Почему-то наличие общественных организаций и гражданского общества вообще расценивают как признак зрелости. Распространённый шаблон, сила которого, пожалуй, именно в частоте его произношения. По существу же он спорный более чем. Вот Япония вполне уже созрела, а развитой системы общественных организаций там как не было, так и нет. Если конечно не считать за таковые якудза. Отсутствие одного из главных элементов гражданского общества никому не мешает признавать эту страну развитым государством, ставить её на одну доску с западными демократиями, обладающими вечным патентом на гражданское общество. России же непременно хочется «мост анженерной конструкции». Пока безрезультатно.
Моё первое знакомство с признаками гражданского общества состоялось лет двенадцать назад, когда я ещё вполне искренне полагал, что Царствие Небесное быть на земле не только может, но и должно. И что существуют такие специальные люди, которые несут огонь правды, вернее, свободы, равенства и братства, во все концы земли. Увы, быстро выяснилось, что люди, вне зависимости от их принадлежности к неправительственному сектору – всего лишь люди, и как каждый, они тоже что-то скрывают и большинство из них в первую голову действуют в своих интересах.
Это потом до меня дошло, что защищать интересы отдельных групп общества или даже некоторых людей – и есть назначение неправительственных организаций. А, значит, дело не в том, в каком состоянии у нас гражданское общество, а в том, чем живёт общество, стремящееся или не стремящееся стать зрелым и гражданским. Остальное – как популярные нынче модульные конструкции – пристёгивается и отстёгивается по необходимости, прямо в полевых условиях.
Пока же я пытался разглядеть в создателях и сотрудниках некоммерческих структур знамение грядущего светлого будущего. Или хотя бы того, что это будущее возможно именно с такими людьми. Иногда мне казалось, что я действительно это вижу. Но чаще всего приходилось наблюдать совсем другое.
Многочисленные семнары-конференции-круглые столы не раз служили или площадкой для пиара отдельных людей, или способом найти язык с сильными сего мира по поводу ресурсов, или средством протащить нужную кому-то или чему-то идею (причём совсем невзирая на соответствие истине, уж извините за употребление этого слова). Или просто поводом потусоваться красиво.
В итоге, наобщавшись с независимыми некоммерческими негосударственными и т.п. организациями, я понял, что они – такая же часть системы как и, например, управление образования. Так же, как и учителя, общественники преподают себя как соль земли, при этом многие (среди общественных организаций всё-таки есть счастливые исключения) лишь в страшном сне видят свою независимость от власть имущих. А познакомившись с коллегами наших некоммерческих структур за рубежом, пришёл к выводу, что и у них они вполне вписываются в систему.
Да и система эта представляется теперь не государственным монстром, за версты вокруг подавляющим жизнь своим тоталитаризмом, авторитаризмом и прочими страшными словами, а как это у Бодрийяра – «системой вещей». Т.е. состоянием сознания, реальностью, которая всё обращает в товар, себе на пользу, даже то, что пытается бороться с ней.
Эта система вещей, всеобщего непрерывного потребления словно говорит: «Ты против насилия над детьми, тебе жаль брошенных детишек? – Отлично, будешь бороться с последствиями этого насилия, привлекать для детских домов гуманитарку. Тебя беспокоят нарушения прав человека? – Молодец, будешь помогать тем, чьи права нарушены. Мы не только благодарим вас за неравнодушие, но и требуем оставаться таковыми и собирать вокруг себя таких же людей, имеющих активную гражданскую позицию! Главное (а это естественно остаётся за скобками) - чтобы сохранилось status quo, чтобы не изменилось ничего. Чтобы всякий человек чувствовал себя довольным, и ничто не напоминало ему о превратностях жизни, чтобы всякий знал, что если что-то вдруг не так, есть специальные люди (охотники за привидениями, ведущие следствие знатоки или «Корпус мира» – не важно), которые это «не так» на чистую воду выведут и вернут всем состояние глубокого удовлетворения.
Общественные организации стали каналом отвода ненужных мыслей о несправедливости происходящего, да и мыслей о жизни вообще. Если меня мучает совесть, я всегда могу поддержать какую-либо неправительственную структуру. Хоть материально, хоть отдав что-то ненужное в пользу нуждающихся, хоть придя на митинг согласных-несогласных. А потом непременно заняться прежними делами с вполне успокоенной совестью. Таблетка от беспокойства действует безотказно.
Институты гражданского общества, если когда-то что-то и меняли по существу, то сейчас они явно изменили своей роли. Им сегодня вполне достаточно общественного признания и возможности реализовать человеческие амбиции. Ведь так важно гарантировать себе благополучие. А сделать это вне системы вещей невозможно.
Необходимо чтобы что-то поменялось внутри человека. Со времен Виктора Цоя ничего не изменилось, по-прежнему жизненно: «Мама, мы все тяжело больны, мама, я знаю – мы все сошли с ума». В этой ситуации гражданское общество всего лишь аспирин: температуру сбивает, но не лечит.