Не хочется и бюджетных денег жалеть, хотя, кажется, 17 миллиардов рублей, по 5,5 тысячи рублей за 22 календарных дня рядовому переписчику, плюс многочисленные причиндалы в виде бейсболок, шарфов, свистков и фонариков – всё-таки многовато. Но даже и с такими расходами можно согласиться, если быть уверенным в итогах и в том, что поставленные переписью цели будут достигнуты.
К сожалению, в абсолютной достоверности полученных в ходе переписи населения 14-25 октября 2010 года результатов уже сейчас можно вовсю сомневаться. Телодвижений много со стороны студентов да безработных, не сомневаюсь, будет продемонстрировано много, а вот насчёт конечного продукта – вопрос остаётся открытым.
Поскольку кому как, а у меня перед глазами стоит блистательный переписной конфуз 2002 года. По той переписи население Великих Лук составило всего 108 тысяч человек, что не просто не соответствовало действительности, но именно разительно отличалось от реального положения дел.
Тогдашний мэр Алексей Мигров частенько вопрошал в пустоту: если ваучеры, они же приватизационные чеки, в Великих Луках получало 122 тысячи человек, получало за кровные деньги, получало при очередях и при предъявлении паспорта, то почему нужно верить не этой цифре, за которую все, включая бомжей и бродяг, голосовали собственным рублём, а цифре, собранной студентами в свободное от лекций время? Нет ответа.
Ничего не имею против студентов и безработных. Они, скорее всего, люди трудолюбивые и добросовестные. Только вот работали и работают они по уже имеющимся базам данных отделов статистики. То есть просто подтверждали и подтверждают и так известное! Хотя не всякий бомж и бродяга хочет гласности и не всякий притон записан в домовой книге.
Может быть, это не всем приятно будет слышать, но переписи новейшего российского времени, проводимые по советским рецептам тотального статистического контроля, вряд ли сейчас являются убедительными. Построенные на принципах строжайшего вертикального и горизонтального учёта, они явно буксуют сейчас перед хаотическими капиталистическими вариациями.
Да, переписчик зайдёт в квартиру современного благоустроенного дома. Но зайдёт ли он в закуток над теплотрассой или полезет ли в шалаш на развилке дерева, где пьют самогонку вшивые и гонорейные личности с соответствующими запахами? Сомнительно.
В свою юность я тоже немало поразносил различных выборных листовок. Забредал в разные уголки и попадал в разные компании. Поэтому знаю, что база данных – это одно, а то, что тебя ожидает за поворотом, в каком-нибудь тупичке или заброшенном сарае на пустыре – совершенно другое.
Поэтому, если выбирать между цифрами 122 и 108, то мне всегда была ближе первая. Когда не людей шли переписывать, а они сами добровольно стремились занести себя во все возможные списки, да ещё и сами платили за это аж 25 рублей (несмотря на гайдаровскую инфляцию тогда это были ещё хорошие деньги!). Разница между официальными данными и реальными получается 14 тысяч человек, почти 11 процентов, что гораздо выше уровня всяческих статистических погрешностей.
Не удивительно будет, если и 14-25 октября те же Великие Луки лишь подтвердят свои же официальные данные отдела статистики, озвученные в ноябре 2008 года, когда по данным на 1 сентября численность населения города оказалось равной 99,7 тысячи человек – цифра совершенно мифическая. Кто-то уехал на заработки, кто-то сейчас на Канарах, кто-то просто пропил квартиру, кто-то в очередном запое, но переписать абсолютно всех при благодушном шарфо-свистковом варианте невозможно по определению!
Для этих целей нужны уже не студенты девичьей комплекции, а сотрудники милиции-полиции с резиновыми демократизаторами и чуткой агентурой по всем притонам. Они бы, наверняка, смогли переписать реально всех и, пожалуй, за гораздо меньшие деньги, когда бы не пришлось тратиться на разные-прочие бейсболки.
Но Всероссийскую перепись по старинке возложили на органы статистики и, наверняка, по государственному лбу скоро стукнут те же самые грабли. В виде приблизительных цифр и сомнительных данных. Не исключено, что опять с текстам типа «хоббит» в графе «национальность» и полной кашей с семейным положением, когда число женатых резко не сойдётся с количеством замужних дам.
Тогда как обычный наряд из двух простых пареньков в форме переписал бы весь свой участок за считанные дни. И без всяких погрешностей, при полном отсутствии «хоббитов» в радиусов 100 километров. А окрестные бомжи долго бы ещё перевязывали обмороженные пальцы ленточками с символикой Всероссийской переписи.
Кстати, шутки шутками, но переписи в истории очень часто становились источниками совсем нешуточных конфликтов. Первая Иудейская война по Иосифу Флавию фактически выросла из протеста против переписи Октавиана Августа. А когда перепись задумал библейский царь Давид, то это, вообще, приобрело характер почти апокалиптический.
Глава 24 из 2-й Книги Царств рассказывает: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нём: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа. И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и ещё во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела? Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошёл Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский. …и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим. И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я. Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида: пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою. И пришёл Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трёх дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня».
Почему Давид решил провести свою перепись - неясно. Может быть, выяснял, сколько воинов у него осталось, может, примерялся ввести какой-то новый налог. Но, в любом случае, необдуманный пересчёт людей вызвал негодование Бога. Даже вопроса тогда не стояло: быть ли наказанию? Быть! Давид выбрал три дня моровой язвы, которая и явилась вслед за известиями Иоава.
Какая именно моровая язва падёт на Россию пока можно только гадать. Какие конфликты породит неточная статистика - тоже. Но вот в том, что исчислены будут далеко не все и не так, как планировалось, увы, даже сомневаться сейчас не приходится. Остаётся разве что молиться Богу царя Давида, чтобы студенты и безработные получили не слишком недостоверные данные.