Была в пору заката Империи такая вещь, как торговля в нагрузку, дико раздражавшая лучшую часть творческой интеллигенции. Хочешь купить томик Есенина? А возьми-ка в придачу «Малую землю». Любишь стихи Евтушенко? Люби и материалы двадцать сякого-то съезда ВЛКСМ. В общем, чаша гнева переполнялась.
С развалом «оси зла» выяснилось, что торговля в нагрузку не только никуда не исчезла, но и стала приобретать прямо-таки гипертрофированные формы. Вот вам простой пример, уважаемые читатели. На днях стал я жертвой маркетологов киностудии «Метро Голдвин Мейер» и попал в зал псковского кинотеатра на премьеру широко разрекламированного «Хоббита». Захотелось посмотреть очередную сказку о борьбе прекрасных эльфов Запада с нехорошими орками Восточного блока. А кроме того, просто любопытно – что же за принципиально новые режиссёрские и операторские решения нам хотят предложить.
Не буду останавливаться на самой ленте, отпинать которую – работа профессиональных кинокритиков. Добротный современный мейнстрим, когда считается, что чем громче на человека вопить и чем больше мелькает картинок – тем сильнее эффект. Неприятным оказалось другое. Сеанс начался в 16.20, а фактически первые титры фильма замелькали на экране только в 16.40. Двадцать минут пришлось смотреть рекламу, сначала какой-то псковской фирмы, работающей на сеть местных кинотеатров, потом российского прокатчика.
Пока ждали хоббитовых приключений, нам пару раз рассказали про новый авторынок, про шиномонтаж на этом авторынке, про местные забегаловки, про автостраховку и прочие безумно интересные вещи, имеющие самое прямое отношение к кинематографу. Казалось бы – ну что такого? Тяжело, что ли, посмотреть рекламу? А вот тяжело. Хотя бы потому, что я уже пришёл в кинотеатр и заплатил за билет. Может, конечно, кто-то сочтёт эту сумму чисто символической, но за те же деньги можно, например, сходить послушать концерт псковского симфонического оркестра, который, почему-то пока ещё не рекламирует ни автошпаклёвку, ни подгузники. Можно купить несколько килограммов мяса или пару месяцев говорить по мобильнику.
Сейчас нам постоянно твердят про злобных пиратов, подрывающих сверхдоходы кинокомпаний и про непримиримую борьбу с ними. Вот и одно из условий нашего успешного включения в дружную семью ВТО – резкая активизация борьбы с пиратами. Оказывается, простой свободы слова и разрешения гей-парадов оказалось недостаточно, для того, чтобы РФ признали рыночной страной и начали сюда инвестировать.
Но вот, что получается – в данном конкретном случае я выполняю условия игры. Ничего не скачиваю, не пользуюсь торрентами. Честно прихожу и покупаю билет, в который уже заложен интерес создателей фильма, российских прокатчиков, светлейшего князя Мигалкова, и, наконец, самого кинотеатра. И в качестве бонуса я получаю обязательную двадцатиминутную промывку мозгов от псковских криэйторов и копирайтеров.
Дальше – больше. Навязывание рекламы, похоже, вообще считается чем-то совершенно невинным и абсолютно не несущим никакой негативной нагрузки для потребителя. Вот утром в автобусе едут люди. Тоже, в большинстве своём не бесплатно. У кого проездной, кто талон купил. Злые люди. Не выспавшиеся. Каждому хочется ещё выкроить несколько минут в пути, подремать, побыть наедине со своими мыслями. А их монотонно обрабатывает голос на магнитофоне – купите, приходите, мы открылись, ищем работников… А поднимешь голову – тут тебе и бегущая строка, тут тебе и телевизор с рекламными роликами. Позвольте, тогда может быть, автопарк будет зарабатывать деньги на рекламе, а возить бесплатно?
Примерно из той же серии экраны с непрерывными рекламным видеопотоком в банках, офисах мобильных компаний, на почте… Казалось бы – зачем ещё-то на людей давить? Они и так принесли вам свои кровные, сидят в очереди, время своё теряют, а с учётом нашего уровня обслуживания народ злой и нервный. Так вместо зрелища умиротворяющих аквариумов, что были в моде ещё лет десять назад, их кормят агрессивными роликами.
А как вам, например, рассылка для абонентов компании мобильной связи в таком стиле: «Помоги больным раком детям – пошли СМС на номер такой-то»? То есть, тебя изначально ставят перед выбором – либо материально поддержи сотового оператора, либо ходи и чувствуй себя сволочью, которая зажала копейку для смертельно больных детей.
Впрочем, оставим случаи, когда компания, стремясь выжать из благодарных клиентов всё до последней капли, заставляет их смотреть зомбо-ролики. Ценность человеческого сознания и его спокойствие – это всё ещё слишком далёкие от нас категории, они ничего, кроме смеха вызвать не могут. Но часто бывает, что торговля в нагрузку уже беззастенчиво бьёт не только по мозгам, которые в России ничего не стоят, но и по кошелькам. Например, который уж год в Пскове жильцы первых этажей в домах вынуждены платить за обслуживание лифтов. А как иначе? Квитанция одна для всех, отдельные статьи из неё не вычленишь.
Ещё веселее в столь сейчас опекаемой нашим правительством банковской системе. Вроде бы, существует «Закон о банковской деятельности», «Закон о защите прав потребителя», которые однозначно говорят, что кредитная организация, предоставляя займ, получает свою прибыль от процентов по этому займу и любые связанные услуги будут незаконны. Но это не мешает орде расплодившихся как грибы-поганки после дождя коммерческих банков включать в кредитные договоры загадочные статьи дополнительных платежей. Например, комиссия за выдачу кредита, комиссия за открытие специального кредитного счёта, страхование жизни и здоровья заёмщика. Всё это повышает кредитную ставку с рекламируемых 15 процентов до 30-40 годовых. В рекордсменах потребительские кредиты, где суммы меньше, чем, например, в ипотечных, но зато, и деньги, как правило, жертвы банкиров считают в этом случае хуже.
С 2006 года Роспотребнадзор немного прижал хвост неразборчивым в средствах банкирам, так что теперь те поступают хитрее. В кредитном договоре обязательства страховать свою жизнь и здоровье могут не прописывать, зато требуют эти бумаги для получения кредита. Не нравится – не ешь, как говорится.
Остаётся только бороться за свои права. Например, даже сегодня суды прекрасно компенсируют гражданам незаконные поборы при получении банковских кредитов. Деньги возвращают, и это помогает снизить бремя долга. В Москве некая адвокатская контора уже предлагает жильцам свои услуги в том, чтобы получить компенсацию за рекламу на фасаде дома. Очень хотелось бы, чтобы и псковские борцы за права потребителей начали бы свою деятельность, например, с навязчивой зомборекламы в кинозалах, автобусах, почтовых отделениях. Интересно поинтересоваться у местных деятелей экрана и проектора – по какому праву они навязывают рекламные услуги людям, уже заплатившим за билет?
А то ведь будет как в одном из романов Лема, когда правительство, освоив нанотехнологии, принялось всюду рисовать социальные лозунги, даже на облаках и коре деревьев. Кончалось тем, что иной обыватель, сев поесть супчика и увидев, как макаронины выстраиваются в рекламные слоганы, вместо еды глотал вилку, надеясь хоть так покончить с опостылевшей агитацией.
Илья Петров