Не припомню в последние лет пять такой проблемы, которая бы вызывала в Пскове больший интерес у властей, чем положение мэра города. Жилищно-коммунальные проблемы, развитие экономики, молодежная политика, сохранность главной псковской ценности – истории, - всё это практически неразличимо и несущественно по сравнению с такой важнейшей проблемой, как глава псковского муниципалитета.
Три года назад бились по поводу способа назначения городского головы, теперь вот губернатор Псковской области Михаил Кузнецов предложил сократить срок полномочий главы администрации Пскова до года, дабы имелась возможность контролировать результаты его работы. В общем-то вполне рабочее предложение областной власти вызвало странную реакцию некоторых представителей местной элиты.
Вместо обсуждения вопроса по существу, то есть, «чем это поможет Пскову?», многие кинулись рассуждать на тему «а зачем оно нужно губернатору?». Тут же, естественно, нарисовалась целая теория мирового заговора в масштабе нашей псковской деревни. Известные псковские политики Игорь Сиротин и Михаил Брячак заключили, что эта инициатива объясняется очень просто – губернатору просто хочется «порулить» именно Псковом, а потому он мастерит короткий поводок для будущего градоначальника.
Градоначальник действующий – Михаил Хоронен, обвинил губернатора в резком диссонировании инициативам президента России и снисходительно так рассказал, что он «даже рассмеялся», узнав (почему-то из СМИ) об изменениях в Устав Пскова, предложенных Михаилом Кузнецовым. Короче говоря, акцент с самой проблемы очень быстро сместился на персону губернатора, нарушив тем самым основное правило здоровой дискуссии – не переходить личности.
Между тем, добротных аргументов против введения годичного «испытательного срока» для руководителя городского хозяйства пока так и не прозвучало. Основные «фи» сводятся примерно к следующему. Во-первых, сомневаются, что за год можно сделать что-то существенное. Надуманность этой точки зрения доказывает хотя бы один из её сторонников – нынешний мэр Пскова, который и за восемь лет своего руководства может похвастать разве что созданием ООО «АСПО», судьба которого оказалась, впрочем, весьма непростой.
Выступая против введения своеобразного «испытательного срока» для руководителей города, псковские власти явно лукавят. Длительное время мэрия практиковала заключение трудовых договоров на год с руководством муниципальных предприятий.
Кроме того, сокращение сроков контрактов с топ-менеджерами – состоявшаяся мировая тенденция последних десяти лет. Например, в 2006 году компания Даймлер-Крайслер перешла от пятилетних договоров к трехлетним и сейчас стоит вопрос о его дальнейшем сокращении до одного года. Со многими западными менеджерами высшего звена заключаются как раз годовые контракты с возможностью их дальнейшего продления по итогам работы. Это нормальная мировая практика, поэтому мнение г-на Хоронена о том, что «ни один уважающий себя профессионал не захочет заключать с Думой контракт всего на один год», всего лишь отражает осведомленность нынешнего руководства Пскова о том, что происходит вокруг.
Высказываются также опасения, что наемный глава администрации города будет относится к нему абы как и, срубив свой куш, уберется восвояси, нисколько не заботясь о результатах работы. Но мало ли было временщиков в период «расцвета демократии», когда мэр избирался всенародно и спокойно делал всё, что считал нужным несколько лет подряд? И появился ли в Пскове за годы относительного экономического благополучия хоть какой-то внятный план развития? Про строительство ледового дворца, аквапарка и чуть ли не космодрома я слышал, а про план развития или хотя бы восстановления Пскова – ни звука.
Совершенно напрасно также пытаются увязать судьбу полномочий главы администрации города с увеличением президентских и депутатских сроков. Отношение к власти в России как было негативным, так и осталось. Единственная фигура, объединяющая всё и всех – это нынешний премьер-министр Владимир Путин. К его авторитету даже близко не приблизиться никому из губернаторов и мэров. В Путине возродилась идея доброго царя, а все прочие - по-прежнему злые бояре, так что не стоит себя переоценивать.
Еще одна проблема, возникшая вместе с фактически бесконтрольной, никому не подотчетной властью мэров городов – высокий уровень коррупции на местном уровне, что вполне убедительно доказывают многочисленные уголовные дела, заведенные в последнее время на глав муниципалитетов по всей стране. Поэтому четкий контроль за их деятельностью просто необходим. И вот ведь странно: вместо того, чтобы обсуждать конкретные формы контроля работы местных властей, противники сокращения сроков полномочий как заклинание повторяют: «руки прочь от местной власти».
Впрочем, даже если городская администрация станет зависимым от региональных властей, в этом нет ничего страшного. По опыту одного крупного города на Средней Волге могу сказать, что порядок там появился именно тогда, когда губернатору области удалось поставить в городе своего человека. В конце концов, для людей важны не политические предпочтения градоначальника, а его способность решать простые и сложные проблемы муниципалитета. Поэтому кто, как и насколько будет выбирать его, вопрос далеко не главный.
Лишь бы толк был.