Принцип «тазика»: не видать нам в Пскове кораблей

23.12.2014 12:02|ПсковКомментариев: 15

После недавнего материала «На пути к Ганзе» среди людей, так или иначе имеющих отношение к судоходству, возникла интересная дискуссия. О ее сути я не мог не написать. Разбудили мнения специалистов следующие слова из упомянутого текста: «К сожалению, вряд ли в Псков смогут прийти парусники и современные корабли, которые на протяжении всей истории Ганзейского союза играли одну из главных ролей и продолжают «делать» большую часть международной торговли сегодня. Было бы здорово, если у новенькой псковской набережной спустили свои трапы бриги, корветы, шхуны - привет из далекого прошлого, приглашая всех желающих подняться на борт».

Но смысл в том, что приблизиться к Пскову большинство парусных кораблей не смогут - и не только потому, что под псковскими мостами красавцы никак не пройдут. Ни парусные корабли «из прошлого», ни современные суда - никто из них не сможет прийти не только в Великую, но и в Псковско-Чудское озеро. Сегодня не поможет ничего, чтобы у нас в акватории появилось и, тем более, стало развиваться большое судоходство. Увы, но Псков не имеет своего судоходного окна в Европу, как это было раньше - оно «заколочено». 

«Псково-Чудской водоем закрыт Нарвской ГЭС и судоходных шлюзов там нет, поэтому по-быстрому пригнать пассажирские и большие парусные кораблики в Псков не получится ну никак - ни сегодня, ни завтра, ни в 2019 году на Дни Ганзы. Наш «Александр Невский» в свое время привезли в Псков четырьмя частями на железнодорожных платформах и собирали уже здесь в псковском порту», - рассказывает Сергей Новиков, капитан теплохода «Александр Невский».

Если открыть подробную карту, то действительно можно увидеть перекрытую серым прямоугольником реку Нарву в районе Ивангорода. Строили станцию в течение пяти лет до 1956 года. Именно в те годы и была похоронена возможность ходить из Псковско-Чудского озера по реке Нарве и Луге в Балтийское море. И большой судоходный водоем превратился в «тазик», как выражаются корабелы, то есть, закрытую акваторию. Видимо, в организации Ленгидропроект в те годы даже не ставили задачи вместе со строительством плотины обеспечить водное сообщение. Хотя еще в 1907 году инженер Кениг вел изыскательские работы на реке Нарве, чтобы использовать силу реки, но с учетом интересов водного транспорта. К сожалению, закончить работу ему не удалось. Но это означает, что совместить эти варианты было возможным.  

«Строить рядом с Нарвской ГЭС обводный канал без шлюза - смысла нет, потому что уровень озера выше, чем в реках Нарве и Славянке. И если сделать обычный обводный канал, да прокопать дно рек, чтобы они стали судоходными, то все озеро просто уйдет в Финский залив, - продолжает Сергей Новиков. - Поэтому вариант один - строить полноразмерный судовой шлюз».

Но обводный канал с полноразмерным шлюзом - это, по мнению всех специалистов, очень дорогой проект. Хотя, конечно, за проход потом можно брать деньги с владельцев, судов и лодок. Да и возможное появление прямого выхода на большую воду в Балтийское море - это серьезное оживление экономики, связанной с перевозками, торговлей, туристическими возможностями не только для Пскова, Гдова, но и городов эстонского побережья. К тому же по плотине Нарвской ГЭС сегодня проходит граница между Российской Федерацией и Эстонией. Соответственно, проект обводного канала со шлюзом должен быть совместным, как минимум российско-эстонским, а как максимум, к нему может присоединиться и Евросоюз.

«Затея с выходом на большую воду - это дорогая история, считайте, что новый Волго-Балтийский канал копать. Хотя в Европе были такие планы», - уверен Сергей Новиков.

Действительно, есть такие мнения, что эстонцам нужен выход в Балтику, чтобы соединить Тарту и весь регион с «большой водой», в том числе для увеличения потока туристов, которые путешествуют по воде. А объем таких организованных и самостоятельных путешественников в европейских странах постоянно растет. И значит, они могут быть заинтересованы в совместном проекте. «У эстонцев флот маломерных судов под две тысячи единиц, у них и завод по их производству есть. И сфера услуг во многом заточена на туризм. А если будет шлюз или канал, то на их побережье съедется туча финнов-шведов-немцев на своих яхтах и лодках. Их десятки тысяч, и интерес войти в Пейпси (эст. Peipsi - Чудское озеро) есть», - делится мнением Юрий Стрекаловский, участник команды исторического судна «Ымму».

Получается, дело за договоренностями? Может быть, пора прорабатывать вопрос, встречаться сторонам, обсуждать… Но все не так просто. 

«Нет ничего невозможного при учете влияния власти, - считает Андрей Казимир, занимавшийся непосредственно проблемой водных перевозок на Псковско-Чудском водоеме, в том числе, международных, будучи последним директором псковского порта. -  Но реальных предпосылок для создания чего-либо подобного - нет. Все рассматривается, либо с точки зрения экономической эффективности, либо социальной значимости. Ни того ни другого в вопросе судоходства - нет. Есть гораздо более важные вопросы с водой. Экология, например. Такие работы как дноуглубление и расчистка водоемов. Но опять же... Федеральные деньги на такие проекты выделяются только в случае подтоплений и ущербов от наводнений. У нас этого нет. И денег в субъекте тоже нет. Так что темы эти мертвые».  

«Большого судоходства у нас не будет, ждать не стоит. А чтобы появилось малое, нужны тоже приличные капиталовложения: к примеру, в строительство яхт-клубов со всей инфраструктурой. Нужно чистить дно водоемов, укреплять берега от обвалов, иначе яхтам к берегу не подойти - слишком мелко», - ставит точку в вопросе и Сергей Новиков.

Как видите, радоваться в Пскове ожидания больших парусов, которые вдруг зайдут на огонек в псковские воды, не стоит. Будем довольствоваться небольшими яхтами и маломерными судами, которые можно привезти на автомобильном прицепе. Хотя придумать всегда что-то можно, как, например, те же новгородцы, которые при подготовке к проведению своих Дней Ганзы сделали из баржи полноразмерный флагманский фрегат - не для хождения за три моря, конечно, а в качестве памятника морской торговле. И теперь он стоит у причала набережной Волхова между низкими мостами и задает туристам загадку: как он туда смог попасть? Мосты ведь не разводятся.

Игорь Докучаев    

опрос
К кому вы обращаетесь за помощью в решении своих проблем?
В опросе приняло участие 36 человек
ПравилаКомментарии 15
23.12.2014 12:13
по суше то никто не едет....
0
23.12.2014 12:34
если у новенькой псковской набережной спустили свои трапы бриги, корветы, шхуны
---------------------------
с осадкой 4 и более метра!))))))
Автор, не Ваша эта тема!
8
23.12.2014 12:49
Осадка 4 м это конечно круто, но к личным яхтам относится мало(обычно не более 2,5 м). Поэтому выход в Балтийское море был бы замечателен. По морям ходит очень много парусных личных и туристических судов, печально, что даже минияхту около 6-8 м приходится грузить на трейлер, дабы выйти в Балтийское море, а при выходе в Балтийское море, можно было бы организовывать прогулки до Питера как минимум, и до прибалтийскихи европейских городов. А так, сидим в своем болоте и радуемся. (((
1
Автору 23.12.2014 12:57
Мечты, мечты!
Кратко:
Регион мелководный, тут могут применятся суда с динамической разгрузкой .. и только!
Производством таких судов 30 лет назад занималась ТОЛЬКО Россия (вернее СССР) сейчас их нет и НИКТО не производит! (только военные) и для МЧС - КВП))
Яхты тоже только -"малыши" или для понимания,,,- если чуть побольше, то НЕ БЕЗ нормального киля, а для остойчивости загруженные камнями)) как в средние века! с кУмпанейской серебряной кружкой на цепи, что б не Украли))
Удачи Вам в изучении речного флота..... хотя бы по "полунаучным дикостям" в инете!
7
23.12.2014 13:10
Автору! Просто так, ради любознательности))
Вы слышали выражение
"За компанию и жид повесился))"
Не верно толкуют)
На кораблях парусного флота , для питья воды, была кУмпанейская кружка из серебра!! на цепи.... далее вы все поняли.... "За кУмпанию и ......повесился!." На Новый год в компании друзей расскажите, предложив друзьям -кУмпанию с шампанским)) можно на верёвке!!!!!!!
6
23.12.2014 13:11
для 13,57
ну так об этом и речь - я так думаю, что минияхты, до тонников, сюда смогут заходить, а это немало туристов, многие путешествуют и не против были бы посетить новые места
да и катамаранные прогулки в туже финку или питер были бы прекрасны
0
23.12.2014 13:12
Без дноуглубительных работ это невозможно (и 2,5 м должны быть гарантированными) кто и за чей счет будет это делать? А так, мысль неплохая.
0
14 11 23.12.2014 13:16
Есть Международные МПСС! Там раздел "Сохранение человеческой жизни на море" извините но Псковская "лужа" подлетает под эти правила! И как же "пассажиры" на яхте?? Экипаж и любители экстрима -ДА; но туристы, "ну не, НИКАК"!
0
23.12.2014 15:15
В советское время кораблики заменили развитая сеть железных дорог, автобусное и авиасообщения.
0
23.12.2014 17:09
На самом деле для Пскова "тазик"- это большая проблема.Вроде бы есть большой живописный водоём, а толку от него от него ноль. Даже на близлежащие острова Залита и Белова добраться большая и дорогостоящая проблема. Это ставит крест на водном туризме - очень значительной части туристической экономики.
0
24.12.2014 08:13
Почему шлюз?))) почему не транспортёр?.... До 100 футов (30 метров) можно было бы перетаскивать волоком мимо ГРЭС . А мосты... От Москвы до Питера все мосты 12 метров, а там такие красавицы ходят...
0
123 24.12.2014 09:30
До строительства Нарвской ГЭС судоходство по реке Нарова со стороны Финского залива осуществлялось до г.Нарвы, со стороны Чудского озера - аналогично. Преградой для сквозного прохода судов из Чудского в Балтику и обратно были Нарвские водопады высотой 3-5 метров (зависело от сезонной приточности). Преодолеть их можно было перетаскивая суда волоком по суше вверх-вниз по течению. Инфу по Нарвским водопадам смотрим в тырнете.
0
24.12.2014 09:53
Без выхода в Балтику никто не рассматривает Псковско-Чудское озеро, как вариант развития "водной" и "туристической" экономики. Каждому владельцу лодки быстро наскучит ходить по одному водоёму. Нужно быть большим мазохистом, чтобы вкладываться тут в строительство водных заправок, яхтклубов, мастерских, стоянок и прочей инфраструктуры. А на трейлере много не навозишься - есть другие маршруты.
0
Сергей 24.12.2014 13:54
Эта высокая мечта не осуществима никогда! Кстати, до постройки плотины в Чудское озеро заходил угорь, родившийся, как все знают, в Саргасовом море. Но увы, увы...

За исторический экскурс большое спасибо!
0
24.12.2014 16:11
Построим обводной канал с сооружениями,предотвращающими переток воды Наровы помимо ГЭС. Для повышения уровня в тазике,чтобы могли ходить океанские лайнеры, построим трубопровод для перекачки воды из Байкала ( пресная вода нужна, а не солёная!). А чтобы не затопляло берега при подъёме уровня воды, вокруг озера - дамбу высотой метров в 15. Вариант: подъёмник для судов с тоннажем этак на 10 тысяч тонн. И тогда Нью-Васюки обязательно переедут в Псков. Господя! Как только люди не бредят.

Если не ошибаюсь, Нарова не была судоходной из-за порогов.Ведь перепад высоты на небольшом отрезке от озера до моря составляет 30 метров.
5
Рейтинг@Mail.ru