В недавней программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» зрители услышали ответы первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. Он приводил в пример ситуацию с промышленными предприятиями в Калужской области, еще до недавнего времени «славившейся» развалившимися производствами. Сейчас там, по словам Шувалова, все нормально: заработали предприятия, получены госзаказы. Но страна у нас большая и любой рост промышленности и другого производства простыми гражданами осознается не по цифрам отчетов чиновников, не по высказываниям на ток-шоу, не по бравурным заявлениям политиков, а по ценникам в магазинах и наличию нужных сумм в карманах, то есть соответствию розничных цен и доходов. А вот тут-то проблема…
Возьмем молоко. Вот почему эта упаковка польского молока в пересчете на российские рубли стоит 30 рублей за литр. Заметьте, за литр, а не за 950, или даже 900 грамм в упаковке, как это делают в последнее время некоторые российские производители. А вот эта упаковка российского молока почти в два раза дороже – 56 рублей за литр. Почему такая разница? Что, там коровы другие? Меньше едят, не нужно тратить денег на их содержание и оплату персонала ферм? Что, там переработчики и торговые сети хотят меньше зарабатывать? Что, упаковка делается из дешевого воздуха?
Молоко псковские сельхозпредприятия пока не стали продавать дороже – в среднем сдают на переработку по 20 рублей, чуть меньше чем по Северо-Западному федеральному округу, где в среднем – 21,3 рубля. Объемы полученного молока не уменьшились, доили даже больше, чем пару лет назад - по данным журнала «Переработка молока» в январе в области получали в среднем по 358 тонн молока в сутки. Но почему же цены неумолимо ползут вверх?
Когда едешь по сельским дорогам Псковской области то в некоторых местах еще встречаешь на обочинах дорог деревянные, бетонные или металлические подмостки, о предназначении которых помнят уже только старожилы. А это не что иное, как места забора молока от частных подворий. Коров в сельской местности тогда было выгодно держать - ежедневная сдача молока приносила хорошие прибыли местным жителям и сами они без молока не сидели. Забор молока проходил ежедневно, а в некоторых местах даже два раза в день молоковозами ближайших молкомбинатов и заводов. Как только в 90-е годы районные предприятия по переработке в большинстве своем были ликвидированы, а объемы и цены на «большое молоко» стали зависеть от диктата крупных перерабатывающих предприятий, так эта цепочка сбора молока от населения и разорвалась окончательно. И в сельской местности содержать коров на своих дворах стало невыгодно: сами столько молока немногочисленные современные семьи использовать не могли, а продать его было невозможно. Сегодня купить молока в деревне - проблема зачастую большая, чем в городе. А крупные предприятия-переработчики с тех пор так и продолжают диктовать свои молочные цены. И, кажется, уж этот-то продукт никак не может зависеть от цен на нефть на мировом рынке и от скачков курса валют, и, значит, цена на него не может расти, тем более такими темпами. Но, нет, как раз еще как может. И каждый раз могут возникать все новые и новые причины роста конечной цены. Если не завышенные торговые наценки, так повышается стоимость упаковки...
«Девяносто восемь дел мы возбудили по конкретным фактам завышения цен, которые никак не связаны с внешней конъюнктурой. Либо они не имеют никакого отношения к импорту (все производится в нашей стране), либо доля роста цены по импорту составляет несколько единиц процентов, а на самом деле рост идет на 30, 40, 50% и т. д.», - заявил в конце января Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы на встрече с председателем российского правительства Дмитрием Медведевым. По молоку - самая большая наценка образуется, именно на этапе переработки, а не в торговых сетях – к таким выводам приходят псковские специалисты ФАС.
«Рост цены литра молока «Прасковья Молочкова» производства Псковского гормолзавода может составить в ближайшее время 15%. Предстоящий рост цены вызван несколькими факторами. По информации прокуратуры области, при анализе ценообразования было установлено, что возросла стоимость упаковки. Так, полиэтиленовая пленка за декабрь-январь выросла в цене на 40%. Увеличилась стоимость и картонной тары (на 15%)», - сообщала в конце января ПЛН.
Почему упаковка становится дороже понятно только частично. Что касается картонных пакетов, то тут все кажется логично: производителей этой тары для молока в России единицы и основа для ее производства сплошь импортная, поэтому дешевле рубль – дороже упаковка. Но полиэтиленовые-то пакеты для молока почему стали дороже? Известно, что в основе полиэтиленовой пленки – нефть. Было бы понятно подорожание, если цены на нефть были высокими, но они наоборот пали довольно низко и соответственно стоимость полимерного сырья, которое производят в России, должна быть ниже, а не выше. Но это там, где действуют рыночные условия… Неужели вновь необходимо «ручное управление» от главы государства, как и в памятном случае с регулировкой стоимости бензина. Скоро молитва-заклинание сложится: Путин помоги! Вот, сказал ведь президент: «Немедленно восстановить пригородные поезда. Немедленно!». И проблема решена. Заклинания многих людей помогли...
Получается, что цена на наше местное молоко все равно зависит от импортной составляющей его упаковки. То есть с таким же успехом можно и готовое молоко в импортной упаковке покупать за границей – цена будет так же зависеть от курса валют. И снижения цен на местную молочную продукцию не произойдет, пока все элементы упаковки не будут в нужных количествах производить в России. А до тех пор бесполезно хозяйствам биться за снижение себестоимости получаемого молока, за повышение объемов, а контролирующим органам отслеживать процесс производства – ничего в конечной цене не изменится – и при случае она будет расти под разными предлогами. А ведь в России, еще в бытность Советского Союза производители молока неплохо пользовались и стеклянными бутылками, и примечательными треугольными бумажными пакетами – и молоко действительно было стратегическим продуктом, доступным для всех. Кстати, попытки вновь использовать для упаковки молока те самые треугольные картонные пакеты есть… Например, Таллинский молочный комбинат несколько лет назад запустил в серию «молочные тетраэдры», хорошо зарекомендовавшие себя в СССР. Так неужели за тридцать лет, а старые молочные треугольники стали исчезать с прилавков магазинов большой страны после 1985 года, в России невозможно было придумать полностью отечественную упаковку, чтобы она не зависела ни от каких колебаний. То, что это возможно, доказывает, например, появление на рынке бутылок для молока и соков, изготовленных по новой технологии из смеси состоящей в большей мере из карбоната кальция, то есть из обыкновенного мела. Эта упаковка к тому же более экологичная, чем пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Но придумана она опять же не в России, а в Швеции.
Молоко – это настоящий стратегический продукт для России. Об этом уже напоминать стыдно – правительственные службы должны бы и сами понимать его огромное социальное значение для жителей страны и всеми силами стараться регулировать цены на молоко, оставляя их низкими. Впрочем, это касается и остальных жизненно необходимых продуктов, к которым относят более двадцати наименований. Простым людям, по большому счету, наплевать какими рычагами – рыночными или нет - будут двигать ответственные лица, чтобы получить нужный результат - людям важна приемлемая цифра на ценнике в магазине. Может быть, действительно единственный выход для нашей страны - государственное регулирование цен на продовольствие? Особенно в такие сложные времена кризисов и санкций, как сейчас. Депутаты из компартии и «Справедливой России» вот уже в который раз предлагают законопроекты по установлению фиксированного потолка возможных цен на основные продукты питания.
А пока стратегическим продуктом по приемлемым ценникам снабжают псковичей и жителей других городов только фермеры-одиночки, которые привозят молоко от своих коров в густонаселенные районы города и продают по 30 рублей за литр без всякой дорогостоящей упаковки. А мои соседи и вовсе покупают по 25 рублей за литр. И отсутствие красочной упаковки никого из таких покупателей не тревожит. Правда, имеющихся фермеров с их коровками на всех горожан не хватит. Значит, нужно обеспечить продукты по приемлемым ценам в магазинах. И, видимо, кому-то срочно пора за рычаги – рыночные или нет – нам все равно.
Игорь Докучаев