Что же будет с Родиной и с… ценами

14.03.2024 17:17|ПсковКомментариев: 2

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«— У денег разве есть имя?
Конечно, у денег нет имени. А если было бы, то это уже не деньги.
Деньгами деньги делает то, что они анонимы: происхождение у них — как ночь, такое же тёмное.
Есть у них и ещё одно — небывалое, захватывающее дух — качество: за них можно получить всё, что угодно»

Харуки Мураками «Хроники заводной птицы»

Давно обратил внимание, что столичные эксперты любят пространно рассуждать о жизни в регионах. Отечески советуют, что нам тут надлежит делать и как поступать, чтобы небожители в чертогах Садового кольца благосклонно смотрели с высоты своего положения на наши жалкие потуги свести концы с концами. Практически всегда эти рекомендации напоминают известное умозаключение, приписываемое французской королеве Марии-Антуанетте: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Антуанетта не осталась безнаказанной за свое легкомыслие – ей, как известно, милостиво отрубили голову, дабы старушка не мучилась трудностями обратного перехода – с пирожных на хлеб. Мы, так уж получилось, живем в гуманный век, от отрубания голов в России отказались, и есть ощущение, что с этим сильно поспешили. Некоторым «экспертам», судя по из ходу мыслей, голова явно ни к чему.

Источник базового изображения: meme-arsenal.com

Честно говоря, хотелось бы вывезти в наши Палестины на пару-тройку месяцев этих горе-экспертов, бесчисленных директоров «институтов пространственного анализа и словесного метеоризма», чтобы они уже вытащили задницы из удобных кресел и на личном опыте ознакомились, как и чем живет сегодня Россия за пределами Третьего транспортного кольца. Но перейдем к сути.

«В ближайшие месяцы цены на продовольственные товары первой необходимости останутся, примерно на текущем уровне», — глубокомысленно рассуждает один из ведущих столичных аналитиков. Очень интересно, что дало ему основания сделать такой далекоидукщий вывод. Вот у меня принципиально иное видение ценового сюжета. Потому что я, как и большинство из нас, с известной периодичностью покупаю в магазине одни и те же товары. Для примера возьмем литровый пакет сока. На минувшей неделе он стоил 140 рублей (есть дешевле, есть дороже, 140 рэ, увы, в 2024 году – средняя цена). На этой неделе тот же самый сок стоит уже 162 рубля. Т.е., примерно, на 15% дороже. А что случилось, вопрошаю я вселенную? Может быть, мы выиграли межгалактическую войну и можем себе позволить расточительность? Или наши зарплаты растут на 15% в неделю? Ах да, конечно, речь ведь о товарах первой необходимости, а я тут со своим буржуйским соком лезу. Ты, Константин, мысли, как иранский дехканин: если хлеб, кура, рис и молоко не дорожают, то и радуйся, собака, не суйся в высокие материи. А соки-воды и прочие деликатесы – это не первая, знаете ли, необходимость. Все так, но это не отменяет искреннего желания плюнуть в морду столичному умнику.

Однако, это еще полбеды. «Риски роста инфляции возрастают», — развивает свою мысль московский «Капитан Очевидность». Уважаемый, хочется крикнуть ему из Пскова, эти риски не возрастают. Это уже даже не риски, а наша суровая повседневность. Мы, черт тебя побери, уже давно живем в условиях постоянного роста инфляции. Именно поэтому, открою секрет Полишинеля, пакет апельсинового сока легко и непринужденно прибавляет порой по 15% в цене за неделю.

Ну а дальше этот крупный и приближенный к власти федеральный аналитик переходит к главному – он начинает раздавать советы, как нам тут, на местах, следует поступать, чтобы справиться с экономическими неурядицами. Вынужден процитировать этот феноменальный выброс экономического безумия: «В этих условиях от губернаторов требуется более активная работа с производителями продуктов питания на предмет сдерживания роста оптовых и розничных цен... Региональным администрациям нужно искать оптимальный баланс, в том числе и в аспекте исключения лишних звеньев в виде спекулянтов и т.н. перекупов, деятельность которых ведет к удорожанию сельхозпродукции для конечного потребителя. Проблема особенно актуальна для регионов с невысокими средними доходами у населения, в том числе и депрессивных субъектов федерации. С точки зрения продовольственной безопасности страна во многом самодостаточна, однако важнейшим фактором, ограничивающим рост социального недовольства, является сдерживание инфляции и роста цен на продукты питания. Этим вопросом губернаторам нужно заниматься активнее».

Ей богу, будто открыл старый советский учебник «Политэкономии социализма», из которого массово повалили вонючие престарелые клопы и псевдонаучный бред про плановую экономику, которая должна быть экономной.

Другими словами, регионам и местному руководству недвусмысленно сказано: рост цен на товары и услуги – это ваша, господа, проблема. Особенно это касается «регионов с невысокими средними доходами у населения, в том числе и депрессивных субъектов федерации». Тут не надо быть Спинозой, чтобы узреть Псковскую область в первых рядах.

В этом всем вижу 2 очень тревожных звоночка – я, разумеется, не профессиональный экономист, специалисты, уверен, увидят тут намного больше тревожного. Я же говорю о самом очевидном – что лежит на поверхности.

Первый – недвусмысленный намек на то, что федеральный центр не станет помогать в поддержании покупательской способности населения. Дело ведь не в номинальном росте цен – если они растут не быстрее наших доходов, то нет в этом большой беды. Давайте не будем питать иллюзии – совершенно очевидно, после выборов цены не только продолжат расти, но этот рост ускорится, а значит, разрыв между нашими доходами и уровнем цен будет увеличиваться. У таких регионов, как Псковская область, объективно нет возможности эту разницу нивелировать – мы тут нефть не качаем, алмазы не добываем, нам просто не на что рассчитывать, кроме как на федеральный центр. Но вот такая тема, что этот центр разводит руками и предлагает, как принято говорить в чиновничьей среде, изыскать внутренние резервы.

Второй тревожный звонок – недвусмысленная рекомендация региональным властям переходить в режим ручного управления экономикой. Иначе понять эту мысль: «региональным администрациям нужно искать оптимальный баланс, в том числе и в аспекте исключения лишних звеньев в виде спекулянтов и т.н. перекупов», извините, не могу. Это прямая отсылка к раннесоветской эпохе борьбы со спекулянтами и «военному коммунизму». Напомню для адептов ордена борьбы со спекуляцией и прочих воздыхателей по СССР, что на заре «совдепии» эта борьба привела к голоду в разных регионах страны, а на излете – к тотальному дефициту. Хотите снова, как в позднем «совке», пустые полки и толпиться в бесконечных очередях среди озлобленных людей?

Да и как вы это себе представляете? Приходит губернатор в «Магнит» или «Пятерочку» и спрашивает, какая у вас наценка на яйца, хлеб и молоко и предлагает снизить цены? Прекрасная затея, но есть нюанс – так это не работает. Розничная торговля основана на свободном ценообразовании – все, естественно, хотят попасть в торговые сети и за это готовы платить, что, в итоге, отливается в цене. За то, чтобы товар в принципе зашел в магазин, за то, чтобы он там был на видном месте и тд. Ну, это элементарные вещи. Ручное вмешательство в ценообразование прежде всего совершенно бессмысленно, если вы живете не в Иране или Северной Корее.

Но, если вдруг данные рекомендации начнут реализовывать на практике, лучше на это смотреть со стороны. Потому что тут может быть только два исхода.

Первый – военный коммунизм, когда государство начинает диктовать цены, после чего товары оперативно исчезают с прилавков магазинов и перебазируются на черный рынок.

Второй – рынок проигнорирует это внешнее вмешательство, цены будут расти, согласно законам рыночной экономики, а наши зарплаты – не будут. На все это невозмутимо будет взирать федеральный центр, качая головой и рассуждая устами маститых экспертов, дескать, плохо региональные власти работают с ценообразованием на местах. Много еще спекулянтов и перекупов в пищевой цепочке. Нужно работать лучше.

Такой вот богатый выбор нам предлагается. Как говорится, ни в чем себе не отказывайте.

Константин Калиниченко

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 161 человек
ПравилаКомментарии 2
молодец
3
Хорошо написано и весьма актуально. Но, увы, в России НИЧЕГО не изменится в этом вопросе в лучшую сторону для народа и после 17 марта . Опять очередной "виток спирали", который мы проходили в 90-х. Недавно случайно нашёл запись своей зарплаты в 1995 г. - 291 000 р. Правда не помню сколько бакс был тогда .
0
Рейтинг@Mail.ru