На переходе перекрестка улиц в польском Белостоке пожилой мужчина, быстро заглянув в глаза, и после минутного изучения экземпляра, стоящего рядом с ним в ожидании зеленого глазка светофора, сунул мне в руки рекламный буклет одного из польских банков, призывающего граждан именно в его офисе подписаться на бытовой кредит. Такую рекламку мне могли сунуть где угодно: в Пскове, в Петербурге, в Москве, в Париже или Берлине – везде на этих глянцевых листках будет написано примерно одно и то же. Дело не в этом…
Стало приятно оттого, как интеллигентно, дружелюбно и ненавязчиво это было сделано. Особенно в сравнении с тем, как это делают молодые люди, подрабатывающие этим после уроков в школе, в колледже, или после лекций, а то и вместо них, в институте. Таких с трудом можно обойти на тротуаре, они словно каменные столбы врастают в асфальт на твоем пути, и ни метра не сдадут, пока ты не возьмешь листовку с рекламой, которая тебе вовсе не нужна, как и то, что в ней пропагандируется. При этом их лица либо суровые «донельзя», либо полностью равнодушны не только к тебе, но и к листовкам – им все равно что раздавать: рекламу очередного магазина или предложение поучаствовать в благотворительной акции какой-нибудь детской организации. Уверен, что с такой же равнодушной физиономией они раздавали бы и приглашение в клуб самоубийц, если бы таковой появился и нанял их разносчиками. Третьи и вовсе делают эту работу, нацепив на головы наушники и, отключив все живые точки разума, связывающие их с внешним миром.
Поэтому так приятно было получить этот буклет из рук прилично одетого интеллигента старой закалки: наверняка, какого-нибудь бывшего учителя, научного сотрудника института или специалиста со станции развития растений. Удивительно, но эту ненужную бумагу не хотелось ни выбросить в ближайшую урну, ни скомкать и сунуть в карман. Ее хотелось нести в руке, заглядывать в странички и даже пробегать глазами рекламный текст… И все из уважения к человеку на перекрестке, наверняка поступившемуся принципами, переборовшему гордость и величину собственного большого «я», и вышедшему на улицу подработать, потому что жизнь пенсионера далеко не везде сладка и безмятежна. Хотелось показать, что его труд не напрасен, что он нужен людям, вселить в него, в конце концов, хоть самую малость оптимизма, чтобы этот человек понял, что жизнь еще продолжается, идет, просто теперь она делает это по другим законам.
И тут же хочется удивиться: почему менеджеры фирм, руководители организаций чаще всего пренебрегают таким мощным и производительным потенциалом, томящимся в маленьких квартирках у телевизоров, и делают ставку только на молодых, в ожидании всплесков таящихся в них креатива и инициативы, которые зачастую так никогда и не проявятся, заглушенные децибеллами в наушниках. Кстати, на днях столкнулся с информацией, что в одной из организаций, где руководство устало бороться с «непроизводительной» молодежью, пошли на эксперимент и набрали на работу в бывшее молодежное подразделение специалистов предпенсионного и пенсионного возраста, тех, кого на работу в нынешних условиях практически не берут – эффект первых дней работы оказался поразительно успешным. А одним из главных результатов, который вдохновил руководителей еще больше, стало то, что никто из набранных сотрудников за рабочие дни ни разу не залез в социальные сети и не писал бесконечное количество смс-сообщений. Возможно, для успеха того или иного мероприятия, порой, и не хватает всего лишь таких вот интеллигентов, один из которых недавно встретился мне на перекрестке.
Игорь Докучаев