В этом году исполняется 100 лет подвигу Владимира Ильича Ленина. В слове «подвиг» нет ни малейшей иронии и никакого преувеличения. По той простой причине, что если бы не Ленин и большевики, то Россия перестала бы существовать как политический субъект еще в начале прошлого века. И не было бы ни красного флага над Рейхстагом, ни Гагарина на орбите, ни ракетно-ядерного комплекса, ни электрификации всей страны, ни Магнитки и Уралмаша. А была бы кучка грызущихся между собой бантустанов, возглавляемых опереточными президентами, царьками и князьками. С сомнительным уровнем жизни, постоянными межнациональными склоками и полным контролем со стороны международных компаний.
Парадокс, но в Гражданскую войну оба основных участника, фактически, воевали за вещи прямо противоположные тем, которые декларировали на словах. «Красные» с их мировой революцией и объединением пролетариев всех стран собирали по кускам разваливающуюся империю. «Белые», сражавшиеся за Святую Русь, оказались обыкновенными сепаратистами, надеющимися при помощи интервентов отхватить себе кусочек территории. В пику официальному правительству появлялись какие-то сибирские и кубанские республики, Казакия и Идель-Урал. Во главе их номинально стояли колчаки, деникины, врангели, юденичи и прочие исторические лузеры, на отмывание от грязи которых сегодня тратится столько бюджетных денег. Отечественная элита вступила на проторенную дорожку национального предательства, предпочтя строительству нового мира роль гауляйтеров на оккупированных территориях. Потом их кровные и духовные последыши придут в Россию еще раз, вместе с гитлеровскими войсками. С той же повесткой дня и точно так же снова получат по зубам.
Понять настоящую историческую роль Ленина и октябрьских событий нам мешает не столько четверть века оголтелой антисоветской пропаганды, сколько примитивная мифология позднего СССР. Почему-то из Ильича было принято лепить в первую очередь пламенного революционера, едва ли не лично свергавшего монархию, и при этом практически полностью игнорировать его роль в созидании новой государственности.
Пожалуй, лучше всего можно оценить происходившее через историческую аналогию. Представьте себе Россию образца 2000 года, только вооруженные конфликты идут не в одной Чечне, а во всех регионах одновременно. Западные «партнеры», уже не смущаясь, вводят оккупационные войска на приграничные территории. Ядерного оружия, чтобы их сдерживать нет – еще не изобрели и не построили. Флота тоже нет – недавно немножко неудачно повоевали с Японией. Да и армии, как таковой нет – войска разбежались, у солдат не осталось никакого желания надевать противогазы и лезть под пулеметы ради выхода к непонятным проливам.
Основные отрасли промышленности находятся в зачаточном состоянии, да и то большей частью принадлежат западным компаниям. Война сожрала все деньги, а надо еще отдавать кредиты странам Антанты. В стране инфляция, голод, эпидемии, разгул преступности. Представители прежней идеологии призывают саботировать все решения центральной власти. Да, 90% населения безграмотны и специалистов взять неоткуда…
Вот, примерно в таком состоянии Ленину и большевикам досталась страна после батюшки-царя, временного правительства и кучки тогдашних олигархов. В итоге за примерно полтора десятка лет удалось сделать следующее.
Первое и самое главное – предложить новую политическую идею, перспективную и приемлемую для большинства народов, населяющих территорию бывшей Империи. Ту концепцию, на основе которой можно было строить новое государство с чистого листа, потому что «соборность, самодержавие и духовность» на такую идею уже не тянули и соблазнить никого не могли. А дальше по пунктам.
Создали Красную Армию.
Прекратили гражданскую войну.
Загнали «партнеров» по нужную сторону границы.
Покончили с бандитизмом.
Спасли население от голода и угрозы замерзнуть зимой.
Наладили товарооборот между городом и деревней, остановили инфляцию.
Запустили основные производства.
В первом приближении покончили с олигархами, банкирами и коррупционерами.
Спасли и вывели в люди полчища беспризорников.
Наладили систему образования и здравоохранения.
Сделали переворот в культуре, создав целое направление соцреализма.
Разработали и запустили программу электрификации.
Внедрили систему Госплана и национальной технической стандартизации.
Впрочем, если бы подвиг Ленина ограничился только спасением России, как единого государства, то он остался бы в истории «всего лишь» одним из выдающихся российских политических деятелей. Но не стоит забывать и о планетарном значении Октябрьской революции. Она оказалась тем днем, когда сменились эпохи. Вдруг оказалось, что пресловутого «конца времен», о котором так любят говорить поборники рынка, нет. Что жизнь продолжается. Что теоретические выкладки бородатых социалистов конца XIX века не просто абстрактные мечты, а вполне работоспособная система. Что не обязательно существование человека должно быть мучительной и одинокой борьбой за выживание.
Сегодня только поверхностный или явно ангажированный человек будет говорить о неэффективности социалистической экономики. История XX века показала, что серьезных долгосрочных успехов ни одному государству невозможно добиться без социальных программ и жесткого централизованного регулирования. И что план уверенно пригибает к столу «невидимую руку рынка». Не будем перечислять хорошо известные научно-технические и промышленные достижения СССР. Достаточно вспомнить, что наши основные конкуренты на Западе смогли реализовать свои крупнейшие проекты – космический, ядерный и электронный только силами государства, а не частных корпораций. Американские IT-компании, которыми они так гордятся, выросли из оборонки. Сегодня Илон Маск, икона современных техногиков, по сути дела является пиар-менеджером американской госкорпорации, которая живет за счет госзаказа и переданных в управление государственных активов.
Впрочем, что мы всё про американцев? Мощнейшая экономика мира создана и работает под заботливым контролем 90-миллионной Коммунистической партии Китая. А крошечная КНДР в одиночку успешно противостоит всему до зубов вооруженному блоку НАТО. Социализм в перспективе постепенно вытесняет капитализм не из-за козней иудобольшевиков или рептилоидов, а в силу элементарных законов экономики. Он выгоднее. Издержки производства госпредприятия оплачиваются по государственным ценам, частного – по коммерческим.
Понимают это и наши прагматичные власти. Понимают и молчаливо сворачивают рыночный эксперимент. Укрупняют банки, понемногу национализируют частные предприятия, закрывают малый и средний бизнес, инкорпорируют послушных олигархов в правительственные структуры и ломают через колено олигархов непослушных. Дикий капитализм 90-х сменяется относительно цивилизованным госкапитализмом. Дальше – посмотрим. Постепенно меняется и идеологическое оформление. На наших глазах началось признание исторических заслуг Сталина. Несомненно, что со временем и Ленин займет свое почетное место в пантеоне российских государственных деятелей, а позорная фанерка, которой сейчас закрывают на праздники Мавзолей, запомнится как еще одно недоразумение переходного периода.
На фоне наших энергичных буржуев, которые давно внимательно проштудировали классиков марксизма-ленинизма и взяли оттуда все, что им может пригодиться для дела, российский рабочий класс смотрится откровенно кисло. Разобщенный, аполитичный, не созревший до осознания своих интересов. Концы с концами свести пока удается, умирающих от голода на улице не видно, так что вопросы политических преобразований никого не интересуют. И это вполне закономерно.
Не имея общественного запроса, год от года хиреют и левые силы. Одни проедают скудные остатки политического капитала, другие проводят время в ожесточенных сетевых дискуссиях, доказывая друг другу, кто лучше знает «Капитал» Маркса. К сожалению, не видно и ярких коммунистических лидеров, уровня Путина, Навального или, хотя бы, Жириновского.
Поэтому на вопрос «можем ли повторить?» ответ простой. Не можем. Некому и незачем. Коммунистам в юбилей революции вообще не стоит думать о революции. А стоит читать теорию, копить силы, объединяться друг с другом, браться за небольшие полезные дела, которые могли бы привлечь к движению всех тех, кто пока не интересуется политикой. Потому что задача у коммунистов на самом деле очень важная – хранить идеи Ленина. Ведь вполне может оказаться так, что эти идеи станут единственным, что сможет спасти страну от гибели в лихую годину. Как это уже произошло сто лет назад.
Илья Петров