Читая материал о достопримечательностях Риги, мне было сложно поверить, что рынок, пусть даже очень большой, может быть местом, которое стоит посетить на отдыхе. Слишком сильны впечатления о 90-х годах XX века, когда псковские рынки стали с одной стороны, единственным местом, где можно было что-то купить, с другой – грязь, отсутствие хоть какого-то благоустройства и заботы о людях. И обман.
Однако древний стереотип оказался все же наголову разбит. Дело было, естественно, на рынке, в той его части, которая отдана желающим продать плоды со своих садов и огородов. Во-первых, запах. Нет, аромат! Ничего подобного в торговых местах я давно (а может вообще никогда) не встречал. Свежая, настоящая морковка, укроп и даже картошка прекрасно пахнут! Мне нравится просто ходить по этим рядам и нюхать, дышать не технологическими испарениями, а живым воздухом, в котором чувствуются и огурчики, и яблоки, мята с укропом и еще что-то. Вроде бы ничего особенно, все это растет и на моем огороде, и на огородах соседей, но огород – это одно, а торговля – совсем другое, и пахнет она по-другому.
Еще нравится смотреть на людей, которые все это замечательное разнообразие выращивают и продают. Лица молодые и старые, веселые и угрюмые, довольные и нет – здесь разнообразие ничуть не хуже, чем в товарах. Может быть оттого это, что тут очень мало торгашей, а может потому, что почти все они предлагают то, что вырастили сами – почти невероятные сейчас обстоятельства. К тому же это одна из тех сверхнемногих сегодня ситуаций, когда выражение «Почем твой товар, хозяйка?» имеет совершенно конкретный смысл в каждом слове.
Путешествие по таким рядам поднимает настроение, в отличие от ходьбы по магазинам. Уже не кажется, что все везде и всегда одно и то же, что нет ничего настоящего. Скука и однообразие жизни возникают в том числе из-за того, что, по словам одного автора, «наше счастье изготовлено в Гонконге и Польше», а мы всего лишь ничего не значащие одноразовые дилеры. Да и отношения, возникающие между конкретным хозяином-продавцом и конкретным покупателем, по сути совсем иные, чем между продавцом-корпорацией и среднестатистическим клиентом.
На таких садово-огородных рядах даже богатство страны видно без всякой нефти, историй успеха, какголливудского кино, и лучшего в мире оружия.
Правда, тем грустнее сопутствующие обстоятельства. Даже на весьма благоустроенной «Ниве» эти благодатные ряды – ничтожная часть общей площади. В других же местах все более-менее близко к убожеству «Маяка».
А уж как добираются люди со своим товаром до рынков – тема героического эпоса. Поезда, автобусы – все в прошлом, расписание оставшегося пригородного транспорта даже в дачный сезон подчинено исключительно вопросу как бы поменьше потратить да побольше получить. Для тех, кто добирается на машине, одна головная боль – дороги, но еще большая – парковки.
Псковский рынок не рижский, конечно, но вполне достоин того, чтобы сюда с интересом заглядывал турист. Только для этого нужно кое-что сделать. Не декорацию «в прекрасном народном стиле», а настоящую жизнь. Сделать не для туристов, не для инвесторов, а для местных. И не как на «Маяке» – скажите спасибо и за это – а как положено. Возможно, это будет первый объект «нового Пскова», который не стыдно сравнить с «Псковом вчерашним».
Константин Шморага