Наверное не вполне справедливо, что вышедший еще весной «Такси 5» получил столь невысокие оценки что у зрителей, что у звезды первых четырех фильмов Сами Насери. Картину упрекнули и за обилие цитат из предыдущих серий, и за отсутствие харизмы, присущей первым четырем «Такси», и даже за грубый юмор.
«Такси 5», конечно, кино массовое, и ожидать от него изысков не стоило, однако по сравнению с недавним «Миром Юрского периода 2» французское кино просто шедевр и образец оригинальности, а рядом с тепло принятым несколько лет назад «Капитаном фантастик», который многие называли «умным кино», «Такси 5» - хрестоматия по философии.
Одно из явных достоинств пятой части «Такси» в том, что в ней хорошо видна эпоха. Кстати, как и в первых четырех частях. Например, в первом «Такси» прекрасно узнается не только молодость героев, но и розовые очки рубежа тысячелетий. С тех пор прошло уже двадцать лет, и очень, очень многое изменилось…
Да, в новой части нет той, прошлой, атмосферы. Ведь одним из ее компонентов были эпизоды с Марселем. Нет, Марсель вроде бы все тот же, но лишь на общих планах, с высоты птичьего полета. Рождественские елки на его узких улочках, старые французские квартирки, торговые ряды и кафешки… ничего этого здесь нет, а прекрасный современный трамвай, который помешал «Пежо» догнать «Ламборгини», навевает тоску.
А комиссариат, что стало с ним? Прежде в нем кипела жизнь, рождались хитроумные, хотя и неизбежно бесплодные, планы поимки преступников. Когда-то могучее здание, дом Эмильена, Жибера и их коллег, усохло раз в десять. Теперь это пара-тройка комнаток с заляпанными дверьми и окнами, как будто ремонт (или реформы?) когда-то начав, так и не могут завершить. При этом незаконченность ремонта - единственный признак хоть какого-то движения, вернее - движухи. Здесь ничего не происходит.
Полиция ездит теперь не столько на «Пежо» и «Рено», сколько на несчастных румынских «Дачах», кои у нас очень популярны и зовутся «Лада Ларгус», а французам их даже разбить в грандиозной аварии не хочется, легче утопить, и концы в воду.
Полиция подверглась реформированию и состоит теперь из муниципальной, у которой почти нет полномочий, и «настоящей», которая может многое, но предпочитает иметь долю у бандитов. Очень может быть, что эта реформа проведена силами комиссара Жибера, который стал теперь мэром, но очень скучает по своему «Общая тревога!». Забавно видеть, что миграция силовиков в чиновники - мировая тенденция.
«Общая тревога!!!»
Мэр Жибер (как помните, Жибер - большой американофил, так что теперь, когда должность позволила, он пересел с «Пежо» и «Ситроенов» на «Хаммер») по-прежнему продолжает апеллировать к неполноценности и враждебности других народов (на этот раз - итальяшек), но по долгу службы поддерживает секс-меньшинства. Покровительство таким меньшинствам и открытие домов престарелых, как признается сам Жибер, - основа его работы. Очень символичное сочетание и недвусмысленный намек на будущее.
Кроме того, Жибер - идеальный тип чиновника (бедный Макс Вебер! Видел бы он, во что превратилась его рациональная бюрократия). Во-первых, блестящая ситуация, когда со словами «Человек просит - надо что-то дать», он награждает просителя струей из огнетушителя. Это хотя и прямая отсылка к «У полиции извинений на всех хватит» из части про дедов морозов, но здесь явный переход от слов к делу.
Во-вторых, не менее блестящее наставление Жибера своему подчиненному, главное в котором «Вы должны слушать и ничего не делать!». Да и помощник у мэра Марселя какой-то педик.
Еще пара важных вещей. Во всех предыдущих частях «Такси» были родители, и были дети. Здесь остались только братья (один из которых постоянно подставляет другого) и брат с сестрой (сестра всегда выручает неудалого брата). Жизнь такая, будто все из пробирки созданы и в пробирку обратятся. Есть, правда, дядя, которому звонят по телефону (что и спасает сюжет), и там, где он живет - в пустыне, - есть дети.
Дети есть даже в пустыне, но не в Марселе. Поэтому в пустыне есть будущее. И есть будущее у полицейского-карлика Мишеля (который не Мишель, потому что не француз), кажется единственного христианина Марселя, и единственного героя фильма с внятными взглядами на жизнь.
«Такси 5» - вполне достойный фильм для своего времени и жанра, его можно посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, чем отличается Франция как государство от Франции как части Евросоюза. По этой же причине фильм вряд ли будет неинтересен лет через двадцать: современные летописцы таких вещей не напишут.
Константин Шморага