«…Насчёт честно трудиться. На кого? На абрамовичей-прохоровых-дерипасок? И прочую олигархическую сволочь?.. Рабам ведь тоже внушали, что они должны трудиться честно. На своих хозяев. Они и трудились. Искренне веря, что так оно надо и что иначе быть не может…» - дословная цитата из газеты-агитки обновлённого МММ. Действительно, зачем трудится? От работы кони дохнут. Надо найти заветную красную кнопку с надписью «БАБЛО», нажать её и наслаждаться жизнью, покуривая бамбук и разглядывая аппетитных квартеронок на пляжах Копакабаны.
А тем временем в Пскове мировой суд обязал бывшего председателя кредитного кооператива «Возрождение» отработать 240 часов на благо общества. Как выяснила прокурорская проверка, предприниматель заключил шесть договоров о передаче личных сбережений в сумме от 15 000 рублей до 540 000 рублей, которые СКПК «Возрождение» обязалось вернуть с компенсацией в установленный срок. Всего контора нагрела доверчивых скобарей на 16 миллионов рубликов. Понятно, что денежки возвращены не были, так что горе-инвесторам пришлось взыскивать их в судебном порядке. Тогда председатель кооператива и вовсе исключил потерпевших из списка очередных выплат. Как в том анекдоте: «А будете матом ругаться, я вообще никуда не пойду». Вот вам и весь Ренессанс.
Наверное, правильно говорят, что людей… гм… с альтернативным мышлением не сеют, не пашут, они сами родятся. Уцелевшие игруны в первое МММ потихоньку зализали раны, выплатили долги и кое-как нашли себя в жизни. А когда терзают горькие воспоминания и нападает меланхолия, бывшие вкладчики снимают ремни и начинают лупить своих чад, приговаривая: «Не вкладывай! Не вкладывай!» Но чада вырастают и тоже хотят халявы. Потирая следы от отцовского воспитания, они смотрят на безмятежно смеющихся людей из рекламного мира и мучительно думают - где ж эта заветная красная кнопка? Вон «Возрождение» выдавало кредиты под 5%, а брало деньги в доверительное управление под 35% - эх, не успели. Бывший руководитель конторы машет под окном метёлкой, и зябко поёживается от суровости российского инвестиционного климата.
Но не беда - вот уже второе МММ на подходе. Существовавшая до марта сего года где-то в виртуальных мирах структура вдруг вылезла в широкие массы. И вот уже на автобусных остановках какие-то полуголодные студенты суют вам в руки газету с заклинаниями. А там человек-загадка Мавроди, в помятом пиджаке и глазами, вечно обращёнными куда-то в сторону. Он похож на реликтовое существо, что выползло на свет божий под тамтамы политтехнологов, полгода пугавших нас лихими девяностыми. В газете без выходных данных собрано в кучу всё - нумерология и гороскопы, письма благодарных читателей и проклятия в адрес насквозь прогнившей финансовой системы, каббалистические таблицы роста благосостояния для «уверовавших» и потуги на финансовую аналитику. «Продажные политики и финансисты опасаются Мавроди. Для них он - дьявол, пришедший сокрушить их финансовую систему, для них он - всадник апокалипсиса...»
Пиарщики МММ пишут, что его пирамида никогда не развалится. Приток денег, дескать, будет всегда. А со временем поглотит все финансовые системы и объединит человечество. (Не верите? Именно так там и написано). При том, что профессиональные «пирамидологи» советуют бежать из таких структур именно тогда, когда начинается массовая реклама - отцы-основатели судорожно ищут деньги для выплаты по старым вкладам.
Силовики разводят руками: «Ну, он же честно предупреждает всех, что это пирамида, что старые вкладчики получают деньги только за счёт новых. Тут ничего не поделаешь». Ага, как же! Давайте я буду торговать героином на Октябрьском, а рядом повешу плакат «Наркотики – зло». Думаю, ребятам из наркоконтроля мои слова о том, что я всех предупреждал и значит ни в чём не виноват, едва ли покажутся убедительными. Да и вообще, попробуйте в нашем государстве не то что финансовую пирамиду построить, а хотя бы поставить ларёк (обычный, не героиновый), без милостивого «одобрям-с» свыше. Попробуйте. А я засеку, сколько он у вас простоит.
Ладно, допустим я что-то пропустил, и у нас за окном сегодня во всей красе расцвело правовое государство, где перед законом все стали равны. Так что и власть, и силовые структуры ну просто никак не могут повлиять на супостата, поскольку юридически к нему не подкопаешься.
Но ведь, если оставить за кадром финансовую казуистику, в новой своей ипостаси МММ имеет все черты тоталитарной секты. А их, как мы теперь знаем, благодаря богослову Дворкину, три. Первое – жесткая иерархическая (пирамидальная) структура. Второе – требование вербовки новых обращённых. В структуре МММ для этого существует реферальная система, которую классики описывают так: приведи своего друга и получи тридцать сребреников. И третье – обожествление лидера. Ну, если не обожествление, то сравнение с диаволом и всадником финансового апокалипсиса, что уже повод для серьёзных раздумий.
Или, может, у нас и против деструктивных сект уже нет никакой правовой базы? У нас вообще на кого-нибудь в стране есть управа? Ну, кроме как на колхозника Васю, укравшего мешок комбикорма? Но это уже так, мысли в сторону.
Так вот, если отбросить все нумерологические фантики, Мавроди обращается к здравому смыслу. Вся наша финансовая система сегодня имеет вид пирамиды. Всё – доллары, рубли, цветные еврики, фьючерсы и дериваты представляет собой гигантский мыльный пузырь, который раздувают и раздувают. Пирамидальная структура заложена в сам принцип сложных процентов, когда человек не снимает деньги со счёта, а приплюсовывает их к основной сумме, а на них вновь набегают проценты и так до бесконечности. Ещё Иудушка Головлёв любил размышлять на тему – что было бы, если бы маменька не зажилила подаренную ему в детстве денежку, а положила в ломбард под проценты? Суммы у него получались не слабые. Они и должны такими получаться, поскольку при этом рост капитала идёт по экспоненте.
Когда господа марксисты писали про сращивание банковского капитала с промышленным они и думать не могли, что со временем вся промышленность станет ненужным и обременительным придатком. Зачем строить какой-то завод, заворачиваться с рынками сбыта, кормить кучу технарей, когда можно просто купить недвижимость, которая постоянно растёт в цене? Потом и недвижимость стала слишком громоздкой, её заменили цветные фантики, которые тоже растут в цене. До поры до времени.
Когда надувать пузырь дальше невозможно, происходит очередной кризис – матрица перезагрузилась и снова готова к работе. И тогда обиженные банкиры прячутся в Лондоне, а вкладчики пикетируют парламент.
Но играют же в эти игры! Причём, играют в эти игры состоятельные и очень неглупые люди. Например, одним из основных покупателей ГКО, пирамида которых развалилась в 1998, был Дойчебанк. Ну а создателем – да, правильно. Ельцинское правительство. Тогда кризис врезал не по тем, кто покупал и продавал бумажки, а по населению, которое и сам-то термин «государственные краткосрочные обязательства» узнало только тогда, когда за них пришлось расплачиваться. В США доткомовский и ипотечный кризисы тоже накрыли отнюдь не банкиров и инвестиционные фонды.
Дело в том, что сам по себе принцип экспоненциального роста глубоко чужд живой природе. Там большинство процессов подчиняются иному закону, когда рост замедляется и выходит на некий постоянный уровень. К примеру, один год уток на Пскове было, мало, потом больше, потом ещё больше, потом прирост прекратился. Всё. Есть максимальная популяция, которая может прокормиться на данном ареале. А график экспоненты – это плавное нарастание в начале и почти вертикальный взлёт в конце. Так не бывает. Ни сверхусилия экономики, ни печатный станок не могут обеспечить такого бесконечного прироста капитала. Мы живём в замкнутой системе, а значит, чтобы кто-то богател безумными темпами, нужна система сравнительно честного отъема денег, финансовая система, которая станет насосом, перекачивающим «излишки» денег от бедных к богатым. Система, в которой мы все живём.
Понятно, когда слова «люди труда» звучат как издёвка, а на самих этих людей труда смотрят как на дурачков, ничего не понимающих в жизни, работать особо не тянет. Кому же хочется быть гномиком, копающим золотишко для забав олигарха? Хочется поиграть в их игры, по их правилам.
Но жизнь – мудрый учитель – крепкими щелбанами объясняет свои законы тем, кто прогуливал матан в институте и кому влом разбираться в графиках экспоненциального роста. Глядишь, вот уже один наигрался на форексе, понял, бедняга, что все эти «аллигаторы» и «боллинджеры» пустое место по сравнению с доступом к первоисточникам информации. Второй вложился в паевый фонд, проинвестировав организаторам бутерброд с икоркой. До третьего, наконец-то дошло, что надёжнее всего хранить деньги не на банковском депозите, а в подвале. Четвёртый понял, что единственный способ разбогатеть – это становиться специалистом в своей отрасли, чтобы иметь возможность назначать настоящую цену за свою работу. Пинками и подзатыльниками жизнь загоняет нас обратно в реальную экономику. И процесс этот не может не радовать.
Илья Петров