Практически каждое утро под летними зонтиками этого кафе, рекламу которому делать не хочу, вижу двоих-троих-четверых мужиков за кружкой пива. Впрочем, подобную картину видят многие не только на рынке у «четырех углов», но и в других местечках и улицах Пскова. Сидят, потягивают пенную жидкость: небритые, помятые, лохматые - нисколько не заботясь, как они выглядят, что люди скажут, что подумают. Имидж для них, явно, ничто… Но вот вопрос: нам всем наплевать, что о нас подумают, или все же немалую часть жителей заботит имидж города и общий портрет?
У автовокзала в Пскове очередное олицетворение российских метаморфоз последних десятилетий. Кирпичный павильон безо всяких изысков, в правой части которого - кафе «Русская душа», где на скромной вывеске меню, из русского только мороженое, теряющееся среди хот-догов и шаверм. А в левой части магазин… «Русская водка». Расположенные в непосредственной близости эти названия весьма явно дают понять, с чем ассоциируется русская душа. Объясняй потом, к примеру, иностранному гостю, да что там, и своим юношам «со взором горящим», что русская водка и русская душа вовсе не синонимы, что на самом деле мы другие… Да, чего и объяснять-то, пойди по городу: там и тут в различных уголках магазинчики с нехитрыми названиями, торгующие спиртным: в розлив, бутылями, канистрами. По некоторым подсчетам в Пскове более шестисот (!) точек с алкогольным ассортиментом. Цифра для небольшого города просто сумасшедшая.
Помню, как однажды в Берлине группа русских туристов, желающих провести вечер в отеле не с сухим бутербродом в руке, бродила по улицам центра немецкой столицы в поисках магазинчика, торгующего спиртным. Оказалось, что это очень трудная задача - таких точек на центральных берлинских улицах попросту не было. А маленькие супермаркеты спрятаны в глубине кварталов, да и те работают до восьми-девяти часов вечера. Такая же ситуация во многих европейских городах независимо от стран и размера населенных пунктов. В Пскове же большинство этих точек и искать-то вовсе не надо - сами с великой наглостью в глаза лезут, не заметить их просто невозможно. Понятно, что менталитет у нас и европейских жителей разный: там при необходимости вечером принято ходить в кафе или бар, чтобы пропустить рюмочку-другую. У нас же при необходимости идут в магазин, где к тому же стоимость алкосодержащей бутылки нередко дешевле, чем сто грамм того же напитка в кафе. Можно, конечно, понять, что в России продажа алкоголя - один из самых устойчивых и прибыльных видов коммерции - сейчас не об этом. Если все законно - пусть себе торгуют. Но зачем же выносить эти точки фасадами на центральные улицы города? Одна моя коллега, которая давно живет в центре Пскова, постоянно жалуется на отсутствие в центральных кварталах города нормальных продуктовых магазинов и реально завидует жителям Завеличья и Запсковья, когда там открываются очередные супер- и гипермаркеты. Порой получается до смешного - в центре города алкогольные напитки можно купить легко, а вот с закуской - проблема…
Надо отдать должное, после последних ограничений времени продажи крепких алкогольных напитков и запрете их продажи в небольших уличных точках - ситуация стала несколько меняться. Правда, это существенно не повлияло на количество подвыпивших граждан на улицах - отсутствие крепких напитков ими компенсируется употреблением слабосодержащих. Но и этого хватает, чтобы напиться.
Да и отношение к людям, распивающим спиртное и пиво на улицах, в общественных местах, у нас так и не меняется. В том числе и у правоохранительных органов. Хотя в России есть другие примеры… На недавних празднованиях Дня города Владимира местные жители нас сразу предупредили: не вздумайте пить пиво или другой алкоголь во время праздников на улицах, даже камуфлируя тару в пакеты, газеты и другие маскировочные средства - повяжут. И точно, свидетельствую - наряды полиции без церемоний то и дело вылавливали из толпы и укромных местечек тех, кто игнорировал новые общественные правила и просьбы большинства владимирцев, причем, без учета статуса и общественного положения выловленных. Праздник для таких личностей заканчивался быстро и однозначно.
Так, может, и в Пскове просто не хватает волевого решения ответственных лиц - пьяным на улицах не место! Потому что пока им на улицах вполне комфортно, и плевать они хотели на общий портрет горожан и имидж самого города. А если вовсе переберут, так им сердобольные псковичи еще вызовут «скорую», и та доставит «мучеников» в городскую больницу, где тем не только дадут выспаться, но и приведут в чувство, подлечат расшатавшееся здоровье. А на утро или через день-два вы снова увидите «знакомые» лица за кружкой пенного напитка.
Видя все эти вывески на наших улицах, сразу вспоминаешь фразу из бессмертного романа «12 стульев» Ильфа и Петрова: «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». Если вместо «парикмахерских заведений» подставить соответствующее слово, то возникает картина ильфопетровская: может показаться, что люди в Пскове рождаются для того, чтобы напиться и умереть… Хотя, если рассматривать рекламные вывески ритуальных заведений, как постоянное напоминание, что все мы смертны, особенно, те, кто злоупотребляют, что за грехи придется расплачиваться, то это весьма... мудро. Тогда не помешало бы открыть целую сеть подобных контор. Но имидж города тогда бы тоже остался специфическим…
Игорь Докучаев