«А козел-то тот, с дырочками, там, что ли, остался?»

25.04.2013 11:39|ПсковКомментариев: 9

Если с плохими произведениями, в общем-то, сразу понятно, что делать, то с хорошими всё далеко не так очевидно. Иногда трудно сказать, сделана ли вещь на злобу дня или на века. Должно пройти время, чтобы резко поменялись условия, поменялась действительность, которая для обычного зрителя – то же, что солнце, бьющее в глаза, и мешающее рассмотреть детали. Только тогда становится понятно, имел ли автор в виду своего современника или того живущего в каждом из нас человека, что не меняется, ни сидя в пещере, ни сидя вконтакте.

Вот, Данте, например, создал вполне недурной для своих дней политический памфлет, где подробно расписал кого из своих противников на какую сковородку надо положить и за какое место подвесить. Ан, прошли века, и оказалось – величественное  драматичное произведение о мытарствах души человеческой.

Не так ли и в кинематографе? Георгий Данелия снял, как это некогда принято было говорить, «культовую вещь». Но всё же, сага о чатланах и пацаках из галактики Кин-дза-дза воспринималась на момент своего выхода не иначе как пародия на ветшающий СССР. Тут вам и привилегии номенклатуры, и ржавые гайки, и высохший Арал… Прошло время, и вот мы узнали, что такое настоящая разруха и что такое настоящее социальное неравенство. Картина как была, так и осталась злободневной. Как с возрастом только улучшается вкус вина, так и сатира Данелия становится всё злее и актуальнее – должно быть потому так редко и показывают фильм по центральному телевидению (как, кстати сказать, и другое, чем-то неуловимо похожее по внутреннему духу произведение – «Убить дракона» Евгения Шварца).

И дело даже не в том, что мы с каждым днём всё больше напоминаем кучку дикарей, доживающих свой век на обломках великой цивилизации. Это пройдёт. Дело в вечных «ценностях». Оказалось, что в каждой эпохе есть свой всенародно любимый ПэЖэ, есть люди, готовые проползти на карачках половину галактики за горсть чатлов, есть те, кто получает удовольствие от пения, только когда поющий ползает на коленях. Да и правительство, как было, так и осталось, на другой планете. А пацакам всё так же предлагают надеть намордники и радоваться…

К тому же некоторые образы получились до жути отчётливо, словно из теленовостей. Вот уродец-олигарх в малиновых штанах, окруженный стайкой длинноногих красоток. Вот жирный эцилоп-полицай – чем не собирательный образ наших раздувшихся от довольства силовиков, что доблестно защищают власть от народа, не забывая собственный карман? Вот господин Пэжэ и непременно с любимым пацаком. Воду перевели на лутц – топливо для пепелацев – так вот же рапс, который в голодающих странах сажают вместо пшеницы. До нас это веяние пока не дошло, но ещё не вечер…

В общем, фильм получился вечным, из тех, когда с каждым просмотром узнаёшь что-то новое. И очень удивило желание режиссёра снять продолжение. Зачем? Как можно продолжить абсолютно законченную вещь? Поэтому все надежды на мультфильм «Кин-дза-дза», который, после многолетнего долгостроя, вышел-таки на экраны в апреле, были связаны только с именем режиссёра. Удастся ли взять новую высоту? Что теперь он хочет сказать зрителю?

Посмотреть мультфильм на широком экране, спасибо псковским киношникам, не удалось, хотя реклама и висела на обоих кинотеатрах – то ли не договорились с прокатчиками, то ли решили, что семь сеансов Голливуда в день будут для псковской публики интереснее. Это их бизнес и им виднее. Пришлось – а что делать? –  прибегнуть к услугам флибустьеров с ближайшего торрент-трекера.

В общем-то, определённые ожидания от картины были. Почему-то думалось, что автор разберёт свою старую конструкцию, возьмёт все свои удачные кубики-модули, да и сложит что-то новенькое и вкусное. Заменив, конечно, два самых главных. И покажет, как впишутся в чатланский быт уже не два немного наивных советских человека, а парочка матёрых, закалённых диким капитализмом, «россиян». Пусть бы на Плюк десантировали, к примеру, того же диджея-скрипача и бизнесмена средней руки, привыкшего крутиться среди долгов, поборов и милейших представителей власти. Вот тогда бы мы ещё посмотрели, кто от кого поплачет!

Увы, создатели пошли по самому простому и изначально проигрышному пути – стали почти покадрово перерисовывать старый сюжет в новых декорациях. Какие-то изменения в сюжетной линии если и были, то не оживляли картину, а наоборот, упрощали, делали пресной. Например, оба землянина теперь уже не случайно познакомившиеся на улице люди, а родственники, оба они музыканты. Место колоритного технаря-прораба занял важный и скучный виолончелист, на фоне которого молодой диджей выглядит энергичным и пробивным парнем.

При таком отсутствии вдохновения нарисовать мультяшных персонажей, конгениальных образам Евгения Леонова и Юрия Яковлева для авторов картины оказалось и вовсе невыполнимой задачей. Уэфа и Би «сыграли» какие-то инопланетяне второго плана, словно сбежавшие из мультика «Тайна третьей планеты».

Более-менее удался вальяжный эцилоп, но одного удачного образа безумно мало для такой заявки.

Кстати, вот что говорил по этому поводу сам Георгий Данелия: «Лет десять тому назад ко мне обратились американцы с предложением переснять «Кин-дза-дза». Я сначала задумался, может, правда, переснять, а потом отказался. Подумал, как я буду снимать без Леонова и Яковлева? Мне сказали, а вы героев Леонова и Яковлева, то есть Уэфа и Би сделайте мультипликационными, а всех остальных сыграют актеры. Но тогда я подумал, а как я буду снимать без Любшина? В общем, вот так постепенно мне захотелось сделать анимационное кино».

Но, похоже, что американцы только в сфере идей и помогали режиссёру. Над всей мультяшной частью Кин-дза-дзы зримо витает дух сурового недофинансирования. Практически полностью отсутствует маркетинговая кампания. Кроме того, что созданы группы в социальных сетях, да выпушен среднего качества сайт фильма, больше никакой рекламы авторы дать не смогли. Это видно и по сюжету, который, на первых этапах след в след идёт за фильмом, а потом оказывается безобразно скомкан и обрезан. Совершенно выкинули планету Альфа с чистоплюями-сектантами, которые выращивают кактусы из низших форм жизни. Убрали временную петлю в конце. Сократили до самого минимума «бунт на коленях», когда дядя Вова со Скрипачём захватывают транклюкатор и берут в заложники Пэжэ.

В районных газетах, в репортажах после проведения какого-нибудь дня молодёжи, принято писать в конце «праздник удался». Праздник анимации на Плюке не удался. Если бы мультик вышел сам по себе, без предшествующего фильма, можно было бы оценить его на троечку с плюсом или четвёрочку с минусом. Но в тени своего грандиозного предшественника мульт-версия теряется совершенно. Это провал.

Что ж, тем и лучше. Приятно лишний раз убедиться, что существуют вещи, которые не нуждаются ни в каких обновлениях и апгрейдах. Машинка перемещения в галактику Кин-дза-дза (та самая, что подарил нам всем Данелия в 1986 году) всё так же успешно работает. И не приходится сомневаться, что и годы спустя, люди всё так же будут наблюдать за бытом и нравами планеты Плюк, находя множество удивительно актуальных параллелей.

Пока, пацаки!

Илья Петров

опрос
Ждете ли вы скорого окончания специальной военной операции?
В опросе приняло участие 110 человек
ПравилаКомментарии 9
25.04.2013 12:07
Любой фильм, который рекламируют в программе "Время" и других официальных теленовостях на поверку оказывается Dерьмом.
0
25.04.2013 13:05
Пока, пацаки! А так хочется быть чатланином.
0
Пан профессор 25.04.2013 19:46
Прежнюю игровую "Кин-дза-дзу" я просто обожаю. Она у меня входит в пятерку самых любимых фильмов, которые я могу смотреть с любого места, в любое время и любое количество раз. От многого не ждал, и он мне не слишком понравился. Однако наблюдательные критики уже подметили одно очень важное обстоятельство, с которым лично я согласен. В старой "Кин-дза-дзе" всех было очень жалко. Даже великого Пэ-Жэ. Вот мама у него старенькая. Да и сам он какой-то убогий. Ну эцилопы (анограмма полицай читается ясно) мерзкие, их не жалко. А остальных... Уэф с Би - подлецы, конечно, но такие наивные, несчастные, что жалко. В мультяшной "Кин-дза-дзе" приличный человек только дядя ставший из сурового прораба музыкантом. Прочие - кю. Никого там не жалко. И эти две трактовки вполне соответствуют эпохам. Той и нынешней. Сильное оскотинивание произошло за последние годы. Силовика с ржавым траклюкатором, мелкого жулика в грязном комбинезоне, карлика в оранжевых штанах можно было и пожалеть. Олигархов, покупающих яхты, чинуш, берущих откаты в размере годового бюджета пданетки Плюк, равно, как пацаков, которые "тащатся" от русского шансона и "Комеди-клаб" жалеть нечего. Кю, они. Полное и безусловное кю. "Мама, мама, что я буду делать?!".
0
25.04.2013 20:56
Чушь и фильм, и мульт.
1
25.04.2013 21:41
Ну с точки зрения поклонников сериалов про ментов и того самого "русского блевансона" - чушь. Чатлане, однако.
0
Наденька. 26.04.2013 00:01
Журналист сегодня катилась на автобусе, и заходить в автобус мужчина худощав, под 180см, глаза немного голубые и отдают сиреневым оттенком, редкие глаза но прекрасные, так вот симпотяша полная, и что место рядом со мной освободилось ну присаживается, пролез не пойми как я бы встала пропустила, но не говоря ни слова пролез сел и что? а ничего как олух царя небесного все сжался, ноги то скрестил, то руки в ноги засунул, со вздохом произнес даааа, и что? на него все красивые девченки смотрели заинтересованно, и что? а он просто себе цену незнает, ведет скованно и т.д. Так в РФ нормальные мужчины все такие и госпрограммы нету, откоректировать такое идиотское поведение и что ждать от таких мужчин? Вот если какая нибудь прелестница не подберет, не вставит хорошо, он таким и будет, потом злобу накопит и выскачит где нибудь. Все дело в господдержки, разве Путин скажет мужики а вы прекрасны, гей сообщество онемеет. Так ждать от вас мужчины нормальные, нормального не приходится, а потомки скажут пост модернизммм. Так что журналист выб хоть сказали бы нормальным мужикам вы прекрасны, может муза кого поситила бы.
0
Ольга 28.04.2013 14:14
Илья, спасибо. Очень хорошая статья. Солидарна. В Вологде фильм тоже прошел незаметно.
0
29.04.2013 15:03
У кинематографистов кризис и рецессия. Мозг высох начисто, измельчали от избытка свободы. Какие 17 мгновений? В бой идут старики? Холмс и Ватсон? ...Идей не хватает! Даже чужие мысли не своровать...
Мерзко, гадко...БЛЕВОТИНА! и Распил денег...народных!
0
Рейтинг@Mail.ru