Депутат Госдумы, лидер движения «Россия Молодая» Максим Мищенко предложил запретить детям появляться в школах в одежде готов и эмо, а также с их атрибутикой. По его мнению, один только вид представителей этих субкультур разрушает национальную идентичность русского народа. Обнаружив в прессе это сообщение, я подумал: «Мама дорогая, до чего же прав был замечательный русский философ Василий Розанов, когда еще в начале века двадцатого говорил, что политики – народ на редкость духовно скукоженый и недальновидный!»
Поначалу даже разозлился: следуя логике этого господина, почему бы не запретить школьникам кроме созерцания названных субкультур, например, слушать весьма уважаемых многими рокеров (Виктора Цоя, Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова и других), которые часто тоже предпочитают черный в одежде, а их тексты нередко выглядят асоциально или странно. По мне, так вышеперечисленные человеки сделали для России гораздо больше, чем многие депутаты Госдумы.
Правда, тут же упокоился, прочтя на ПЛН реакцию главного специалиста по работе с молодежью исполкома регионального отделения «Единой России» Сергея Анисимова, который заявил, что подростков нужно сначала заинтересовать чем-то другим. Окончательно убедился, что инициатива московского депутата – всего лишь плод его как-то уж очень необычно устроенного мировоззрения, увидев комментарий руководителя информационной службы Псковской епархии отца Андрея (Таскаева), где он заявил, что национальная идентичность не зависит ни от каких внешних вещей.
Возможно, для политика, то есть человека, работающего на публику, самоидентичность напрямую связана со значком, который он носит или общественной группой, к которой он принадлежит. Но тут получается ужасная каша из весьма условной и внешней статусной принадлежности с фундаментальной и внутренней самоидентификацией. Если так, то это большая проблема по крайней мере некоторых народных избранников и, наверное, чиновников тоже. Неплохо бы с ними провести хорошую воспитательную работу.
Как ни стараюсь, очень сложно понять, как модные, а потому во многом поверхностные молодежные движения готов и эмо могут повлиять на самоидентичность. Ведь, по словам о. Андрея, на русскую самоидентичность не оказали разрушительного влияния даже куда более мощные и глубокие течения хиппи и панков. По моим (вернее, не только и не столько моим) наблюдениям, резкое увеличение числа «подозрительных» субкультур связано с модой на альтернативу, выходящую из неприятия всего официального, систематического, которое растет по всему миру по мере усиления глобализации, как известно упраздняющей не только экономические и политические границы, но и духовный мир человека.
Еще одна причина напрямую связана с властью. Не она ли призывала воспитывать экономическую самостоятельность едва ли не с пеленок? Не политики ли с умными лицами говорили о главенстве экономического и необходимости максимальной концентрации экономических сил общества? Именно власть до последнего времени словом и делом сбрасывала с себя всяческие обязательства по отношению к жителям России, старалась минимизировать свои усилия, одновременно увеличив прибыль со страны. Но может ли быть экономическая свобода и активность без свободы в остальных сферах? Прочтите хотя бы Маркса и вы увидите, что нет. Если, конечно, речь не идет о работных домах, куда, по словам Мишеля Фуко, современное общество согнало огромное число людей, по сути превратив Землю в один большой работный дом.
По сути, уход части современной молодежи в разнообразные субкультуры хоть и бессильная, но более здоровая реакция на сегодняшнее общество, чем добровольное шествование многих в тот самый работный дом. Он всеми доступными средствами выжимает не только физические, но и духовные силы человека, взамен давая лишь виртуальное ощущение виртуального же существования, превращая смену поколений в атаку клонов и формируя новый тип человека, удачно названного Шнуром «менеджером среднего звена». Вот это гораздо большая угроза национальной самоидентичности, чем готы и эмо, многие из которых, вырастая, становятся вполне себе обычными членами общества.
Настоящая угроза национальной идентичности – совсем не в движении готов, эмо и прочих неформалов, которые имеют шансы быть живыми хотя бы тем, что переживают по поводу отсутствия настоящей жизни. Она в том, что русская культура давно стала экспонатом этнографического музея и приобрела конкретную стоимость у скупщиков старины, а теперь вот и идеологов. В том, что над ее внутренним содержанием (то есть над ней самой) принято если не смеяться, то, по крайней мере, сторониться, дабы не прослыть несовременным. В том, что «быть современным» играет ключевую роль в мировоззрении многих жителей России и воспринимается чаще всего как заимствование чужой = лучшей традиции, не важно, восточной или западной. И даже это заимствование происходит в основном по касательной, затрагивая лишь внешнюю сторону жизни. В том, что в действиях людей становится все меньше смысла и все больше эффективности, точнее, эффектности.
Русская национальная идентичность давным-давно, а может, и всегда опиралась на простецкую мысль. Точнее, на ее смысл: сила – в правде. Правде и Любви, источник и цель которых неизмеримо выше человека и в то же время так близок к нему. И неважно, что стопроцентного соответствия этой идеи в истории России никогда не было. На этом свете его не было, нет и не будет ни у одной идеи. Важен смысл, который позволял России быть одновременно слабой и сильной, нищей и роскошной, стоять в стороне от мировых событий и всегда оказывать на них огромное влияние. Смысл, вызывавший к жизни не только Стеньку Разина и Малюту Скуратова, но и Сергия Радонежского, Ломоносова, Пушкина, Есенина и многих других.
Сейчас этот смысл заменен фактором пользы, за который, кстати, при определении «разрешенных» движений, ратует и Максим Мищенко. Но «польза ради пользы», к слову, всегда отвергавшаяся русской культурой как ложь, есть прямой путь к тому, против чего выступает лидер «России молодой» - путь к потере народом собственной идентичности и представления «о том, что он является единым». Что «через короткий исторический промежуток ведет к исчезновению его с карты мира».
Иллюстрация: http://alexity.livejournal.com