Прошла очередная Олимпиада, утихли допинговые страсти, профессиональные спортсмены разъехались кто по своим Кубкам и чемпионатам, кто в отпуск, кто на заслуженный отдых. Есть и те, кто бросили спорт, и пошли просто «выращивать капусту» в прямом и переносном смысле слова. Болельщики тоже занялись привычными делами в ожидании другого грандиозного спортивного мероприятия, каким уже скоро предстанет в России чемпионат мира по футболу.
И тут хочется вспомнить слова одного из молодых спортсменов, который достиг серьезных результатов на минувшей Олимпиаде. Александр Большунов, рассказывал в первых победных интервью, что начинал заниматься спортом в селе, где родился, где для того, чтобы начать бегать на лыжах, они с отцом вырубали просеку в кустах, чтобы проложить лыжню. Для получения путевки в спорт высоких достижений – такие испытания, возможно, были необходимы. Так можно вырастить из мальчишки мирового спортивного лидера. Спасибо отцу, что он тогда оказался рядом и поддержал решимость сына. И со спортсменами, готовыми выступать за страну у нас всё в порядке – есть те, кто растут и тренируются благодаря родителям и семейным кошелькам. А для остальных спорт остается в основном в возможности посидеть на трибуне стадиона, или перед телевизором. Нет, можно еще гонять мяч: на пустыре тем, кто не может платить, в зале – кто может скидываться на аренду. Массовым спортом у нас остается еще бег по произвольно проложенным маршрутам. Всеми остальными видами спорта в России можно заниматься, если у тебя есть определенная сумма денег. Мы не берем частности: старенький турник во дворе, или общественные тренажеры в некоторых пунктах.
Недавно видел, с какими горящими глазами, даже в лютый мороз и ветер, смотрят на настоящих биатлонистов дети. В небольшом эстонском городе Отепяэ, что недалеко от Пскова, в марте прошел юношеский чемпионат мира по биатлону. В маленькой Эстонии все местные мальчишки и девчонки непременно хотят заниматься лыжными гонками, биатлоном, прыжками с трамплина, фигурным катанием. И не просто хотят, но и занимаются. При этом эстонские спортсмены в этих видах спорта на пьедесталах мировых и европейских соревнований сейчас появляются редко. Но зато видно, что в стране очень развит лыжно-биатлонный спорт, даже в маленьких городах. Задача, которая стоит перед эстонскими спортивными организациями, как говорят сами менеджеры, вовсе не в погоне за пьедесталами для лучших спортсменов, а создание возможности заниматься спортом у всех жителей, и самое главное, конечно, у детей. Вот поэтому даже в самых небольших городках создана отличная спортивная инфраструктура: построены спортивные залы, физкультурные площадки и стадионы, проложены километры велодорожек, которые в зимнее время превращаются в лыжные трассы – всё подсвечивается электричеством, регулярно очищается от падающих веток.
Такая направленность на развитие спортивной массовости, наверное, самое правильное направление движения. В России же практика пока наоборот: в большинстве поселков и городов люди пристально наблюдают за медальной борьбой сотни-другой спортсменов из мужской и женской сборных, болеют до страсти за них – и всё. У нас принято развивать большой спорт, а не спорт в большинстве граждан. И вся спортивная работа идет через тернии, через трудности – любые площадки, клубы, где должны, могут, могли бы пропагандировать и вовлекать людей, особенно детей в массовый спорт – сами пытаются выжить, выплыть в борьбе за существование – в Пскове и во всей Псковской области таких примеров достаточно.
Взять легкую атлетику.
Мне рассказывали тренеры-легкоатлеты из ДЮСШ «Надежда», что родители приводят маленьких детей в школу, зная какую положительную роль в жизни человека может сыграть легкая атлетика, но взглянув, в каких условиях занимаются ребята – сразу их забирают. Поэтому идет большой отток из псковской легкой атлетики. Хотя в «Надежде» занятия спортом бесплатные, так как школа – это бюджетное учреждение. Но известная спортшкола с большой историей и заслугами перед городом, уже давно не имеет своего помещения для занятий.
«Построили бы нам пусть и не профессиональный манеж, а хотя бы пару больших ангаров, которые быстро возводятся, уже можно было бы заниматься», - сходятся во мнении и родители, и тренеры. Пока же лучшим вариантом для зимних занятий в школе, благодаря доброжелательности руководства Фонда гарантий и предпринимательства, стал парусиновый шатер Экспо-центра на территории стадиона «Машиностроитель». Но это пристанище на короткое время - хотя и с перерывами легкоатлеты прозанимались здесь всю минувшую зиму.
Один из самых уважаемых псковских тренеров в разговоре со мной, вспоминая, сказал: «Беда всего псковского спорта, что в последние десятилетия в Пскове для массового спорта не строилось ничего. Мне уже 60 лет и я могу сравнить. Последние стройки: Ледовый дворец и «двойка» - «Олимп», что рядом с Ледовым дворцом - мне кажется, это все-таки коммерческие варианты – и это скорее развлекательные комплексы. Обычных спортивных объектов для массовых занятий я ни одного не могу вспомнить. При этом хоккей – дорогой вид спорта, фигурное катание – тоже. Легкая атлетика – бесплатно, поэтому и строить для нас, видимо, ничего не надо. Все эти годы нас теснили, теснили, теснили… В начале, мы базировались на «Машиностроителе» - нас потеснили в подтрибунное помещение. Потом переехали в подтрибунное помещение на «Электроне» – оно хоть и в аварийном состоянии было, но все-таки работало. Мы там сами и дырки зашивали, и красили, и окна стеклили – по крайней мере, помещение было. И в таких условиях воспитывали чемпионов, призеров и членов сборных страны. Но потом разрушили и его. Нас пустили заниматься в спортивный зал «Электрона», хотя он и не был приспособлен для занятий легкой атлетикой. Разрешили два сектора поставить, положить специальное покрытие – около пяти лет там прозанимались. Нас было 6 тренеров, и хоть зал маленький, но мы нашли варианты работы, чтобы не мешать друг другу».
Но дальше история «Электрона» закончилась. И «Надежда» вообще осталась «у разбитого корыта». Маленьких детей, которые занимаются в группах начальной подготовки, пристроили заниматься по некоторым школам. Для остальных спас ситуацию павильон «Экспо-центра». Сейчас в «Надежде» 239 детей – это очень мало по сравнению с хорошими временами, когда только в этой школе постоянно занимались по 500-600 человек. И мы с каждым днем продолжаем терять желающих заниматься легкой атлетикой. Дети тренерам говорят: «мы не хотим пить, не хотим наркоманить, мы хотим заниматься спортом». Но вот исчезнет «Надежда», уйдут тренеры на заслуженный отдых, надоест им бороться с обстоятельствами, иссякнут силы - эти и подрастающие дети куда пойдут? Вопрос не требует ответа… Хорошо, если засядут за телефон и компьютер дома, так там их поджидают другие опасности.
Когда около десяти лет назад в Пскове заговорили о возможном строительстве легкоатлетического манежа – вся спортивная общественность радовалась. Были представлены три проекта - настоящих, современных, не просто закутки под трибунами. Проекты эти, говорят, и сейчас есть. По одному из них, кажется, и проектно-сметная документация уже была сделана. Но дело застопорилось.
А некоторое время назад все тренеры, встретившиеся на общественных слушаниях в городском Молодежном центре, сошлись в необходимости строительства многофункционального манежа, с площадями не только для легкой атлетики, но и для стрельбы, силовых, борцовских, игровых видов спорта. Но потом снова всё переиграли, и в результате тренеры узнали, что многофункционального центра не будет, построят очередной игровой зал на запасном поле «Машиностроителя». А легкоатлетам сказали, что сделают место для их занятий в подтрибунном помещении – как дети называют – «в кишке». Потому что оно узкое и длинное. И это в лучшем случае, что обещают легкоатлетам после реконструкции стадиона.
Наверное, в стране это по силам только тем местным властям, где есть нефтяные потоки и золотоносные жилы. Пскову остается ждать специальных государственных программ, как это было и раньше, во времена Советского Союза. Так мы об этом и говорим, что пока в стране все силы будут зациклены лишь на большой спорт, массовый спорт в регионах окончательно умрет, появляясь лишь для галочки в виде «Лыжни России» и подобных разовых акций.
Конечно, самое хорошее развитие ситуации – в Пскове необходим современный легкоатлетический манеж. Нужно чтобы, наконец, нашли место и деньги для его постройки. Это самый лучший… и самый неисполнимый на сегодняшний день вариант, считают специалисты. Тренеры уже готовы просто на сборную конструкцию из трех больших промышленных ангаров, состыкованных один к одному, где нужно сделать утепление, отопление и раздевалки. Можно найти помещение на каком-то пустующем заводе, помочь его обустроить и подготовить к регулярным массовым занятиям. Главное, чтобы это было в зоне доступности для детей и родителей. Наверное, региону это все-таки по силам.
Что интересно: так как воспитанники «Надежды» были членами сборной страны, то по специальной программе, спортшкола имеет финансовую поддержку из столицы для покупки нового спортивного оборудования – в школе его закупили в нужных количествах: барьеры, сектора, копья, ядра, диски и прочее… Всё необходимое оборудование для тренировочной и соревновательной деятельности есть. И каждый год, пока ребята из школы попадают в cборные страны, а три псковича в главных российских командах еще есть, эта финансовая поддержка будет продолжаться. Спортшколе в очередной раз из Москвы скажут: «выделяем деньги на оборудование». Но легкоатлеты из «Надежды» не знают: куда его поставить, где его хранить и в каком месте использовать. Вот парадокс…
Игорь Докучаев