Хочу подбросить вам маленький тест. Можете прикинуть на досуге: вспомнив о своём доходе, отнесите себя к одной из групп:
- ниже прожиточного минимума (до 7-8 тысяч рублей в месяц) - крайняя нищета;
- от одного до двух прожиточных минимумов (в среднем 7-12 тысяч рублей) - нищета;
- доходы от 12 до 20 тысяч рублей - бедность;
- доходы от 20 до 30 тысяч рублей - выше бедности;
- доходы от 30 до 60 тысяч рублей - средний достаток;
- доходы от 60 до 90 тысяч рублей - состоятельные;
- доходы свыше 90 тысяч рублей - богатые;
- доходы свыше 150 тысяч рублей - сверхбогатые.
Все понятно? Это, конечно, никакой не тест. Так некоторые статистики разделяют уровень жизни россиян в зависимости от их доходов. И если вы внизу списка – то всё у вас хорошо. Но большинство наших сограждан таким результатом похвастаться, к сожалению, не могут. Потому как доход свыше 30 тысяч рублей, по данным всё той же службы статистики, за первую половину прошлого года имеют лишь 27,7 процентов населения. Остальные и того меньше. Например, доход от 7 до 10 тысяч рублей - у 14,6 процентов граждан… Немалое число и тех, кто получает и того меньше – по 3,5-5 тысяч... Возьмите тех же почтальонов в российской глубинке. Посмотришь на эти цифры и начинаешь понимать, сколько человек у нас бедных. Этак пенсионеры из-за надбавок и индексаций скоро превратятся в богачей… Хорошо, конечно, что люди старшего поколения могут наконец-то заслуженно почувствовать себя обеспеченными. Но если это происходит на фоне бедных работающих деток и внуков, то радость в этом все же маленькая. А наибольшее число малоимущих у нас именно среди молодёжи от 16 до 30 лет.
Конечно, осознать, увидеть черту, которая разделяет мир богатых от мира бедных сегодня довольно проблематично. И бедные хорошо одеваются – магазины «сэконд хенд» работают повсеместно, и на машинах ездят – правда, некоторые весьма похожи на утиль, а за другими - долгая кредитная кабала, и в театры бедняки захаживают… Но есть другие критерии: невозможность обеспечить нормальное питание, недоступность платной медпомощи, даже когда это жизненно необходимо, плохие жилищные условия – эти признаки новой бедности можно составить по материалам Института социологии РАН. И чаще всего, об этих признаках люди не говорят на каждом углу и скрывают даже от близких друзей – кому же хочется говорить о себе, что он бедный или существует на грани. И поэтому со стороны далеко не всегда можно разобраться, где же проходит эта грань.
Хотя и реальная граница, конечно, существует. Вот идёшь по Петербургу, видишь, к примеру, вывеску организации по скупке элитных часов – знай именно здесь и проходит эта граница. Или заглянешь за стеклянные двери отеля, в котором суточная стоимость номера укладывается в величину прожиточного минимума за целый месяц – и тоже понимаешь, где проходит эта черта между бедностью и богатством. Она же отчерчена и у кабинета участкового педиатра в районной поликлинике, и у кабинета депутата Госдумы и других столичных деятелей. Разве зарплаты в 250, или в 400 тысяч рублей в месяц позволяют думать о проблемах, которые ежедневно долбят мозг обычных людей с зарплатой в 15 тысяч? А эти миллионные доходы в месяц, в неделю, в день – не абсурд ли, и не пир ли во время…, когда страна переживает такие трудные времена? А нет ли желания отказаться от лишнего в пользу детей, в пользу тех, кому нужно лечиться, кому нечем платить за жилье, у кого вообще нет этого жилья и возможности его приобрести? Или в пользу тех, кто в стране реально работает, производит продукты и товары первой необходимости. Дайте им кредиты под минимальные проценты. Да, конечно, нет такого желания. Хотя это было бы хорошей помощью повсеместно урезаемым бюджетам. И тогда, возможно, нужно было бы меньше резать. Обидно, что эта грань между бедностью и богатством проходит всё больше по территориям сельским: по данным Росстата наибольшее количество малоимущего населения проживает именно там – 40,4 процента, и особенно в поселениях, где число жителей от 1 до 5 тысяч человек. Меньше всего бедных в городах-миллионщиках. Ситуация, в общем-то, не меняется уже пару десятилетий: большие города богатеют, маленькие – продолжают беднеть.
Бедность, конечно, не порок для человека… Но порог для государства, за которым может оказаться провал, пустота, которые окончательно разделят население. А что будет дальше - простому смертному знать не дано. Не знает этого и статистика. Единственный вариант избежать этой пропасти – ускоренными темпами пытаться стирать эту грань. Или всем перебраться, наконец, в мегаполисы.
Игорь Докучаев
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/