Недавнее ЧП в Иркутске, где произошло массовое отравление суррогатным алкоголем, а точнее - концентратом для ванн «Боярышник», казалось бы, должно многому научить употребляющих разные напитки граждан. Не услышать про 72 погибших жителя Иркутска, хлебнувших зелья, было невозможно - этой новостью было заполнено всё воздушное пространство не только в России. С самого верху сразу придумали, как спасти страну от отравлений подобными жидкостями. Поднять акцизы на продукцию, даже обычные медицинские препараты, содержащие спирт, в том числе валокордин и настойки на травах, ту же самую настойку боярышника, продавать в аптеках только по рецепту. Были и более радикальные предложения.
И народ в деревнях, городах и других весях услышал, насторожился, отреагировал…
В конце декабря в одной из псковских деревень слышу, как незнакомый человек спрашивает в магазине у небольшой очереди: «А что, правду говорят, что власть официально разрешила самогон гнать?». Там ему, как понимали, растолковали смысл властных инициатив, имеющих отношение к приобретению, изготовлению, хранению, перевозке и, кажется, даже продаже алкогольной продукции домашнего производства, в том числе самогона и браги.
Волнуют-волнуют людей эти насущные вопросы. Так и то верно. В магазин ходить нельзя - так и норовят гадость какую подсунуть. Должно крупно повезти, чтобы сегодня за свои же немалые деньги купить что-то «съедобное». Теперь вот пошло движение «за свободу дистилляту!», то есть самогоноварению. Уже становится даже модным иметь у себя на дворе, или на кухне среди бытовой техники: микроволновки, посудомоечной и кофейной машин, встроенный самогонный аппарат – современный, блестящий поверхностями, удобный в использовании. Мечта многих поколений! Деды и прадеды сейчас бы прослезились от удовлетворения, ведь не надо теперь прятаться, не надо скрывать от случайных прохожих стойкий запах первача. И герои всем известной комедии «Самогонщики» теперь были бы уважаемыми предпринимателями, а не изгоями, как в те годы, когда фильм снимали. Теперь и в Псковской области надо будет фиксировать взрыв продаж самогонных аппаратов. Такой рост наблюдается по всей территории страны каждый раз после громких случаев отравлений некачественным алкоголем.
На самом деле производители и продавцы дистилляторов в последние годы чувствуют себя очень неплохо. Особенно после таких информационных кампаний, идущих по всем каналам и источникам. Самогонные аппараты производят во многих регионах страны – есть и лидеры производства, и рейтинги. В числе объявлений в Интернете полно призывов к сотрудничеству дилеров по продаже самогонных аппаратов. Выгоднейший бизнес, говорят: езжай в деревни, села, города – желающих приобрести масса. Здесь же, в глобальной сети, огромное количество предложений самих самогонных аппаратов: от простеньких до созданных чуть ли не по космическим технологиям. Полно советов для новичков и опытных: как правильно гнать самогон, как правильно его очистить. И, кажется - хорошо, пусть гонят, по крайней мере, не будет в этой домашней жидкости метанола.
Но всякому понятно, что государству индивидуальное производство спиртного не совсем выгодно. И в царской России, и в советское время были периоды, когда за это жестко наказывали. Поэтому граждане даже в леса уходили, строили там специальные домики, где самогон в тайне от властей гнали. Потому что выгодно государству совсем другое. Особенно в годы жесткого кризиса. Госмашину как раз должен привлекать лозунг не «свободу дистилляту», а монополия на производство спиртосодержащей продукции. И сегодня такие планы действительно рассматриваются. Тем более в ситуации, когда за минувший 2016 год резервный фонд страны сократился в четыре раза. Надо же его как-то пополнять. «В России могут ввести государственную монополию на производство и оборот этилового спирта. Законопроект об этом внесен в Госдуму», - писала осенью ушедшего года «Российская газета». То есть, в случае его принятия, производить и продавать спирт «смогут только компании с преобладающей долей государства в уставном капитале».
Если эти планы осуществятся, то это будет очередная госмонополия, отсчет которым можно вести с 1474 года, когда московский князь Иван III впервые ввел такую практику. Позже таким путем пошел и Алексей Михайлович в конце 17-го века, и Петр I в 18-м столетии, и Николай II. По наблюдениям специалистов, к таким мерам власти прибегали чаще всего при подготовке к войне… И только один раз, в советский период, к государственной монополии на алкогольную продукцию действительно обратились из-за заботы о здоровье населения.
Показательна и такая деталь: госмонополия 1895 года привела к резкому росту потребления нелегальной алкогольной продукции. А сухой закон, введенный с момента вступления России в войну 1914 года, и вовсе породил повальное увлечение самогоноварением. На сайте alcohole.ru можно обнаружить следующую статистику: в связи с продолжающимся запретом в «1922 г. было обнаружено 94 000 случаев самогоноварения, а в 1924 г. - 275 000, отобрано самогонных аппаратов в 1922 г. - 22 000, а в 1924 г. 73 000». Продолжалось царствование самогонщиков до 1925 года, когда сухой закон был отменен на всей территории СССР. Нынешние возможные запреты и монополии вряд ли отразятся по-другому. Если только страна не готовится к чему-то такому, на что нужны новые миллиарды рублей, которые может принести поставленная под контроль алкогольная отрасль.
Нынешние планы российских депутатов могут тревожить не только многих производителей алкоголя, которые не имеют этой самой преобладающей государственной доли, но и производителей самогонных аппаратов, которыми забиты склады, а производства продолжают штамповать все новые и новые. Куда их деть, если планы на госмонополию окажутся реалиями, ведь могут вернуть и запрет на самогоноварение? Поэтому продать их надо быстро и много. И тут рекламная и информационная кампания как раз и нужна. В каком виде она проходит - разве это важно для конечного результата. И как ни странно, кричать об иркутской трагедии и других случаях отравлений суррогатами и некачественными спиртосодержащими напитками сегодня выгодно всем: кто-то из людей одумается и вовсе перестанет злоупотреблять, другие – пойдут и купят самогонные аппараты и поддержат бизнес производителей, третьи – будут рьяно желать государственных монополий и запретов.
И за всем этим информационным шумом практически не слышны голоса тех, кто задается вопросом: а если бы наши сограждане не погибли от ошибки разливальщиков, нагрузивших жидкость не этиловым спиртом, а ядом - всё было бы нормально? То, что у нас народ пьет жидкость для ванн, тормозуху, различные очистители и лосьоны – это нормально? То, что даже средний класс часто употребляет нелегально произведенный алкоголь оттого, что элементарно хочет сэкономить – тоже нормально? Что многие люди в магазинах выискивают самые дешевые и не совсем качественные продукты – это норма? А может, лучше начать бороться с беспросветной бедностью?
Какие меры будут приняты в результате, депутаты Государственной Думы начнут обсуждать в самом начале весенней сессии. И уже скоро россияне узнают, что победит на этот раз: деньги, государство или здравый смысл.
Игорь Докучаев