Ехал как-то в автобусе и заслушался рассказом одной пассажирки. Предпенсионного возраста женщина очень живописно толковала со своей соседкой как по лету и осени ходила она то за ягодами, то за грибами. В общем-то ничего особенного в словах ее не было – обычная история человека, умеющего смотреть по сторонам. Примечательной показалась последняя ее фраза: «В этом году, конечно, опять пойду. Поездов, правда, теперь не будет, а автобусом неудобно совсем. Буду пешком ходить до своей дачи тринадцать километров».
Тут мне вспомнилась перебранка чиновников и деятелей ОАО РЖД, как все они силились создать видимость, что в крахе пригородного сообщения в России вины их нет, что они действуют по закону, а их оппоненты нет. Вот и железнодорожный голова господин Якунин на днях посоветовал не мешать работе железных дорог, а спросить о пригородных перевозках местные власти… Честно сказать, никогда не было желания вникать в аргументы ни одной из сторон, потому как главное ведь не кто виноват, а чтобы поезда ходили. Что же до автобусов, которыми заменили поезда, то даже по словам руководителя транспортного комитета псковской обладминистрации Игоря Сильченкова, замена эта отнюдь не равноценна.
В отличие от разнонаправленных управленцев, мыслящих в категориях круглых, квадратных и зеленых чисел, мне, простому обывателю, чьи предки немало поработали на железной дороге, прекращение пригородного железнодорожного сообщения видится фактом более чем печальным. Все нынешние участники событий не строили, ни станций, ни вагонов, не корячились, меняя шпалы. Да и небось ездили-то по ним в какую-нибудь деревню только в раннем детстве в сопровождении бабушки. В отличие от большинства пассажиров, которые своим трудом оплатили такую вот нынешнюю перспективу.
Одним из аргументов для проведения монетизации льгот в 2005 году было как раз развитие транспорта, в том числе пригородных железнодорожных перевозок. И вот через десять лет их не стало вовсе. Это при том, что почти все льготники теперь платят, а стоимость проезда выросла раза в четыре.
Еще вспомнился ТВ-ролик, который крутили на ОРТ в конце ХХ – начале XXI века. Там две могучие тети в исполнении Нонны Мордюковой и Риммы Марковой ремонтируют железнодорожные пути. Заканчивается он очень сентиментально, но очень по-человечески. Хороший ролик был, но, выходит, бесполезный …
Впрочем, все это слова и сотрясание воздуха. Ничего не изменится ни от разговоров в автобусе, ни от написания подобных вот строк. Тем более, что вероятность отмены пригородных поездов маячит уже не один год, а, судя по результату, вопросом серьезно никто не занимался. РЖД докладывает о достижениях, президент хвалит, областные власти заявляют об успешном замещении, проблемы вроде бы и нет. Но поезда не ходят, зато ходить приходится людям.
Что же можно сделать. Например, обратиться на сайт президента России. Мера довольно действенная – проверено на проблеме, которую здесь не мог решить лет восемь. Причем если действует и одиночное обращение, то, смею думать, рост количества хотя бы до сотни-другой сделает результат еще более однозначным.
Короче говоря, призываю писать именно суда на http://letters.kremlin.ru/, причем спокойно, без эмоций, обвинений и по существу. Можно задать, например, такие вопросы:
Существует ли в сфере пригородных железнодорожных перевозок, на которых долгое время держалась жизнь в глубинке, государственная политика?
Кто прав в полемике региональных властей с РЖД по вопросу обоснованности сумм, запрашиваемых пригородными компаниями?
Является ли справедливым, что РЖД по сути платит сама себе деньгами региональных бюджетов, выставляя счета регионам за компенсацию перевозок?
Как быть людям, в основном пожилым, которым теперь придется идти до дома существенно дальше?
Не пострадают ли и без того перегруженные автодороги, и не подвергнуться ли пассажиры дополнительному риску, пользуясь теперь более аварийным, по сравнению с железнодорожным, автотранспортом?
Можно ничего этого не спрашивать, а просто написать: «Не хочу знать кто в чем виноват, хочу чтобы поезда ходили как и прежде. Потому что это и удобнее, и безопаснее».
Чем больше людей напишут нечто подобное, тем вероятнее будет результат.
Константин Шморага