Что вы подумаете, если ваш начальник перестанет с вами разговаривать, зарплату станет платить, когда посчитает нужным, а на ваше место посадит приехавшего издалека человека? Или когда в магазине вместо привычного килограмма масла за те же деньги дадут в три раза меньше, уверяя, что это все та же тысяча грамм? Вряд ли кому-то придет в голову, что ему готовят какой-то приятный сюрприз. Даже человек неискушенный и наивный поймет, что дело нечисто, что жизнь свела его, в лучшем случае, с мошенниками. А ведь это почти один в один ситуация с ГППО «Псковпассажиравтотранс».
Во-первых, сотрудники предприятия говорят, что руководство их «за людей не считает», ничего не объясняет и никакими планами не делится. Плюс к этому, по информации сайта «Псковпассажиравтотранса», 15 ноября началась (!) выплата зарплаты за октябрь (!) основным (!) категориям работников. То есть, задержка зарплаты составляет примерно месяц на предприятии, которое имеет дело с живыми деньгами и обеспечивает неплохой уровень выполнения одного из существенных показателей для администрации Псковской области и администрации Пскова - обеспеченности транспортным сообщением.
Если поставлена цель убрать ГППО, приватизировать его, заменить на ООО, так и скажите, мол, планы у нас такие. Только расскажите и причину, но не в духе «Эффективный собственник может быть только частник» - такие «аксиомы» от недостатка чтения, абсолютное преимущество частной собственности перед государственной или иной публичной пока не доказано и вряд ли будет. Кроме причин сообщите и программу, чего ждать, мол пересаживаемся на «Газели», билетов, как уже есть у маршрутчиков, теперь тоже не будет, а вместимость микроавтобуса будет модульной: если надо - и 60 человек вобьем. Я, кстати, так и ехал 16 ноября от «Автофаворита» в Печоры - в автобусе, где стоячие места не предусмотрены, человек двадцать-двадцать пять стояли почти до конечной, а водитель, бодро раздавая билетики, приговаривал: «Не потеснитесь, так и будем тут стоять». В таком смысле да, частник всегда эффективнее.
В истории с заменой на маршрутах № 22 и № 30 местных автобусов госпредприятия техникой московской фирмы «Стартранс» интересно не столько привлечение гастарбайтеров в качестве водителей, сколько ответ г-на Николая Киянца, и.о. гендиректора ГППО «Псковпассажиравтотранс», на вопрос, почему у предприятия, находящегося в сложной финансовой ситуации, отобрали весьма востребованные маршруты. Оказывается, ничего ни у кого не отбирали. Юридически пассажиров перевозило и перевозит псковское госпредприятие. Однако, как возможно перевозить людей юридически, г-н Киянец не рассказал. Не сообщил он и того, кто и как уполномочил столичную структуру физически перевозить пассажиров, которых юридически перевозит псковский автобусный парк. На сайте ГППО «Псковпассажиравтотранс» никакой дополнительной информации о передаче перевозок или привлечении подрядчика/субподрядчика не видно ни в разделе «Информация», ни в разделе «Закупки» (этот раздел вообще не обновлялся с ноября 2015 года).
Не удалось найти информацию о привлечении «Стартранса» и на ресурсах администрации Псковской области, которая является единственным учредителем псковского предприятия. Понятно, что появление сторонней организации не могло произойти без ведома руководства Псковской области, но оно данный вопрос вообще пока не комментирует. И зря. Например, как быть с обязательным страхованием ответственности перевозчика? Как защищены пассажиры, которых перевозит московская фирма? Договор от второго июня 2018 года АО «СОГАЗ» заключило с ГППО «Псковпассажиравтотранс», юридически маршруты 22 и 30 обслуживает он же, а по факту с третьей декады ноября - «Стартранс». Это как-то предусмотрено законом?
Хотелось бы услышать от руководства области и объяснение причин резкого падения прибыли автобусного парка с 2015 года и его стоимости с 2016 года, при том, что выручка с 2014 года уверенно растет (данные есть в открытом доступе, например, тут: https://www.rusprofile.ru/id/2860915)? Очень интересно пикирование прибыли и стоимости совпадает с началом «модернизации» предприятия.
Интересно также, что думают в здании бывшего кадетского корпуса на Некрасова, 23 о зарплате в 15 тысяч рублей? Это нормальная зарплата для водителя городского автобуса? А для кондуктора? И зачем автобусный парк приглашает на работу водителя маломерного судна на воздушной подушке, если в списке видов деятельности перевозки водным транспортом не значатся? Этим объявлениям на сайте автобусного парка уже год, но вопросам, которые с ними связаны, еще больше, и пока не похоже, чтобы кто-то пытался их серьезно решать.
И не из «Газелей» или иных микроавтобусов, а из нормальной, пусть не новой, но чистой, опрятной и исправной техники, в которую можно нормально зайти, нормально сесть и нормально из нее выйти не только физически здоровому взрослому человеку, но и ребенку или старику.
Константин Шморага