О свободе, солнце и дожде

18.03.2014 23:08|ПсковКомментариев: 16

Короткую очередь отмен, отставок и закрытий, немного всколыхнувшую отечественное медиа- и шоу-пространство часть участников процесса прокомментировали как наступление на свободу слова. Но подумалось: как возможно наступление на то, чего нет, и в смысле общегражданском никогда у нас не было?

Не знаю как где – кроме России нигде не жил, – но в нашей стране в плане журналистики и политической деятельности никакой всеобщей свободы слова не наблюдалось. Последние полторы–две сотни лет точно. Более ранний период оценивать смысла нет, так как общество традиционное, в отличие от современного, оперирует не понятием «свобода», а самим ее фактом. К тому же факт этот, как и все традиционное, густо замешан на нравственно-религиозном начале. Здесь вопрос выбора между жизнью и смертью, правдой и неправдой, Добром и злом, – вещь вполне реальная, каждодневная, потому и разрешает противостояние свободы и ответственности самой практикой…

Становление ритуала политического многообразия все сильнее сближало контуры свободы с контурами борьбы против. Борьбы нового против старого, модернистского против традиционного, представителей общества против власти. Контуры эти сближались до тех пор, пока все разнообразие и богатство свободы, весь ее объем, не перетекли в одну-единственную плоскость: плоскость принципиальной борьбы, оппозиционности. Право на ношение и применение свободной точки зрения закрепилось лишь за критиками самодержавия, позже – советского строя, теперь вот Путина. Любой, кто допускал и допускает слабину, хотя бы в возможности предполагая право режима находиться в своем праве, не отказывая ему раз и навсегда в логичности и обоснованности мысли и действия, становится непрогрессивным, реакционным, раболепным холуем.

При этом свободолюбивые не знают ни свободы радоваться простым вещам: детям, весне, близким и дальним, помогать тому кто нуждается, ни хотя бы свободы кормить своих родных доброй едой. Никто из них не говорит о праве человека на «чистый эфир», то есть на информацию, не заряженную кем-то для достижения своих целей. По ТВ идет такое вонючее месиво сериалов, разных щоу и юмористических передач, но свободных людей это не беспокоит. Беспокоится об этом, по их мнению, слишком по-мещански.

Постепенно слово «свободный» стало синонимом «истинный», а еще позже и вовсе вытеснило последнее из публичного употребления и отчасти из мировоззрения. Что особенно проявилось в идее толерантности, терпимости и спокойного обтекания. Свободоносители даже соревноваться стали кто из них более свободен, кто за раз дальше за пределы выйдет и большее число рамок перешагнет.

Удивительно это или нет, но подобная конструкция вполне закрепилась в умах людей, не только претендующих называться мыслящими, но и по факту мыслящими. Она даже стала одним из главных атрибутов этого сообщества, меткой системы опознавания «свой–чужой». Поэтому многих провокации истинных-свободных СМИ и общественных деятелей ставят в тупик: «Нутром чую, что что-то не так, что так нельзя, но вот как ответить, не знаю. И надо ли отвечать?» – так или примерно так реагирует человек, не желающий отстать от времени. И терпит, подавляя в себе желание воскликнуть: «Не может быть! Это не правильно! Так нельзя, потому что нельзя!», – всем хочется быть в гуще исторического процесса или хотя бы чувствовать себя причастным ему. Так сформировался интеллигентский тупик, когда любые самодостаточные величины, уступили место как бы процессу действия, а отрицание основного течения стало основным течением.

Получилось некое подобие театра, в котором нет сцены, а зрители – они же участники (простите, не театрал, и как оно правильно называется, не знаю). Тут нет декораций, которые отвлекают и добавляют ненужных ассоциаций. Нет и костюмов, соответствующих роли, равно как с трудом различимы и сами роли. Поэтому один и тот же персонаж безо всякого внутреннего ущерба для себя и окружающих, не вызывая и тени смущения зрителей-участников, превращается из идеолога коммунизма в потомственного либерала, а затем в несомненного патриота, который, естественно, блюдет чистоту ума. Не важно, кем и чем в следующее мгновение станет человек, главное – сохранить верность прогрессу и отличительным критериям «свободной личности». И неважно какой ценой – свобода бесценна.

Если в политической и гражданской жизни под видом свободы расцвели самые примитивные формы релятивизма, в экономической сфере ее понятие весьма четко: это свобода прирастать вещами. То, о чем Макиавелли говорил как о тенденции, приобрело сейчас осязаемые, приземленные черты: «Люди могут простить потерю близких людей, но не простят потери имущества». Если возможность увеличивать количество вещей в собственности сохраняется, ничего иного больше и не требуется.

Поэтому, когда я слышу о наступлении на свободы человека, я недоумеваю: как это возможно? Ни единого человека никто не заставит сделать какой-то выбор, если он сам его не сделает.

И потом: свобода все-таки не самое важное для человека, который есть мыслящий тростник. Быть свободным в такой ситуации означает иметь возможность взглянуть на всё вне политики, работы, денежной, информационной и еще черти какой реальности. Это возможность взглянуть на жизнь. Просто на жизнь. Это возможность увидеть чистое небо над моросящим дождем повседневности. И понять, что значат слова о солнце, согревающем добрых и злых, и о дожде, питающем и тех, и других. 

Константин Шморага

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 87 человек
ПравилаКомментарии 16
18.03.2014 23:17
"Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства".
Владимир Ильич Ленин.
1
18.03.2014 23:26
"Быть свободным в такой ситуации означает иметь возможность взглянуть на всё вне политики, работы, денежной, информационной и еще черти какой реальности. Это возможность взглянуть на жизнь. Просто на жизнь..."

Насколько далеко простирается твоя способность повелевать собой, настолько далеко простирается твоя свобода.
0
18.03.2014 23:40
Шморага! Прекрасное философское эссе.
4
19.03.2014 00:22
Шморага! Вот и пришла пора тебе освободиться. От самого себя!
0
19.03.2014 08:33
Константин, а ведь это Вы в некотором смысле против шлосберговой истерики написали ;)
3
19.03.2014 08:42
Куча слов, а смысла шишь. Воды понаписал.
2
19.03.2014 09:46
Если не можешь осмыслить предложение длиннее трех слов,то и не читай,тем более не комментируй.08:33,по-моему,именно об этом и написано.О перманентных борцах за "свободу".
1
19.03.2014 09:49
На фоне последних событий яркий пример "свободы слова" включение в список поработителей Крыма старичка Рыжкова(КПРФ) , который где-то чего-то не то сказал.
1
Патриот 19.03.2014 13:42
Удивительно самокритичный текст. Да, тов. Шморага, Вы правы, до внутренней свободы Вам далеко. Зато у Вас есть свобода пожрать, если хозяин разрешит, посрать, погреться на солнышке. Что же, у каждого свой уровень понимания свободы.
2
рыжков другой 20.03.2014 08:18
этот владимир,прости господи,оппозиционер,а не николай иванович,бывший предсовмина в ссср
0
20.03.2014 16:27
Константин! Вы - законченный мерзавец! С сегодняшнего дня я вам руки не подам. Провокатор велеречивый...
0
20.03.2014 16:32
О перманентных борцах за "свободу".
________________________________
А ты думаешь, что достаточно проводить месячник борьбы за свободу и будет тебе свобода. Не более, чем у псаря в поместье помещика Троекурова, который будет, раб и холоп, поучать пусть бедного, но дворянина, Дубровского, как смачно рыгать от сытости, вылизав очко барину...
0
ПскВИЧ 20.03.2014 20:45
Уважаемый автор, универсальной свободы в мире нет, это вы правильно отметили. Да, релятивизм абсолюта - почти норма, примеров тому много. Как и примеров, именно примеров, наличия абсолюта. В точных науках. Один армянский преподаватель философии, работающий в германском универе, где у него на лекциях студенты пьют пиво с чипсами (свобода), еле вывернулся из под обвинения студентов (свобода) в их праве неуважительно оценивать постулаты Сенеки, типа - сенека полный идиот, АБСОЛЮТНО НЕТОЛЛЕРАНТЕН. Он им о предмете - теме, а они о своем праве быть свободными и определять понятие свободы. Посыпались полуугрозы, - что у них является предвестником увольнения преподавателя. Особенно их разъярило утверждение, что они и мир ежесекундно существует и очень комфортно в нетоллерантной среде, что это взаимодополняемые моменты бытия. Стоял визг и требование немедленно доказать это, иначе - петиция о немедленном расторжении годового договора. Он сделал доказательство простым и остроумным: предложил каждому студенту достать мелочь из карманов,запомнить сумму, что все сделали...ссыпал в кучу и предложил, стать свободными от законов математики,т.е. толлерантно их трактовать одному из них, и раздать кучу остальным. ВЫ догадываетесь, что они его полюбили и он работает там до сих пор? Вот и вам, уважаемый автор, стоит, затрагивая серьезные темы, типа свободы слова, быть точнее в слове, его смыслах, дабы не быть шлосбергом, т.е. профессиональным демагогом. Свободы слова нет, есть только ВАША личная честность. И хорошо бы примеров, не в защиту, а как положено - прозрачную и убедительную иллюстрацию. Полезно читать Ленина, чесслово, интересно, особенно сейчас.
0
21.03.2014 00:15
ты говоришь, что не хочешь быть никому, никогда рабой -
а я говорю: значит будет рабом тот, кто будет с тобой.
И. В. Кормильцев
0
Патриот 21.03.2014 08:11
ВИЧ, гандон одень на голову, чтобы брызги от твоего безграмотного словоблудия не разлетались
0
Архашастро 21.03.2014 10:58
Сильно и истинно
0
Рейтинг@Mail.ru