Россиян снова приглашают переживать за отечественный бизнес. На сей раз – государственный. На сей раз – нефтегазовый. Беда пришла откуда не ждали – «коварные злодеи» снова вонзили кинжал в спину. Отечественные информационные агентства с утра пораньше огорошили страшной новостью о том, что турецкие власти фактически национализировали доли российской компании и Газпромбанка в Акфел Холдинг (Akfel Holding).
Первоисточником послужил «КоммерсантЪ», в дальнейшем новость быстро расползлась по официальным и оппозиционным СМИ. Сообщается, что 2 декабря турецкие власти сменили совет директоров Акфел Холдинг, введя в него представителей Фонда страхования вкладов (TMSF) и консультантов. Это произошло в рамках исполнения чрезвычайного декрета N674, который Анкара приняла после июльской попытки госпереворота. Источники, близкие к акционерам Акфел, рассказали, что TMSF неформально сообщил, что «выполняет функции акционеров».
В переводе на русский эта белиберда из биржевых листков означает, что у Газпрома отжали один из его многочисленных заграничных активов. Как буквально сказал журналистам один из представителей топ-менеджмента корпорации: «У нас просто забрали самого эффективного и прибыльного продавца российского газа в Турции».
Тут даже не знаешь, как сразу реагировать. То ли порадоваться за могущество нашей возрастающей имперской мощи, которая, оказывается, уже позволяет себе экономическую экспансию за границей и скупку иностранных предприятий. То ли испытывать очередной приступ благородного негодования по отношению к вероломным союзникам. Патриотически настроенные блогеры пока помалкивают в ожидании четких инструкций. Роспотребнадзор застыл над только-только пробившимися на российский рынок помидорами, не зная, показать ли кулак с большим пальцем вверх или вниз.
С потомками янычар весь этот год вообще ничего не понятно. То у нас рисуют бодрые картинки с подписью «Лучше газ поедет к туркам, чем к продавшимся придуркам». То на повестке дня удар в спину, и газопровод резко разворачивают: «Лучше газ поедет к гею, чем к коварному злодею». То вдруг злодей под влиянием нашей мудрой внешней политики перевоспитался и все-таки газ поедет к нему. Теперь, судя по всему, отношения снова обостряются. По крайней мере, убийство российского посла и принудительное изъятие российских активов – уж точно такие события, на которые придется отвечать.
Убийство российского посла Андрея Карлова в Турции. 19 декабря
Если блогеры и СМИ от такой стремительно меняющейся политики испытывают лишь легкое головокружение, без труда успевая вовремя переобуваться в воздухе, то технарям хуже. Говорить о какой-то долгосрочной инвестиционной политике при этом просто не приходится, особенно, когда речь идет о вложениях на уровне Турецкого потока или АЭС Аккую, которые рассчитаны на несколько десятилетий.
Но оставим внешнюю политику уважаемым диванным экспертам и профессиональным дипломатам. Гораздо интереснее другой вопрос: а что, собственно, наша государственная газовая компания делает в Турции? Ответ – делает деньги – в данном случае не катит. Речь-то идет не о какой-то частной лавочке, хозяева которой ради длинного доллара маму родную продадут и не поморщатся, а о «национальном достоянии», главным акционером которого является государство российское, со своими социальными обязательствами.
Между тем не секрет, что газпромовские денежки вложены по всему миру - в разработку венесуэльского месторождения Бланкия Эсте и Тортуга. В некий «блок №26» в Бенгальском заливе, в месторождение «Эл Ассел» в Алжире, в проект «Рафаль Урданета» в той же Венесуэле. Еще периодически всплывают новости о том, как «наши» то покупают, то продают доли в литовских «Литувос Дуёс» (Lietuvos dujos) и «Амбер Грид» (Amber Grid), эстонской «Эсти Газ» (Eesti Gaas), финской «Гасум Оу» Gasum Oу, немецкой «Фербунднетцгаз» (Verbundnetz Gas). В 2014 году дочерняя компания газового гиганта «Газпром Германия» только из-за охлаждения политических отношений приостановила проект по строительству хранилища подземного газа в Великобритании.
И ладно бы речь шла только о профильных активах. При этом газпромовцы помогают поддерживать трусы футболистам из заграничных клубов. Тут вам и немецкий «Шальке», и сербская «Црвена Звезда», и даже «Челси» в подмогу господину Абрамовичу. Кстати, пару лет назад были вполне серьезные предпосылки к тому, чтобы российский газовый концерн стал титульным спонсором опять-таки турецкого клуба «Антальяспор». Мол, как здорово будет российским туристам в солнечной Анталье прийти на стадион и увидеть родные логотипы на форме местных спортсменов!
Газпром: "Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена"
Обзоры заграничной экономической экспансии как-то очень грустно смотрятся на фоне российских реалий. Например, в Псковской области разговоры о газификации, которая не столь давно была темой номер один на страницах всех СМИ, вообще сошли на нет.
В многострадальном региональном бюджете на 2017 год, который сейчас оживленно обсуждают власти и оппозиция, газификация упоминается всего один раз на уровне общей фразы: «энергосбережение и повышение энергетической эффективности, развитие энергетики, газификации и жилищно-коммунального комплекса, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению являются одним из важнейших направлений социально-экономического развития Псковской области». А вот конкретных цифр на газоснабжение в документе так и не удалось найти.
Зато в соответствующей госпрограмме «Энергоэффективность и энергосбережение на 2014-2020 годы» поставлена задача: увеличение доли вырабатываемой теплоэнергии на котельных, работающих на местных видах топлива (за исключением дров) в структуре вырабатываемой теплоэнергии до 9%. К кому там поехал газ на сей раз?
На фоне таких экономических решений как-то не хочется переживать за бизнес-провалы отечественных госкорпораций. Оно, конечно, понятно, что стране нужна валюта, бюджет наполняет не нищая Псковская область, а богатый Газпром, который может себе позволить диктовать свои правила игры. Но осадочек от таких бизнес-реалий остается.
Несколько лет назад нас точно так же приглашали переживать за несчастных россиян, потерявших часть вкладов в кипрском оффшоре. Потом премьер Дмитрий Медведев и вовсе проговорился, что на родине пенорожденной Афродиты были еще и банковские счета российских государственных организаций. Тогда как-то особо войти в бедственное положение оффшорной аристократии не получалось. Как сегодня не получается сочувствовать российским госкорпорациям, решившим эффективно вкладывать денежки за пределами России и неожиданно их лишившимся.
И что характерно. Когда сделки завершаются успешно и бабло течет в карманы совладельцев и топ-менеджеров, это преподносят как пример эффективной экономической политики. Вот, мол, мы какие молодцы в Роснефти – купили кусок ТНК-ВР! Или какие молодцы в «Росатоме» – купили «Ураниум Уан» (Uranium One) с рудниками в США! А вот когда потом вдруг оказывается, что у отечественного бизнеса что-то банально отобрали, начинаются сопли, слезы и призывы постоять за «Русский МирЪ». Ах, какие злые эти акционеры Юкоса (любавичские хасиды, бандеровцы, фирма «Нога» - нужное подчеркнуть) покушаются на священное право собственности. Спасайте, братцы!
С какой, собственно, стати? Вы вывозите деньги из страны, создаете рабочие места в других государствах, поднимаете их экономику. Вам так выгоднее – допустим. Но тогда, будьте любезны, несите сами все риски за свои решения. Не надо требовать, чтобы безопасность ваших иностранных газпороводов и рудников обеспечивали российские налогоплательщики своими деньгами, и русские солдаты своей кровью. Инвестируйте дома, год за годом, в проект за проектом. Глядишь, тогда и тут будет жизнь не хуже, чем в эмиратах. Да и газопровод не надо будет каждые полгода разворачивать.
Илья Петров