Всё происходящее в последнее дни имеет определенный привкус чего-то иррационального. «В гостях у Кафки», - как любила говаривать одна моя коллега. Что же, теперь, когда прошли первые эмоции по поводу пенсионной реформы, повышения НДС, обещаемых карательных санкций для самозанятых и прочих непопулярных мер, стоит спокойно поразмыслить, что же такое творится в стране и какого страшного гостя мы ждем.
Версия 1. Демографическая
Скандируемый официальной пропагандой тезис про большое количество пенсионеров и маленькое количество рабочих, не выдерживает никакой критики. По одной единственной причине – существует такое понятие, как рост производительности труда. Речь идет не о том, чтобы путем бодрых речовок убедить работника хватать больше и кидать дальше, а о непрерывном развитии технологий в России и мире. Если сотню лет назад десяток условных аграриев при помощи условного трактора «Фордзон-путиловец» могли накормить сотню горожан, то теперь, с применением современных сельскохозяйственных машин, удобрений, элитных семян и компьютерного контроля та же бригада выращивает зерно на десятки тысяч жителей.
Когда московский мэр Собянин говорил, что на селе живет избыточное население в 35 миллионов человек, он просто неуклюжим казенным языком пытался донести мысль о том, что при нынешних технологиях такого количества персонала в аграрном секторе не требуется. Мэр забыл добавить, что и население мегаполисов не менее избыточно и испытывает такие же проблемы, чтобы найти работу.
На нас широким шагом наступает роботизация. Там, где кипела работа в цеху на сотню человек, стоит автоматическая линия, которая выпускает тот же объем продукции и требует 2-3 оператора для обслуживания. Посмотрите хотя бы на технопарк «Моглино», где открываются вполне современные и высокотехнологичные производства. Проблему с занятостью псковичей они решить не способны, поскольку сейчас промышленность не требует большого штата рабочих.
Далее, на наших глазах платежные терминалы и магазины самообслуживания уничтожают профессию продавца, а интеллектуальные системы видеонаблюдения – профессию охранника. А ведь в том и другом секторе занято огромное количество жителей России. Тут впору думать, чем занять людей, которых в принципе не может «переварить» рынок труда, снижать пенсионный возраст, переходить на четырехдневку. Так что когда кто-то говорит, что пенсионную систему нужно менять, потому что стало слишком много пенсионеров на одного работника, дальше можно не слушать. С такими экономистами у нас до сих пор был бы 12-часовой рабочий день, один выходной в неделю и детский труд на рудниках.
Версия 2. Паникерская
Пойдем дальше. Критики твердят о том, что решение было вызвано плачевным состоянием «разорванной в клочья» российской экономики. Дескать, санкции работают, все стабилизационные фонды давно проедены, а «антинародный режим» оттягивает свой конец.
Однако с помощью контрсанкций удалось неплохо прокачать тот самый аграрный сектор, о котором мы говорили, блестящие успехи делает оборонка, заключая один за другим экспортные контракты, да и пресловутые нефтяные котировки растут, как на дрожжах. Если кто помнит, наш текущий бюджет верстался из расчета 40 долларов за баррель, а с начала года цена уверенно держалась на уровне 70-80. И это даже не принимая во внимание такие успешные и перспективные проекты, как Северный морской путь, плавучие АЭС, освоение Арктики.
Это колоссальные дополнительные доходы, которые так и не удалось распихать по фондам, депозитам и прочим заначкам. Вот, кстати, и бюджет у нас впервые за много лет пришлось верстать с профицитом. Совсем не похоже на разорванную в клочья бензоколонку, о которой говорят либеральные СМИ.
Поэтому только очень неумный или ангажированный человек может отрицать очевидное – российская экономика и промышленность успешно развивается. И если даже в острые кризисные 2008 и 2014 годы удавалось решать все государственные задачи без таких радикальных мер, то теперь в них и вовсе нет реальной необходимости. Поэтому объяснить непопулярные меры дырявым бюджетом тоже не получается.
Версия 3. Прорывная
Как-то не слишком убедительно звучат и мантры про необходимость прорыва и выполнение майских указов. Кто читал эти указы внимательно, мог обратить внимание, что никакой особой конкретики там нет, кроме, конечно, благих пожеланий о том, чтобы жизнь простых людей стала лучше и жили они долго и счастливо. Из практических целей можно отметить разве что Сахалинский мост, строительство сети онкоцентров и масштабную программу дорожного строительства. Да, это дорогостоящие проекты, однако, их можно спокойно реализовать и с нынешним профицитным бюджетом, не занимаясь штурмовщиной.
Версия 4. Шахматная
Иногда можно услышать еще одну экзотическую версию, о том, что на наших глазах разворачивается очередная политическая многоходовка «сами знаете кого». Дескать, вот сейчас либеральное правительство проявит себя во всей красе, народ возмутится, а потом под давлением общественного мнения на верхах пройдут радикальные перестановки. После чего все непопулярные меры будут заменены популярными, президентские рейтинги снова взлетят на недосягаемую высоту, наступит мир и в человецех благоволение.
С учетом причуд нашей внутриполитической жизни теория имеет право на существование. Но как-то больно уж энергично добрая машина пропаганды принялась убеждать жителей страны в том, что им нужно гнуть горб до 63-65. Свое одобрямс уже высказали практически все провластные медиаперсоны.
Одно дело, когда царь устраивает «подставу» нашкодившим боярам, но совсем другое – когда аналогичное оперативное мероприятие проводят, чтобы скомпрометировать всю свою с таким трудом выращенную и взлелеянную многомиллионную агитбригаду. Так что, от предположения об очередной многоходовке тоже придется отказаться. Больно уж серьезные силы брошены на обработку общественного мнения.
Что же, давайте подводить итоги. В стране, которая буквально захлебывается от денег, с успешно отстроенной экономикой и вышколенной вертикалью власти неожиданно принимается целая охапка решений, буквально выжимающих деньги из населения при одновременном сокращении всех расходов.
И ладно бы кошмарили только малых сих – ничего личного, капитализм. Но бизнес, крупный бизнес тоже трясут, как ту яблоньку по осени. Спросите у православных банкиров братьев Ананьевых, бывших счастливых владельцев ПСБ или создателя сети «Магнит» Сергея Галицкого – они подтвердят.
1. Запущена масштабная программа внутренних заимствований. Причем, проценты по облигациям ФНЗ выше, чем по обычным гособлигациям.
2. Бюджет был сверстан из расчета 40 долларов за баррель, а весь год цена была на уровне 70-80. Это колоссальные деньги.
3. Сокращены до минимума все социальные программы.
4. Будут резко уменьшены расходы на выплату пенсий с перспективой полного демонтажа пенсионной системы.
5. Повышают главный налог – НДС, который заложен в цену каждого товара.
6. Государство впервые с 90-х не только прекратило платить дань США, но и ударными темпами распродает американские облигации.
7. Идет ползучая национализация капиталов. Из 11 системообразующих банков 6 уже перешли под полный госконтроль. Помощь олигархам, за которую так ругают правительство – это на самом деле помощь отраслям, с фактическим изъятием бизнеса в пользу казны. Об этом я уже подробно писал в своих предыдущих публикациях и отсылаю всех интересующихся к ним.
8. Наращивается государственный золотой запас.
Не цепочка сравнительно мелких локальных конфликтов, таких, как на Донбассе или в Сирии, а именно серьезная глобальная война с серьезным противником. Война, которая будет вестись на измор и потребует предельной концентрации всех ресурсов страны. Если это так, то сейчас мы являемся современниками процессов, аналогичных сталинской предвоенной индустриализации, которые привели к замечательным результатам, однако, ценой страшного напряжения сил.
Конечно, нужно учитывать и историческую перспективу. Вряд ли противостояние будет проходить по сценарию атомного апокалипсиса. Куда вероятнее, что Россия окажется активным участником войны экономической, в которую уже сегодня активно включились сверхдержавы, азартно вводящие друг против друга санкции и заградительные пошлины. Очередной глобальный кризис может быть таким, что наши лихие 90-е или американская великая депрессия покажутся сказкой.
По-видимому, власти РФ, располагая куда большим объемом информации, чем каждый из нас, ждут чего-то совсем нехорошего. Когда оно придет – после мирового чемпионата? В августе, традиционно страшном месяце для страны? Или куда позднее, под новый год? Иначе трудно объяснить лихорадочные и попытки на ровном месте собрать огромную заначку, когда никакой острой необходимости в ней, в общем-то, нет.
Что же делать каждому из нас, если учесть, что всё вышесказанное может оказаться правдой? Конечно, стратегию выживания придется формировать самостоятельно. Однако, очевидно, что при подобных потрясениях резко снизится стоимость различных виртуальных активов, ценных бумаг, денег в привычном нам виде. В равной мере рискованным становится хранить накопления и в рублях, и в валюте. Куда полезнее окажутся реальные активы, такие, как недвижимость, спецтехника, средства производства. Очень пригодятся полезные связи и контакты, особенно в силовых и административных структурах. Бюджетникам и сотрудникам крупных корпораций будет сравнительно легче, чем частному бизнесу, который окажется самым слабым звеном. Также неплохо заранее подумать о средствах самообороны, поскольку любой кризис будет сопровождаться ростом криминогенной обстановки.
Остается добавить, что высказанное предположение является личным мнением автора, который очень был бы рад на этот раз ошибиться. Возможно вы, уважаемые читатели, сможете сложить из тех же представленных фрагментов свою картину происходящего.
Илья Петров