У нас тут такое дело. Начальство хочет показать корпорации Alphabet Inc (в простонародье Google), где раки зимуют. Российские СМИ пишут, что правительство может внести в законодательство поправки, которые позволят замедлять доступ к сайтам компаний, нарушивших российские законы. Дескать, многие иностранные компании не выполняют решения российских судов и госорганов, аргументируя это тем, что подчиняются законам стран, где зарегистрированы.
Официальных комментариев пока не было. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, как водится, ничего не знает. Но он и про паспорта самопровозглашенной республики ничего не знал до последнего дня. До Госдумы проект еще не доходил, если верить представителю комитета по информационной политике. Остальные чиновники если и знают, то помалкивают.
Речь, понятно, идет не о блокировке корпоративных сайтов или интернет-магазинов, а о западных IT-гигантах. Первым в списке идет как раз таки поисковая система Гугл, с которой российский ФАС судится еще с 2015 года. Предыстория вопроса такова. В 2015 году условно-российский «Яндекс» (на самом деле головная контора Yandex N.V зарегистрирована в Нидерландах) накатал жалобу на своих глобальных конкурентов. Мол, чего это Гугл ставит по умолчанию свой поисковый софт на свою же операционную систему. Непорядок.
Российское ведомство к жалобе условно-российской компании прислушалось и обязало Гугл до 18 декабря 2015 года устранить нарушения, к которым отнесли, в том числе, обязательную предустановку на мобильные устройства вместе с Google Play ряда других приложений компании, а также запрет на предустановку приложений иных компаний.
В штаб-квартире Гугл, почитав про это, полагаю, весело посмеялись, выкинули грозную бумагу в мусорную корзину, и пошли дальше пить кофе да разрабатывать очки виртуальной реальности. Такого пофигизма российские антимонополисты не стерпели и вкатили надменным америкосам штраф аж в 438 миллионов рублей. В Гугл посчитали, что это примерно 9% от всего оборота компании на рынке РФ. Неизвестно, смеялись там на сей раз или нет, но платить уж точно ничего не собирались. Тем временем ФАС накинул непокорному Гуглу еще 1 миллион рублей штрафа. С тем же успехом.
Видимо, свежих идей по дальнейшему принуждению софтверного гиганта к миру не появилось и ситуацию решили разрулить в типичном для нынешнего руководства стиле. То бишь, заблокировать этот обнаглевший Гугл ко всем чертям! Итак, получается, что государство решило помочь одной поисковой системе и слегка «тормознуть» другую. И, неожиданно обнаружив, что «нет никаких методов против Кости Сапрыкина», даже готово провести специальный закончик.
И вот здесь хочется сделать паузу и сказать пару слов с точки зрения рядового псковского пользователя. Когда я ввожу в том же проклятом буржуазном Гугле запрос, к примеру «антенна Kathrein» мне в результатах поиска выдают каталоги продукции фирмы «Kathrein», либо проекты, в которых эта продукция была использована. А когда я делаю тот же запрос в правильном «российском» Яндексе, мне могут вывалить всё, что угодно, включая сиськи, задницы, рекламу проституток, дамское белье, чернуху, ворох мемасиков, нарисованных тупой школотой и прочие совершенно «необходимые» вещи. Особенно «радует» функция поиска изображений. Я уж не знаю, как нужно сформулировать запрос, чтобы отечественный поисковик не завалил в ответ тонной порнухи, полагая, что мне необходимо именно это.
Идем далее. Кого-то возмущает, что Гугл ставит свою поисковую систему на свою же операционку. А как насчет методов, с помощью которых «российские» компании пытались привить любовь к собственному софту? Да-да, я именно про Яндекс.Бар, Спутник Mail.ru, Guard, Амиго, MailUpdater и прочие приятные вещи, которые распространяются по схеме компьютерных вирусов. Не снял едва заметную галочку с архива – и вот уже десктоп заполонили иконки абсолютно не нужных тебе приложений, а в интернет полезла куча сомнительных программ, главная задача которых – заваливать тебя тоннами спама. При этом софт от Яндекса и Мail изначально устроен так, что удалить его можно только после длительных шаманских танцев с бубнами. Программы эти прописываются и в память, и в реестр, и на жесткий диск, и в куки браузера. Стандартная статья на тему «удаляем вирусный софт от Яндекса» занимает добрых пару страниц текста и содержит весьма нетривиальные технические подробности.
Идем далее. Возьмем пользователя не простого, а так или иначе связанного с IT-сферой. Не секрет, что наша страна пока не является лидером в разработке компьютерного софта. Многие сервисы, которыми пользуются разработчики, работают онлайн и, увы, серверы находятся не на территории нашей страны. Например, для верстки сайта потребуется Adobe assets, для внедрения шрифтов на сайт – Google Fonts, для оперативной справки по продуктам Микрософт – ресурс Msdn. Блокировка этих и подобных сайтов, конечно, не поставит крест на российской IT-индустрии, но крови специалистам попортит изрядно.
Тем более, что прецеденты уже были. В конце 2014 года Роскомнадзор внес в «черный список» GitHub - самый крупный веб-сервис для хостинга IT-проектов и их совместной разработки. Проще говоря, это ресурс, с помощью которой программисты могут в удобной форме работать над общим проектом, обмениваясь частями кода. Точнее могли, до тех пор, пока кто-то из глазастых российских чиновников не нашел на ресурсе страничку со способами суицида. Сайт заблокировали, был скандал. Программисты начали огрызаться, и дошло даже до хакерских атак на сайт реестров Роскомнадзора и на ресурсы провайдера «Ростелеком». По крайней мере, об этом говорил замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов. В дальнейшем решение было отменено, но периодически находятся не в меру ретивые представители власти. Например, в июне 2016 года сайт чем-то не угодил Октябрьскому районному суду города Ставрополя, из-за чего опять началась катавасия с доступом.
Теперь вот, к энергичным сельским прокурорам и мечтающим о своей минуте славы районным судьям подключатся и другие чиновники. Запахло очередными контрсанкциями, если угодно. Эффект мы уже видели. Вместо обещанного продовольственного изобилия, после запрета иностранной сельхозпродукции, мы получили безудержный рост цен и засилье на прилавках отвратительных суррогатов из сои и пальмового масла. И ладно бы лоббировались интересы действительно российской компании. Пока мы видим, что ребята из Нидерландов руками наших чиновников хотят перекрыть ребятам из Америки доступ к российской целевой аудитории.
Может, стоит не писать кляузы и лоббировать законы против конкурентов, а начинать самим нормально работать? Почистить собственный поиск от спама и адалта. Разработать браузер, с которым будут пользоваться, потому что он быстрый и удобный, а не потому что не знают, как от него избавиться.
Собираются ли отечественные софтверные компании идти по такому же пути? Во всяком случае, примеров качественного отечественного софта полно – например, программа для распознавания текста FineReader, САПР Компас, программы для конструкторских расчетов SCAD и Lira, поисковик Нигма, линейка программ для бизнеса 1С. Даже веб-сервер nginx, на котором сегодня работают около 70 миллионов сайтов во всем мире, имеет российские корни.
В общем, можем, если захотим. А вот что действительно пойдет во вред и российскому пользователю и разработчику – так это новые запреты, рогатки и попытки оградиться административным ресурсом от технологического развития.
Илья Петров