Сегодня утром случилось событие, которое по разным причинам пока широко не обсуждалось СМИ. Региональный политический класс, возможно, тоже не обратил на него внимания. А зря. Для человека непосвященного такие решения – не более чем эпизод в бесконечной политической борьбе. А ведь из них делается история. Так о чем речь?
В 10 утра Апелляционная коллегия Псковского областного суда начала рассматривать апелляционную жалобу кандидата на пост главы Опочецкого района от «Партии Роста» Ивана Сверчкова с требованием об отмене решений территориальной избирательной комиссии и районного суда о регистрации Геннадия Колесника, выдвинутого Псковским региональным отделением партии «Яблоко» кандидатом на должность главы Опочецкого района. Напомню краткую предысторию вопроса.
ТИК Опочецкого района в положенный срок зарегистрировала Геннадия Колесника. Это решение было обжаловано в районном суде. Суть исковых требований заключалась в наборе процессуальных нарушений, допущенных региональным отделением «Яблока» при выдвижении кандидата. Опочецкий районный суд встал на сторону кандидата от партии «Яблоко». Истец обжаловал решение в суде высшей инстанции. Апелляционная коллегия Псковского областного суда, очевидно, понимая важность момента, рассмотрела дело детально и в мельчайших подробностях. По существу, в рамках процесса было подробно проанализировано как региональное, так и федеральное избирательное законодательство.
Дискуссия в суде с обеих сторон была жесткой, но при этом аргументированной. Предмет спора был очень тонкий и казуистический. Избавлю читателей от излишней детализации. Грубо говоря, Лев Шлосберг и его представитель в своей аргументации апеллировали к Избирательному кодексу Псковской области. Их оппоненты, формально представленные «Партией Роста», настаивали на том, что было нарушено федеральное избирательное законодательство и непосредственно Устав регионального отделения «Яблока». То есть, говоря сухим юридическим языком, императивные нормы, не подлежащие какому-либо иному толкованию. В общем, из этого всего мог бы получиться очень неплохой эпизод «Suits» – культового сериала про судебных юристов. Однако же от лирики пора переходить к конкретике.
Это сухая фактура. А теперь – к выводам.
Напомню, чуть ранее «Яблоко» лишилось кандидата на пост губернатора области, когда Виталий Аршинов принял решение прекратить участие в избирательной кампании и собственноручно написал об этом заявление. После пояснений о том, что готов к сотрудничеству с главой региона, господин Аршинов как воды в рот набрал, что сильно подрывает аргументы Льва Шлосберга. Только «Яблоко» немного оправилось от этого удара, как случилась новая беда пострашнее первой.
Здесь важно то, что сегодняшнее решение суда нельзя рассматривать в вакууме. Снятие Геннадия Колесника влечет за собой поистине трагические последствия для регионального «Яблока». Обратите внимание: решение суда основано на том, что были допущены процессуальные нарушения при выдвижении Геннадия Колесника. Другими словами, его выдвинул не тот руководящий партийный орган. Но ровно также были выдвинуты и остальные четыре кандидата от «Яблока» (всего партия выдвинула кандидатов на выборах глав в пяти районах) на районные выборы! Понимаете, о чем речь?
Сложившаяся ситуация такова, что решением суда процедура выдвижения «яблочников» фактически признана незаконной. В случае поступления исков против оставшихся четверых кандидатов, районные суды просто вынуждены будут принять решение по аналогии с сегодняшним вердиктом областного суда. Да, Россия формально не является страной прецедентного права. Но решение вышестоящих судов являются для нижестоящих обязательными к исполнению. Думаю, мало кто сомневается, что соответствующие иски не заставят себя ждать…
Что все это означает? По сути, мы имеем ситуацию, когда политическому классу продемонстрировали, что время «заигрывания» с оппозицией закончилось, для тех, кто идет против системы, двери будут закрыты, политический ландшафт будет полностью зачищен. И это началось не сегодня.
В прошлом году региональная администрация пропустила два весьма чувствительных удара от оппозиции, проиграв (притом с треском) выборы в Плюсском и Гдовском районах. С учетом полной импотенции «Яблока» на федеральном уровне, начали говорить о «псковской яблочной аномалии». Псковское отделение, надо полагать, планировало развить успех. Однако теперь эта иллзия развеяна и всем показано, что будет с теми кто «плюет против ветра».
На общем оппозиционном фоне, где ЛДПР и КПРФ готовы к более-менее активному сосуществованию с властью, выпады Льва Шлосберга выглядели все более радикальными. А после его последних заявлений и, особенно, эфира, опубликованного на персональном ютьюб канале Шлосберг Live, в котором он фактически обвинил действующую власть в бандитизме и пообещал адекватное воздаяние виновным, полагаю, все мосты были сожжены. Лев Шлосберг перешел границы. Власть решила показать, что так вести себя нельзя. И выписать ему «черную метку».
Немного удивляет тот факт, что Лев Маркович, грубо говоря, наступил второй раз на одни и те же грабли. Сегодня «Яблоко» перестало участвовать в выборах по причине допущенных формальных процессуальных нарушений. Ничего не напоминает? Мне лично отчетливо напоминает 24 сентября 2015 года. Лев Шлосберг в тот день был досрочно лишен депутатского мандата. Точно также – по формальным процессуальным основаниям. Потом были суды, подтвердившие юридическую правильность решения депутатов областного Собрания депутатов. Сегодня, по сути, история повторилась на новом витке спирали. Не желаешь договариваться – будь готов к тому, что тебя власть будет ловить на всем…
Что мы имеем в сухом остатке? Прежде всего, следует сказать, что сегодняшнее решение областного суда – совершенно законно и основано на федеральном избирательном праве. Здесь не следует искать предвзятость и ангажированность суда. Решение принято по формальным основаниям, но это совершенно нормальная судебная практика. Не стоит здесь искать «черную кошку».
Значение имеет другое. В суде совершенно верно было отмечено: подобные нарушения (выдвижение кандидатов не от партийной конференции, а от бюро или регионального совета) имели место и в прежние годы. Но на них не обращали внимание. Почему? Какая, в общем, теперь разница? В суд никто не обращался, а на нюансы нашего динамичного избирательного законодательства иногда даже нужно закрывать глаза. Бывает, по воле высших сил, эти глаза в нужный момент приоткрываются.
Полагаю, прежняя областная администрация, несмотря на перманентную перепалку с Львом Шлосбергом, всегда воспринимала его важным элементом псковского политического декора. Его периодически слегка прессовали, но, думаю, не было и в мыслях «тотальной зачистки».
Сегодня политический блок администрации занимает принципиально иную позицию. Диалог, похоже, готовы выстраивать со всеми политическими силами, которые являются договороспособными. Оппозиция в этой парадигме может получить достаточно комфортный режим существования. Ей даже помогут в мелочах, таких как преодоление муниципального фильтра, например. Наверно, еще в чем-то. Но важно понимать: взаимодействие и выживание для псковской оппозиции сегодня – слова-синонимы.
Это стало понятно уже после отмены праймериз ЕР в Псковском районе, кандидатов, которые вели себя «неправильно», сбросили с парохода современности... Так же будет с «яблочниками» и всеми кто не захочет договариваться.
Примечательно, кстати, что «среднестатистический» кандидат от «Яблока» на любых выборах – это не член партии «Яблоко». Почти все они примыкали к партии на разных этапах карьеры, руководствуясь конъюнктурой, личной выгодой или под давлением обстоятельств. Одни не пришлись ко двору в других партиях, другие – поверили в звезду Льва Шлосберга, которая должна была им помочь победить на выборах. Так вот этот месседж имеет к ним столь же прямое отношение. Выписанная партии «черная метка» распространяется на всех, кто с ней соприкасается…
Вот такая история, дамы и господа. Сегодня утром время неуловимо изменилось. Уже несколько часов мы живем в новой политической реальности. Как она себя проявит в деле – узнаем уже в самое ближайшее время…
Константин Калиниченко