконописца". "Об иконе", стр.42.
Цитата: "Я думаю, что очень древние иконы не могут находиться в храме: должны быть особые помещения для их хранения, и только в праздники они могут выноситься для Богослужения, для молитвы."

Конечно, икона должна быть в храме. Но... Мне думается, что все безусловно понимают, что есть особые ценности, которые нужно сохранить как часть истории и культуры России, для этого и предназначены музеи.
Это должны понимать и власти, и РПЦ.
Зачем это противостояние?
0
Автор - предыдущему 09.01.2010 00:06
Совершенно справедливо, что противостояние ни к чему. Тысячу раз согласен. В амбициях одна из самых серьёзных проблем.
И давайте не будем кромсать отца Зинона. В его тексте есть разные утверждения, вырвав которые из контекста, их можно использовать каждому в свою сторону. Кроме противостояния так ничего не выйдет.
На той же 42 странице прямо перед отрывком, приведённым Вами есть другой: "Беда и в том, что все лучшие образцы церковного искусства находятся в музеях, и верующие их почти не видят. Очень важно вернуть икону Церкви. Но для этого, конечно, нужно сначала иметь гарантии, что они будут там находиться в должных условиях, чтобы не начали разрушаться". А чуть позже: "Иконописание - церковное служение, а не творчество в том смысле, как его понимают светские художники. Икона рождается из Литургии и является ее продолжением. Потому вне храма икона существовать не может, ибо находиться вне естественной для себя среде. Музеи оказались местом пребывания икон только в силу всем известных исторических обстоятельств. А так - место иконы в храме, и живет она только в Богослужении, равно как церковное пение, облачения, архитектура. К иконописцам предъявлялись раньше такие же требования, и нравственные, и духовные, как и к священнослужителям". Имеет ли смысл продолжать отбирать цитаты?
Как мне показалось, в главе "Об иконе" (и не только, думается, в ней) одно из важных смысловых направлений звучит примерно так: "Чтобы не было лжи. Чтобы всякое дело и вещь направляли на Истину". Какая из сторон в этом чуть затухшем споре следует этому?
0
Автору опять 10.01.2010 21:49
Другого слова, как "кромсать" подобрать не смогли? Аккуратнее и деликатнее надо быть и с людьми, и с иконами. Не надо играть словами. Мною приведена цитата, где архимандрит Зинон говорит о ДРЕВНЕЙ иконе, а не об иконе вообще. 600 лет иконе (600!), настрадалась она. Разве запрещается молиться перед ней в музее? Помолиться надо и за то, что она уцелела.Доверяю только мнению профессионалов-специалистов и светилам нашей культуры. Презираю делитантов, которые всюду лезут и которым, как Гусейнову "кажется". Боюсь фанатов, особенно религиозных.
Соглашаюсь с Вашим мнением в том, что "всякий из них успел послужить, в зависимости от личного интереса, разным господам, сменив не один набор убеждений". Совести нет. Поэтому много лжи.
P.S. Я не музейный работник.
0
Автор - предыдущему 11.01.2010 01:40
Именно "кромсать". Поскольку за кадром всякий раз остаются те слова, которые не вписываются в нашу позицию. И тогда требуется подтесать. Естественно, не позицию, а аргументы.
По большому счету молиться можно и вообще без материальной иконы. Моё сугубое мнение, конечно, но иконе и правда не в музее место. Равно как и не на торгу. То есть торг вокруг неё устраивать святотатно.
Музей появляется тогда, когда живой культуры, жизни, или нет, или она никому не нужна. Если угодно (это опять исключительно моё мнение), музей - это склеп. Точно также как когда нет поэтов, материализуются Дома писателя, когда нет духа музыки - разрастается количество музыкальных фестивалей, когда некому и не о чем читать - шаг вперёд делают библиотеки, когда нет потребности, чтобы икона указывала на Истину - необходимы реставрационные НИИ.
Я никого не хочу обидеть или задеть, никого не хочу презирать или бояться. Просто раньше с иконами случалось всякое: они пропадали, горели вместе с храмами, топтались, портились стараниями поновителей. Теперь они гниют. Самое страшное, что не только в музеях.
0
Рейтинг@Mail.ru