Как-то так получается, что бурному развитию демократии сопутствует увлечение тематикой конца мира (это если говорить о Древнем Риме) или постапокалипсиса (применительно к дню сегодняшнему). Как бы скептически не оценивали человека другие эпохи, такой беспросветности они не знали. И ладно бы грядущий апокалипсис беспокоил только жителей России, но тема это общемировая.
Если почитать Гюнтера Грасса, можно увидеть, как росла снизу, от народа, западно-немецкая политика во второй половине ХХ века. Строилась новая Германия, партии рождались из людской толпы прямо на улице, а те, что появились на свет раньше, буквально гонялись за каждым оратором, чтобы притянуть его на свою сторону.
Американская двухпартийная система, построенная на борьбе республиканцев и демократов, неплохо воспроизвела представления о традиционных ценностях – свободе, возможности следовать своему призванию – быть самим собой, – отчеканивая при этом «In God We Trust». Любой американец, какой бы он партии ни сторонился, знал, что даже оппонент по-своему, но защищает эти самые ценности.
Сегодня Германия, в том числе почти поголовно безработная восточная, уже не демонстрируют того интереса к выборам, который был в начале 1970-х годов (но при этом все могут перечислить преимущества и завоевания демократии).
США, вслед за конфузом во Флориде, когда на второй срок избрался не очень популярный своей внешней политикой Джордж Буш младший, кажется, больше от отчаянья сделали президентом Барака Обаму. Однако все так же полагая, что хотя бы этот темнокожий парень будет следовать тому, на чем зиждется Америка. Теперь вот Дональд Трамп – наконец-то человек не склонный к политесу, стал президентом не мигрантов, но американцев.
Ситуация напоминает театр абсурда. Да, что в Америке, что в большинстве стран Европы уровень жизни сильно превышает даже тот, что порождает российская статистика. Но это ли результат демократии? Вон, Джамахирия тоже обеспечивала своим жителям небедное существование. В остальном же завоевания народовластия скромны. Правители, как и раньше, начинают и ведут войны, не спрашивая мнения своих граждан, а ценность личности, даже известной, все больше зависит от каминг-аутов и лояльности правительству.
По совпадению или нет, но более-менее самостоятельные персоны, а также целые социальные институты то и дело оказываются замешанными в каких-нибудь скандалах. И хотя, как в том анекдоте, вилки чаще всего находят, самое главное – осадок – остается. Так на место прежних столпов приходит нечто, не оставляющее в памяти ничего, но этого «нечто» так много и оно так агрессивно, что именно оно формирует современный культурный ландшафт. Такой вот день Z.
Естественно, что в этой ситуации кто-то теряется – и таких выручает особая какбыреальность масс-медиа и соцсетей. Кто-то машет на все рукой и решает, что главное в том, что делает лично он. Кто-то делает вид, что ничего не происходит. Кто-то просто пользуется ситуацией, извлекая из нее максимум для себя. Но в любом случае, дистанция между выбором и ответственностью становится все значительнее, а сами выборы – одна из главных демократических процедур – все больше приобретают черты ритуала, который призван то ли убедить участников, что смысл по-прежнему сохраняется и все идет по плану, то ли остановить превращении светлого будущего в антиутопию, то ли просто показать, что мы сделали все что могли и ни в чем не виновны.
В России по привычке смотрят на происходящее «Там» с болезненным восхищением. Раз даже Там, у Них, все настолько нехорошо, нам, в России, выборы тем более ни к чему. Потому что ни к чему ответственность…
Константин Шморага