Все эти «антикризисные» реформы последнего времени, по моему мнению, грозят вымыть - как вода песок - последние профессиональные кадры не только из глубинки, но и из городов. Сокращение специалистов в узких отраслях грозит постепенному умиранию в регионах этих отраслей. Самое обидное, что в минувшие годы многие умные руководители предприятий и организаций «убили» немало усилий и средств на подготовку специалистов для своих производств, организаций, учреждений давали им возможность наработать опыт, повысить квалификацию, отправляли на профильные семинары. И тут – бац! Вынуждены сокращать под разными предлогами. Специалисты выросли, набрались сил, опыта, полны идей и теперь их за ворота? Где логика? Нет логики… Набравшихся опыта и знаний специалистов, которых вскормили на государственные деньги, нужно не сокращать и увольнять, а предлагать ответственные должности, переводить туда, где их опыт работы, управления коллективами, знания сути механизмов будут применимы. Но в результате люди продолжают уезжать из регионов, в том числе из Псковской области, потому что оказываются здесь ненужными. Лишние люди какие-то… Как тот же Рудин, вышедший из-под пера Тургенева. Теперь можно новый «Дневник лишнего человека» писать. Только такие дневники появятся во множественном числе. И большинство заявлений депутатов и прочих ответственных лиц, что они не упустят, что им нужны готовые специалисты, чаще похожи либо на блеф, либо на речь священника у постели умирающего.
Недавно разговаривал с руководителями некоторых учреждений дополнительного образования в районах области, так они, перед угрозой слияния их учреждений и других испытаний оптимизацией, жалели вовсе не о потерянных ставках, рабочих местах: «У нас работают уникальные специалисты – почти энтузиасты, которые за столько лет работы с ребятами наработали большое число эффективных методик и приемов, у них такой багаж, что каждого можно выдвигать на государственную премию. Уедут они в другие места - вместе с ними уедут и их навыки. Страшно без этих специалистов остаться». Если таких не ценить, на что тогда надеяться?
Если от «утряски и усушки» работа организаций ничуть не изменится, не пострадает, значит, эти специалисты и не были нужны? Получается, что их принимали на работу не из-за потребности в них, а по каким-то другим причинам… Понравился, например, человек. Или дочь-сын какого приятеля. И значит, расходы на их содержание за все эти годы можно приравнять к нецелевым расходам и тогда кто-то должен за это ответить. Вопрос: кто? А если эти кадры все-таки были нужны, их растили на перспективу, для возможности развивать организации, то нынешнее их сокращение либо приведет к ухудшению работы ведомства, или вовсе к дырке вместо дела… И тогда кто-то опять должен ответить за неправильные решения.
И что нужно сказать людям, которые после нескольких лет, а то и десятилетий работы должны ломать свою жизнь и строить ее по-новому только из-за того, что какой-то начальник расточительствовал, как барин, окружая себя ненужными, оказывается, специалистами. В центрах занятости, многим из числа сокращенных, предлагают пройти курс переобучения. То есть опять на их переквалификацию будут тратить государственные деньги, и человек должен начать все с начала, возможно, даже в деле, которым никогда не интересовался и к которому душа не лежит. Что будет из такого новоиспеченного работника в дальнейшем, думаю, понятно. Переделать специалиста, например, педагогической отрасли в рабочего можно с большим трудом, за немалые деньги и результат остается непрогнозируемым…
При этом, доля убыточных предприятий в России достигла к началу этого года уже 28,1% от общей численности. Такие цифры зафиксировал Росстат. Об этом писали «Новые известия» и транслировал псковский Центр деловой информации. Так, опрошенные «Новыми известиями» эксперты считают, что эти цифры наглядно свидетельствуют: около трети российских предприятий оказались не готовы к сегодняшним экономическим реалиям. Один из экспертов - директор инвестиционной компании Денис Ракша уверен, что «многие из тех юридических лиц, кто показал убыток в прошлом году, 2015 год не переживут – закроются или обанкротятся. Из тех, кто переживет, большинство сильно сократят объемы своего бизнеса – рынок сжимается, и им не останется на нем места. Бюджет потеряет доходы, причем сильнее всех пострадают бюджеты региональные и местные – на них обрушатся еще и сокращения рабочих мест». И, значит, доля лишних людей в регионах, то есть сокращенных, уволенных, разорившихся может расти и дальше. И если им не будет предложена достойная альтернатива выхода из положения на местах, то единственный путь – уезжать в поисках работы.
К сожалению, в стране пока так и не построен механизм «карьерного лифта», нет серьезной кадровой работы, отслеживания и своевременного использования кадрового резерва. Подготовленные специалисты не должны исчезать «в полях» – их должны «вести», отслеживать, переводить на другие направления, создавать условия для эффективной работы. Должна быть налажена взаимосвязь между ведомствами, отстроен механизм обмена кадрами, и при этом осуществляться серьезный кадровый контроль - и еще много чего. Если складывается такая ситуация, что квалифицированные сотрудники не нужны на определенном участке, то их нужно не зачислять в штат «лишних людей», а переводить туда, где требуется их опыт. Сокращение и рабочих, и специалистов, их потеря для отраслей, должны расцениваться как государственное преступление. Если лишние люди появляются сегодня, значит, что-то не так…
Игорь Докучаев